google-site-verification: google21d08411ff346180.html Духовная жизнь и посиделки «вконтакте» несовместимы | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Духовная жизнь и посиделки «вконтакте» несовместимы

Июнь 20th 2015 -

Духовная жизнь и посиделки «вконтакте» несовместимы

Вести полноценную духовную жизнь и просиживать в «вконтакте» невозможно. Надо выбирать что-то одно. Попытаюсь это объяснить. Недавно мне попалась статья о влиянии социальных сетей на психику. С большинством тезисов автора я согласился, так как на себе проверял это. Но, считаю эту тему важной не из-за влияния на психику, а из-за урона, наносимого духовной жизни. Синдромы этой болезни обнаружил не только у себя, но и регулярно замечаю, как от неё страдают близкие мне люди…

1. Зависимость

Страшна зависимость от наркотиков или алкоголя, но, не менее опасна интернет-зависимость от соц.сетей. От чего человек зависим, тому он и раб. Мы – рабы Божии, потому что без Бога жить не можем. Если молодой человек не может продержаться недели без посещения «вк», значит он стал рабом соц.сети. По мнению автора статьи о вредном влиянии соц.сетей, для появления зависимости есть несколько причин.

1.1 «Первая причина»- пишет автор, — «заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции, каждый раз, когда читаем доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв и т.д. Желание повторного получения этих эмоций несет нас вновь на просторы соц.сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени».

С духовной точки зрения это называет тщеславием. Оно проявляется в ожидании одобрения выложенной информации в виде «лайка» и всякого другого внимания к себе. Тщеславие – страшная болезни души. Кто-то выкладывает фото своих детей, чтобы потщеславиться «это же мой, мой ребёночек!». Но, рассказ о своей личной жизни (в виде фото, текста или видео) на интернет-просторе наносит вред для души. Преподобный Никодим Святогорец наставляет: «Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаев, когда это необходимо»[1]. Конечно, кто-то будем оправдываться, мол, родственники живут далеко, поэтому для них можно выложить фото. Но, почему бы не послать фото в почтовом email сообщении?

1.2 «Вторая причина кроется в особенностях усвоения информации при работе в многопользовательских веб-платформах. Человек, который сидит, например, в контакте получает много разнородной информации мелкими порциями за маленький промежуток времени: прочитал коротенький комментарий, ответил, тут же открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, не дочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашел на страничку этого друга посмотреть что там новенького. К такому режиму работы мозг привыкает так же быстро, как руки и рот привыкают к «щелканью» семечек. Дело даже не только в самом удовольствии и особенностях усвоения информации, а в удобстве, быстроте и доступности соц сетей!».

Разве это не так? Мозг, привыкая к такой спонтанной деятельности отучается рационально мыслить и конструировать глубокие идеи.

2.Ломка и свобода

Зависимость от соц.сетей рождает информационную ломку. Одного брата в дни, когда он не заходил в «вк», буквально «распирало» узнать какую-либо новость. Светские новости он не смотрел, поэтому, очень хотелось зайти в православные СМИ. Но, откуда такая тяга? Очевидно, что она не должна являться нормой для христианина. От привычки постоянно получать информацию и начинается «ломка», когда информация не поступает. И, что самое главное, это болезненное желание страдалец не может удовлетворить ни чтением Библии, ни чтением житий святых отцов (а ведь духовное чтение для нас всегда открывает что-то новое), так как это уже затруднительно для ума, привыкшего потреблять информацию мелкими порциями. Поэтому в православных группах соц.сетей так популярны коротеньки цитаты. Мало у кого хватит сил прочитать хотя бы один том святителя Иоанна Златоуста полностью…

Современный человек настолько зависим от получения информации, что ему сложно прожить без новостей. Эта тяжелейшая болезнь. По статистике, 80% опрошенных исследователями пользователей соц.сетей признались, что не могут не проверить страничку хотя бы раз в сутки. Кроме того, наша страна занимается в мире не только по количеству абортов, но и по интернет-зависимости: каждый третий (!) россиянин ежедневно заходит на свою страничку в социальных сетях.

Проверить, есть ли у нас интернет-зависимость, или нет, можно посредством полного ограничения себя от новостей и соц.сетей. Эта инфозависимость отнимает у христианина свободу, делая его рабом этой страсти. «Совершенная свобода состоит в том, чтобы вовсе ни в чём не нуждаться» (свт. Иоанн Златоуст)(2).

3. Молитва и «ВКонтакте».

Сколько я ни спрашивал у своих братьев, как у них получается совмещать молитву и посиделки в социальной сети (пусть и на страничках с православной информацией), всё время получал один неутешительный ответ: «Ды вот, молитва сейчас не идёт…». Стоит ли заходить в социальную сеть, если из-за этого главное дело христианина терпит большой урон?

Автор статьи о вреде соц.сетей верно подмечает, что из-за того, что пользователь «вконтакте» получает информацию спонтанно, быстро и маленькими порциями, мозг привыкает к такой работе и теряет способность длительное время удерживать внимание на чём-то, вследствие чего появляется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Происходит это из-за того, что есть соблазн одновременно совершать несколько умственных процессов. Становится трудно удерживать внимание на чтении книги. «Возникают сложности с тем, чтобы последовательно размышлять, обдумывать одну проблему: внимание постоянно «уплывает»»

Из-за привычки впитывать информацию спонтанно, ум, в итоге, начинает терять внимание. А «без внимания молитва не молитва. Следовательно, это главное» (свт. Феофан Затворник)(3). Поскольку внимание – это главная составляющая молитвенного делания, то его отсутствие делает совершение умной молитвы невозможным. Святитель Феофан учил, что умная молитва должна быть не только у монахов, но и у мирян. Для её стяжания будущие подвижники уходили в горы и пустыни, а современные христиане и дня не могут прожить без общения и просмотра новостей в соц.сетях…

Впитывая кучу хлама и эмоций от потока информации в соц. сетях невозможно избежать ненужных помыслов на молитве…

4. Миссия и  посиделки в «ВК».

Соц.сеть не является злом, это, безусловно, лишь инструмент, которым надо уметь пользоваться во благо. Например, выкладывать слово о Боге, о спасении, разного рода апологетику. Только вот если это хоть немного вредит душе того, кто будет этим заниматься, то это дело станет погибельным. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Есть мнение, что православный обязан быть в соц.сетях, чтобы сделать мир лучше. Но такое убеждение не верно. Что православный обязан, так это стремиться к святости, как того требует Бог. А сама мысль, что в целях миссии «нужно обязательно иметь аккаунт в соц.сетях, чтобы помочь окружающим прийти к Богу» говорит о том, что утверждающий так больше надеется на себя, чем на Бога. Мир изменили те, кто сначала изменил себя, а для этого нужно уединение. Даже великий Апостол Павел перед началом своей проповеди 3 года пробыл в пустыни. Соц.сеть – это не пустыня, а мир, с его страстями и похотями. И, порой случается, что молодой христианин, не утверждённый духовно просто-напросто ломается, отстаивая истину в интернет-дискуссиях. Для успехов в миссии нужно стяжание Благодати, притягивающей магнитом людей. Ею мы призваны заполнить сосуд своего сердца. А часто получается, что проводя кучу времени, расплёскивается то малое, что на донышке этого сосуда было… Для того, чтобы этот сосуд заполнить, святые уходили на годы в пустыню, а мы даже один не можем прожить без соц.сетей! Миссия в интернет-сети, щедро одаривающей пользователя похотью тела, похотью очей и гордостью житейской – для искусных. Ведь далеко не каждый может проповедывать в интернете без привязанности к нему, без раздражительности, без соблазна впустую потратить время, без умения не просматривать ненужную информацию.

5. Виртуальность и реальность.

Душа человеческая привязана к телу (до момента смерти), она ограничена пространством и пребывает лишь там, где тело. Общаясь вживую, мы соприкасаемся душами, а через интернет этого не происходит, поэтому, разговоры остаются мёртвыми. Обратный пример, когда едешь в метро: вагон полон людей, но, с другой стороны, их там нет — головы большинства опущены вниз и всё внимание сконцентрировано в экранах планшетов или андройдов… Справедливо заметил Святейший Патриарх Кирилл: «Погружение людей в информационный, виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения. Можно запросто представить себе такую картинку: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшетники. Ни один с другим практически не общается, если задают вопрос, отмахивается. А что он делает? А он общается через социальные сети”. Святые отцы вручную к разным лицам писали письма, и, ведь даже и в подчерке отпечатывалось настроение души. Электронные носители не могут передать этого. Кроме того, человеческий глаз более восприимчив к информации, получаемой с бумаги, а не с монитора. Вот и парадокс: техника, минуя тысячи километров, с виду всё больше нас сближает. А на деле — мы всё дальше и дальше друг от друга…

6. Лицо.

Хочется упомянуть ещё об одной проблеме. Страничка христианина – это его лицо для окружающих. «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). По «стенам» страничек судят об их хозяинах. А зная, что хозяин странички – христианин, внешние судят о Православии. Так вот, как часто на страничках христианин можно встретить то, что выходить за рамки благочестия! Мирские анекдоты и шутки, перепосты разных празднословных заметок… Апостол Павел осуждает это: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5:4). Зайдя на страницу такого человека и вовсе трудно догадаться, что он – Православный. Т.е., совсем забывается ответственность носящего имя Христианина. Порой, необдуманно делаются перепосты с тех страниц, на которых может быть соблазн в виде непристойных фото и бранных слов. Горе хозяину той странички, через которую кто-нибудь зашедший на неё соблазниться по вине хозяина. (Лк.17:1-2).
Стена пользователя – это его лицо, отражение того, что происходит у него на душе.

7. Время.

Каждый третий россиянин ежедневно проводит в соц.сетях там в среднем 9,8 часа в месяц. И при этом сотни тысяч крещённых пользователей соц.сетей жалуются, что у них не хватает времени на чтение Священного Писания! Многие современные христиане попусту сжигают в соц.сетях драгоценное время земной жизни, каждая минута которого подарена нам для нашего спасения…
«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». (Еф.5:15)

Православный миссионер Антон Дулевич, специально для портала «Православный Взгляд»

Ссылки:

1.Преподобный Никодим Святогорец. «Невидимая брань». 25 глава.
2. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна. 17 глава.
3. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. Выпуск
2. Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 2. Аскетические опыты.

Оставьте комментарий!