google-site-verification: google21d08411ff346180.html Алчевская конференция планирует стать ежегодной | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Алчевская конференция планирует стать ежегодной

Март 29th 2015 -

отец Михаил и Елизавета Дьяченко

14 – 15 марта 2015 года, в г.Алчевске, на базе православного учебно-просветительского центра имени преподобного Нестора Летописца, состоялась первая городская православная конференция, посвящённая 1000-летию со дня преставления равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси.

Конференция прошла успешно, с множеством гостей и глубиной тематических выступлений. Учитывая необходимость развития и распространения практического опыта, содержащего духовно-нравственные аспекты в образовании, культуре, науке, в условиях современности, данная конференция планирует стать ежегодной.

Вниманию дорогих читателей предоставляются тезисы доклада Дьяченко Елизаветы (Элеоноры) Валерьевны.

АКТУАЛЬНОСТЬ ДОМИНАНТЫ НА СОБЕСЕДНИКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

«Особенность личности в обретении второй жизни в других людях» – определил когда-то выдающийся российский психолог А. В. Петровский. Для верующего человека, это естественное понимание бессмертия души и её влияния на жизнь последующих поколений, и то, как мы влияем друг на друга в нашей повседневности. В этом контексте С. Л. Рубинштейн писал: «Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей». Т.е. если рассматривать личность, как целостную динамическую систему в уникальном сочетании тела, души с её психикой, и духа, то мы можем предположить, что для развития личности важнейшим этапом служит её восприятие другими людьми, и по психофизическим критериям, и по духовно-нравственным.

Здесь стоит подчеркнуть важность того, на каком уровне развития смысловой сферы личности находятся те, кто воспринимает данную личность, в своей мере восприятия. Как подчёркивал В. А. Петровский: «Личность – это индивид, присутствие которого преобразует поведение других людей, обогащает или обездоливает их». Конечно, восприятие у каждого своё, но сила нашего взаимодействия или значимости в судьбе конкретного человека зависит в большей степени от наших поступков. Люди, взаимодействуя друг с другом, попадают в некое пространство, назовем его духовно-энергетическим пространством. При созвучии взглядов, мыслей, идеологии, мировоззрения люди ощущают себя едиными друг с другом и не только друг с другом, а также ещё с чем-то неизмеримо большим, чем они сами. Проявляется не столько внутренний мир отдельного индивидуума, сколько единение в пространстве духовно-душевного бытия. Чувство близости, родства душ, радости прозрения друг во друге единого Образа. Хотя такое созвучие бывает не всегда.

Иногда, мы остаёмся не способными дослушать, дослышать, принять. Именно душа способна отзываться на зов души. Как же получается, что мы перестаём слышать друг друга?

Мы перестаём слышать друг друга тогда, когда готовы слышать только себя, себя – душевно-плотского, что ведёт к неуслышанию «духовного – Я» других людей, пристрастному общению и искажённому восприятию реальности. Мало того, что мы воспринимаем информацию через призму своего субъективизма, так ещё и реагируем зачастую всей силой раненого самолюбия. Как только допускаем эгоизм, начинается одевание «личины», ролевой социальной «маски». Нам удобно подкреплять логику рассуждений избранными событиями личного жизненного опыта. Данные механизмы очень хорошо описаны у А. А. Ухтомского, утверждавшего, что человек формирует доминанту либо на себя, стремясь к несокрушимой самодостаточности и становясь духовно нечутким, либо формирует доминанту на Собеседника, стремясь увидеть в каждом другом, прежде всего, «алтари, а не задворки».

В доминанте на себя, образуется не только стереотип самодостаточных действий, но и патологическая зависимость от него. И только Промыслительные жизненные события, которые вдруг настигают душу в такой мере, что человек уже не может ставить себя в центр своего мироощущения, помогают ему приобщаться к понятиям жертвенная любовь и христианское милосердие, сострадание и сорадование, что и способствует развитию «доминанты на Собеседника». Доминанта на «другость» каждого другого, помогает опытно понять, что сам ничего не можешь без Божией помощи, которая Промыслительно, по-разному осуществляется через человека, встреченного на жизненном пути.

Насущность нашего времени в волевых, конструктивных личностях, способных забывая о себе, услышать другого, обусловлена возрастающей в обществе неадекватностью массового реагирования в условиях различных стрессовых факторов. В затяжных стрессах, у пострадавших отмечается снижение критичности, невротическое чувство вины или неудачливости без конструктивного самоанализа и исправления, депрессивные состояния вплоть до возникновения суицидальных мыслей, у виновников стрессовых ситуаций также широкий спектр недовольств, включающих презрение тех, кто не соответствует их меркам. Важно помнить, что энергетика поступков отдельного человека влияет не только на него, но и на близких ему людей, и на энергоинформационное поле целого общества.

Одно человеческое сердце, воздохнувшее о человечестве, дарует всем глоток живительного воздуха. Потому и ищем молитву праведника, чтобы самим найтись и почувствовать себя живыми не только внешне…

Исходя из этого, каждый из нас может серьёзно задуматься о том, какой след он оставляет «здесь и сейчас», способен ли он воспринимать «другость» других людей, на каком уровне развития смысловой сферы личности он находится. Если это нулевой уровень, то ситуативно личностью осуществляются прагматические смыслы, если первый – то это эгоцентрический уровень, где закрепляется устойчивое желание личной выгоды, удобства, самоактуализации, вообще направленность на свою самость, доминанта на себе. Второй уровень развития смысловой сферы личности – группоцентрический, действующий по законам и правилам группы, не всегда нравственно-ориентированной. И только третий – просоциальный уровень, ориентированный на общечеловеческие смыслы, достигнуть которого не легко, потому что сформировавшаяся ранее система смысловых образований продолжает определять прежнее отношение к миру вопреки возникшему «хотению» и «пониманию». Этим объясняется противоречие, на которое мы натолкнулись в своих исследованиях.

По результатам проведённого нами рисуночного теста «я и мой ребенок», у 56% опрошенных, также как и по результатам рисуночного теста «моя семья», у 63% опрошенных в фокусной группе 100 человек, был обозначен сформировавшийся эгоцентрический уровень смысловой сферы личности. Учитывая, что в опросе участвовали молодые родители, мы понимаем, что данный результат говорит о проблемах в развитии детско-родительских отношений и естественной родительской потребности идти на определённые жертвы ради ребенка. Потому мы не редко наблюдаем личностный кризис, связанный с сознательной ценностной переориентацией, сопровождающейся эмоционально-аффективными процессами, что опять-таки, влияет на конструктивность происходящего в семье и социуме, о чём ещё писал в своих трудах Л. C. Выгодский.

Величайшая победа есть победа над собой, и в 21 веке актуальным остаётся призыв Сократа: «Человек, познай самого себя!», – не претендуя исправлять в окружающих то, что ещё не исправлено в себе, обнаруживая на самом деле лишь то, что носишь в себе. А потому, вслед за доктором Гаазом, поспешим делать добро, видя в каждом встречном человеке его неповторимость, его «другость» и перспективу развивающегося «лика». И пусть становление доминанты на Собеседника, станет точкой отсчёта и в нашем собственном делании себя, как личности, носящей Образ Божий, и призванной к Его Подобию и Собеседованию с Ним в нашем молитвенном делании.

Дьяченко Елизавета (Элеонора) Валерьевна,
магистр психологии,
доктор философии в области психологии,
соучредитель и руководитель
БФ «Алчевская духовная лечебница»,
директор БФСППР «Слово»,
г. Алчевск

e-mail: lizaveta-ella@mail.ru.

95

Оставьте комментарий!