Наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря о смысле воздержания …

Июнь 1st 2010 -

Вся жизнь человека складывается из двух начал — отойди от зла и сотвори благо (Пс.33:15). Эти слова пророка Давида могут быть заложены в основание образа жизни человека, образа жизни брачно-семейной, образа жизни народа и всего человечества. Прежде чем мы можем и желаем сотворить благо, нам часто мешает в этом то, что в нас уже есть. Что в нас есть? В нас есть наша наследственность потому что, мы есть носители того, что было до нас, и то, что нам было передано, — наследие. В нас есть и то, что мы приобрели сами в течение жизни. Многое из того, что мы наследуем, и того, что мы приобретаем в жизни, можно квалифицировать таким словом как «зло», или то, что нам не нужно, или то, что для нас лишнее, или то, что для нас вредное. Даже если человек совершенно точно знает, как он должен жить и что он должен делать, все равно в нем есть следы этой наследственности, в нас есть и хорошее и плохое. Мы живем в этом мире и знаем, что в течение дня мы не только дышим чистым воздухом, не только любуемся добрыми предметами, но берем для себя что-то и не совсем нормальное. Тогда мы умываемся, смываем с себя пыль, заразу.


Пост — это важнейшая функция в человеческой жизни. Пост как данность, как постоянное начало, то есть мы постоянно должны находиться в этом состоянии. Когда мы что-то берем, что-то творим, что-то совершаем в этой жизни, мы всегда должны помнить, что нужен корректив на то, что в том, что мы приняли, есть дурное и нехорошее. Господь дает нам пост на уровне закона в качестве постоянно действующей функции.

Не совсем правильно говорить о посте в гастрономическом плане как об ограничении в определенной пище, поскольку мы чувствуем, что в этом утверждении что-то не так. На что мы должны наложить пост в своей жизни? Пост переводится на русский язык словом «воздержание». Постясь, мы в нашей свободной воле от чего-то воздерживаемся. Мы должны воздержание положить на уровень наших глаз, зрения, мы должны воздержание положить на уровень наших ушей, того, что мы слышим, мы должны воздержание положить на уровень нашего языка и речи, мы должны воздержание положить на уровень потребностей нашего тела, в частности, на уровень нашего желудка и половых отношений. Но мы в то же время должны наложить пост на уровень наших мыслей, желаний, слов и поступков. Если бы на сегодняшний день население земного шара помнило об этом объективном событии и явлении, об этой объективной функции поста как воздержании от того, что нам не нужно и вредно, что может повредить и разрушить нас и даже наше потомство, то мы относились бы к посту совершенно по-другому.

Мне видится совершенно очевидно, что Господь, Творец этого мира, человека и законов, дает нам пост как объективное условие, как объективную функцию, которую я понимаю в этом плане. Я думаю, что для Церкви пост и дан именно в таком плане. Но современный мир не прошел катехизацию и воцерковление, и поэтому слова и действия Господа, связанные с постом, не понятны современному человеку. Поэтому сегодня пост переводится в простые формы, которые нельзя даже назвать гастрономическими потому, что ныне пост воспринимается просто как переход с одной пищи на другую, а это разные вещи.

Я, наверное, счастливый человек, так как я успел застать совершенно простых людей в возрасте 90-93-х лет, которые, готовясь к Причастию, по 4-5 дней вообще не вкушали пищи. Когда я спрашивал у них, откуда у них такая традиция, такой уклад жизни, они говорили, что их приучили так с детства. В те времена к Причастию Тела и Крови Христовых относились как к величайшему, феноменальному событию в своей жизни. Такое отношение предопределяло подготовку к Причастию. Никто из них при этом не повреждался, и, как я уже сказал, что тем людям, которых я встретил, было более 90 лет.

Сегодня крайне важно показать людям, как нужно относиться к посту. Если перевести понятие поста в нашу реальную жизнь, то год делится на четыре части. Перед величайшими событиями Церковь на своих чад накладывает ограничение в том, о чем мы выше сказали. Такие ограничения накладываются перед Рождеством Христовым, перед Пасхой, перед памятью апостолов Петра и Павла и перед тем событием, когда Божия Матерь уходит из этого мира, перед Успением Божией Матери. Это то, что касается годового цикла, годового круга. Но есть еще и недельный круг. Неделя имеет два постных дня. Церковь предлагает пост в среду, так как в этот день Иуда предал Христа, по средам не совершаются браки, и в пятницу, когда Христос был распят. Эти события должны отображаться в сознании членов Церкви как дни воздержания.

Если посмотреть на реальную жизнь тех людей, которые воспринимают ее как спасение от наследственного греха, приобретенных грехов, власти диавола, погибающего в грехах мира, ада, то мы увидим, что главным условием спасения был пост. Ибо два важнейших алгоритма, два фундаментальных начала — пост и покаяние — действуют в Церкви и возвращают человека в совершенно нормальное состояние. Если бы сегодня всем человечеством и, конечно же, российским населением было осознано значение поста и покаяния, то, я думаю, что это многое дало бы нам, и мы стали бы другими людьми.

Господь не говорит, что мы просто должны не вкушать пищи и воздерживаться от чего-то. Господь дает нам эталон того, какими мы должны быть. Этот эталон Господь закладывает в заповеди. Когда мы приходим в Церковь, то находим, что все в ней на своем месте. В Церкви есть заповедь — эталон нашего поведения, эталон человека. Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16). Иисус Христос в Нагорной проповеди говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). Поэтому вопрос заключается в том, что под эту цель дается заповедь, какими мы должны быть, и когда человек видит эту заповедь, то он сравнивает свою жизнь, свои мысли, слова и поступки, в целом свое поведение с тем, чего от него ожидает Господь. И эта разница должна быть преодолена в посте и покаянии. Если таким образом будет устроена жизнь человека, тогда мы поймем, что такое пост.
Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/31/igumen_avgustin_anisimov_krajne_vazhno_pokazat_lyudyam_kak_nuzhno_otnositsya_k_postu/

Игумен Августин (Анисимов), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря, специально для «Русской народной линии»

Метки: ,

Комментарии закрыты.