Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним

Декабрь 25th 2015 -

Архимандрит Захария (Захару)

Архимандрит Захария (Захару) – известный современный богослов, духовник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Англии, основанного архимандритом Софронием (Сахаровым). Отец Захария подвизался рядом со старцем Софронием более двадцати лет и перевел его книги на греческий язык, а также написал свои собственные, некоторые из которых переведены на русский язык («Христос как путь нашей жизни», «Сокровенный сердца человек»). Портал Православие.Ru публикует перевод лекции отца Захарии, с которой он выступил 5 сентября 2015 года перед православной молодежью Румынии, куда он приехал по личному приглашению Румынского Патриарха Даниила.


Тема, которую я предлагаю вашему вниманию нынешним вечером, – это связь с Богом как фундамент нашей связи с ближним.

В жизни человека наиболее важное значение имеют два периода: возраст молодости, когда человек закладывает прочный фундамент всего своего пребывания на земле – так, чтобы выкупить за свои годы богатство вечности, – и затем возраст старости, запечатывающий добродетель и благочестие его жизни тем венцом праведности, который Господь Иисус Христос, Праведный и Вечный Судия, воздаст возлюбившим Его Пришествие на землю и чтившим Его Евангелие.

В молодости человек исполнен энтузиазма, полон ревности о свете познания, жаждет совершенства, совершенствования и, более всего, завязывает с себе подобными, со своим ближним связи, которые способны выявить ценность его естественных, природных дарований. И если человек не переставая старается мудро искупать время жизни сей, получая взамен нетленную благодать, тогда старость его будет вдохновлена ревностью о тамошнем мире, которого чает его сердце и которого он спешит достигнуть. Она [старость] будет украшена вышеестественными дарами и одушевлена живым упованием на милосердные объятия Отца щедрот и Бога всяческого утешения.

Нынешним вечером мне хотелось бы, чтобы мы немного остановились на связях с себе подобными – предмете, весьма занимающим всех юных, но на самом деле – всех людей. Чтобы эти связи были созидательными и животворными, должны быть выполнены определенные условия.

Закладывающий связь с другим человеком должен ясно знать свои истоки, равно как и свою цель и предназначение. Бог сотворил человека из ничего и непосредственно Сам, взяв прах земной Своими собственными руками и вдохнув в лицо его дыхание жизни. Бог поселил человека в раю сладости и дал ему заповедь, с целью помочь ему сохранить смирение и не переходить пределов своего тварного естества. Только так он мог оставаться в живой связи со своим Создателем и в конце исполнить свое высокое предназначение – достигнуть духовного совершенства.

Пока человек соблюдал заповедь, он пользовался близостью связи с Богом и всегда пребывал в Его присутствии, исполненный признательности, мира и сладости смиренной любви. В свете лица Божия Адам имел и гармоничные отношения с Евой, что умножало его радость и вдохновение. Адам считал Еву самой жизнью своей и дороже всего окружавшего его в раю. Поэтому, воздавая Богу благодарение за нее, за помощь, поданную ему, он говорил: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2: 23).

Адам воспринимал Еву как тело от тела его, и они были так чисты друг перед другом, что хотя и были оба наги, но были лишены всякой страсти и не стыдились. Немного времени спустя, однако, Адам и Ева дали соблазнить себя искушению врага соделаться богами и отвергли заповедь Создателя, что поколебало их связь с Богом, а также связь между ними. Явившись беззаконным и преступником заповеди, Адам лишился также ощущения щедрости и дружбы Божией, имевшегося у него прежде, когда он говорил с Ним лицом к лицу.

Тогда, будучи виновны оба, Адам и Ева спрятались от лица Господа Бога посреди деревьев рая. Нарушение заповеди отстранило первозданных от Создателя и исполнило их страха смерти, вошедшей в их жизнь как справедливое возмездие за грех, как предупреждал их Благий Бог с самого начала.

Однако и между ними уже не стало прежней невинности и общения любви. Когда Бог кротко потребовал от них ответа за их поступок, они оба восстали против Него, осудив Его как виновного в их трагедии, и каждый более не видел в другом саму жизнь свою, как прежде, а одну лишь причину смерти.

Отслеживая историю человечества, как представляет ее нам Писание, мы видим, что связи между людьми становятся всё более трагичными

Отслеживая историю человечества, как представляет ее нам Писание, мы видим, что связи между людьми становятся всё более трагичными. Некогда сын Адама Каин принес Богу нечистую жертву, и потому Бог не благоволил в нем. Тогда, гонимый завистью и убийственной ненавистью, он лишил жизни брата своего. И поскольку весь род человеческий жил теперь под властью страха смерти, то в силу любви к себе он в борьбе за выживание делал не что иное, как разрушал себя сам и, пребывая в этом самообмане, приходил в состояние всяческого беззакония.

За долгие столетия, истекшие затем, лишь нескольким праведникам удалось сохранить в себе некоторые черты ведения Бога, имевшегося у первозданных в раю. Они сохранили в совести своей немного от того света благоговения, которое подобает иметь к Богу, и это придало им силу подвизаться, чтобы установить связь, благоугодную Ему. В свете этой связи им дано было пророчески познать состояния, предвозвещавшие благодать и истину, имевшие снизойти с небес в исполнение времен.

Патриарх Иаков был одним из ветхозаветных праведников, чья жизнь может послужить нам примером. Скитаясь по пустыне и претерпев там много зол, праведный Иаков захотел вернуться в дом отца своего, Исаака. Но оказался перед страшной дилеммой: если останется в пустыне, он не сможет выжить, а если вернется в дом свой, то не избежит убийственной суровости и ярости брата своего, Исава.

Бог преподал Иакову очень важное слово: “Поскольку ты был силен с Богом, то и с людьми будешь силен”

По-человечески выйти из этого тупика было невозможно, и тогда, преисполненный печали, он обратился к Богу в молитве. Он всю ночь стоял, смиряя себя, чтобы обрести благодать пред Господом. На рассвете же Иаков ощутил приближение Бога и усилил молитву, говоря, что не оставит Его, покуда не получит от Него благословения. И Бог стал говорить Иакову, преподав ему очень важное слово: «Поскольку ты был силен с Богом, то и с людьми будешь силен» (ср.: Быт. 32: 28).

На следующий день, покрываемый печатью благословения Божия, полученного им, Иаков пошел навстречу Исаву. Хотя тот раньше преследовал его с большим войском, чтобы убить, но теперь обнял и, пав ему на шею, поцеловал и заплакал. Так они снова связались братской любовью. И, как свидетельствует Писание, благословение Божие на Иакове было столь сильно, что, когда он увидел лицо Исава, ему показалось, будто он видит лицо Божие (см.: Быт. 33: 10).

Однако Иаков удостоился этого благословения лишь после того, как боролся с Господом на молитве всю ночь и смирил себя до конца. Смирил он себя, однако, и перед Исавом, ибо, приступив к нему, поклонился ему семижды до земли. Бог ответил на смирение, с каким Иаков боролся на молитве, преподав ему слово, ставшее для него основанием и законом, держащим и укрепляющим всякую связь, делая ее приносящей нетленные и непреходящие плоды в вечности: «Поскольку ты был силен с Богом, то и с людьми будешь силен» (ср.: Быт. 32: 28).

Пророк Иоиль также преподает нам назидательное слово, просвещающее наш ум и укрепляющее сердце на то, чтобы мы установили совершенную связь с Богом и всем творением. Он говорит: «Засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; и более того, радость стала поношением для сынов человеческих» (ср.: Иоил. 1: 12).

Согласно словам пророка, есть только одна радость, заслуживающая нашего почитания, и это радость, проистекающая от Самого Бога, ведь только она совершенна и полна. Будучи дарована Богом, она действует Духом Святым. Этой бесценной радости мы воздаем должную честь, когда храним свою жизнь и совесть чистыми посредством соблюдения заповедей. Тогда сердце получает силу с дерзновением и страхом стоять пред лицем Христа, воздающего ему покоем примирения с Богом и утешением Его негиблющим, что подает душе уверение в ее спасении в вечности.

Если в нашей жизни царит радость Божия, тогда и связи с подобными нам делаются источником радости

Святая и полная радость, которую обетовал Христос рабам Своим, вдыхает в них страх и мудрость не полагаться на себя самих, а оставаться в пределах своего тварного естества и уметь использовать всю ту радость и утешение, которые может предложить им творение во славу Божию и во освящение души. Но когда люди делают поносной радость истинную и непорочную, проистекающую от Бога, тогда все прочие источники естественной радости иссякают и уже не могут доставить им утешения, будучи лишены живодательной благодати Божией. Они приносят тоску самолюбия и семя тления и смерти. Напротив, если в нашей жизни царит радость Божия, тогда и связи с подобными нам делаются источником радости и становятся прочными и полными созидательного вдохновения.

Но когда человек излишне полагается на них [связи], тогда они сами закрывают ему путь к стяжанию вышеестественных даров, которые подает Бог по Своей благости и милосердию.

Это же мы констатируем и применительно к нашим отношениям с другими. Без прочного фундамента нашей священной связи с Богом отношения с подобными нам будут слабыми, хрупкими и готовыми в любое время распасться и превратиться в неиссякающий источник боли и мучений. Потому и Господь говорит, что всякий мудрый человек, постигший тайну Царствия Божия, выносит из сокровищницы своей старое и новое (см.: Мф. 13: 52). Иными словами, он делает так, чтобы свойства его падшего человеческого естества, то есть старое, служили умножению вышеестественных даров, то есть нового, которых удостаивает его Бог на пути духовного обновления во славу Его и во спасение всех людей.

Конечно, всё бывшее с древними было не чем иным, как тенями, которые Бог имел прояснить нам в последние дни.

В личности Господа Иисуса нам открылась абсолютная истина, и мы познали совершенную связь с Богом и ближним. Во время пребывания Своего во плоти Христос открыл нам связь совершенной любви в лоне Святой Троицы. Сын открывает и прославляет Имя Отца Небесного, Отец прославляет Сына и свидетельствует, что Сын пребывает весь в Отце, что Отец пребывает весь в Сыне и что Он – Сын Его любви, в Котором Он благоволил.

Сын прославляет Отца, и Отец прославляет Сына, и это Он делает тотчас, естественным образом. А Дух Святой исходит от Отца, почивает в Сыне и прославляет Его, делает жизнь Сына известной и наставляет учеников Христовых на всякую истину, то есть на полноту Божественной любви.

Христос открыл нам Свою Божественную Личность через связь с Отцом Небесным, соблюдая Его заповедь и повинуясь ей и пребывая, таким образом, всецело в Его любви, а по отношению к человеку Он также явил любовь совершенную: любя Своих в мире, Он до конца возлюбил их (см.: Ин. 13: 1). Чтобы мир узнал, что Его любовь – как к Богу, так и к человеку, – истинна и совершенна, Христос пошел путем страданий и распятия на Голгофе. Он сошел в гроб и еще глубже, в преисподнейшие части земли, чтобы наполнить всё творение Своим Божественным присутствием и чтобы мы могли, таким образом, встретить Его на всяком месте и во всяком обстоятельстве нашей жизни. Будучи невиновным и безгрешным, Он соделался за нас клятвою, чтобы Своей смертью и воскресением примирить нас с Отцом Небесным, а вознесением превыше небес подавать нам дары Святого Духа.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.