Святитель Ефрем, патриарх Сербский, архиепископ Печский

Июнь 27th 2011 -

Память 15 / 28июня, в Соборах Сербских святителей и Болгарских святых

Родился около 1312 года в семье болгарского священника, вероятно, из Видинского деспотства. Видинский край в эти времена было тесно связан с Сербией, что, возможно, и определило его жизненный путь.

С ранних лет он стремился к монашеской жизни, но юноше с хорошей памятью и наблюдательностью родственники прочили светскую карьеру. Вопреки их желанию он ушел на Афон, где жил отшельником, преодолевая бесовские искушения, голод и стужу. Некоторое время он подвизался в монастыре Хиландар, где был образцом для братии. Ефрем обошел все Афонские обители, совершенствуясь в монашеских добродетелях, долгое время провел в уединении на вершине Святой Горы. Позднее, когда участились набеги турецких пиратов, с несколькими учениками покинул Афон и поселился в ромейских владениях на острове близ Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария). Его хотели сделать игуменом, но он отказался и продолжал вести жизнь отшельника.

В царствование Стефана Душана переселился в Сербию, где несколько лет прожил близ Дечанского монастыря, «наслаждаясь, как в некоем божественном раю». После смерти царя в 1355 году в стране усилились нестроения, на келью преподобного напали разбойники. Благодаря Божию заступничеству, пению псалмов и чтению молитв старец спасся от злодеев. Он переселился в каменную пещеру недалеко от Печского монастыря, где его часто навещали Сербский патриарх Савва IV и монахи из окрестных обителей. После кончины патриарха Cаввы по почину святого князя Лазаря и его зятя, правителя северной Албании Георгия Балшича, был созван церковный Собор, на котором Ефрем вопреки своему желанию 3 октября 1375 года был избран патриархом Сербским.

О первом патриаршестве святого Ефрема сохранилось мало сведений. Во 2-й грамоте князя Лазаря о монастыре Лешье, датируемой между 1380 и 1389 годами, упоминается о земельной тяжбе в суде между Хиландаром и семьей вельмож Вукославичей, которую князь передал на суд патриарху Ефрему. Вскоре святитель упросил Собор и князя освободить его от первосвятительства по возрасту и немощи. Новым патриархом был избран святитель Спиридон, а святой Ефрем, стремясь к безмолвию, удалился в пустыню возле царского Душанова монастыря святых Архангелов близ Призрена.
После кончины патриарха Сприридона святитель Ефрем согласился в 1389 году на некоторое время возвратиться на патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской Церкви не мог состояться из-за турецкого нашествия и гибели святого Лазаря. В 1390 году на Соборе, созванном князем Стефаном Лазаревичем, патриархом Сербским был избран Даниил III, а святой Ефрем вновь вернулся в пустынь.

Патриарх Даниил навестил святого Ефрема перед мирной кончиной последнего, которая последовала 14 или 15 июня 1400 года. Вместе со священниками и монахами патриарх также торжественно отпел и похоронил святого в Димитриевском храме Печской Патриархии.

Святой Ефрем был прежде всего аскетом-пустынником, достигшим просветления в безмолвии. В его первосвятительской деятельности наиболее примечательной была борьба против богомилов («мессалианской ереси»).

Сохранилось два «Жития» святого Ефрема, созданные вскоре после его кончины: очень краткое в составе продолжения «Житий кралей и архиепископов сербских» (т. н. «второй продолжатель») и более подробное проложное «Житие,» написанное около 1402 года ближайшим учеником святого епископом Хвостанским Марком — основной источник сведений о жизни подвижника. Согласно последнему «Житию», святой Ефрем начал являться автору вскоре после кончины сначала во сне в окружении ангелоподобных юношей, а затем наяву, сослуживая ему в церкви и соприсутствуя на трапезе. Во время этих видений святой Ефрем просил не открывать его мощи. Кроме «Жития» епископ Марк написал и службу святому в которой он прославляется как святитель, преподобный, мученик, блаженный и борец с ересями. Тут же сообщается об исцелениях, происходивших от мощей. Текст изобилует исихастскими терминами и символами, отсутствие выраженного национального акцента отличает его от других произведений сербской гимнографии (как более ранних, так и современных).

Почитание святого Ефрема долгое время носило местный характер, ограничиваясь окрестностями Печа. Здесь была создана и иконописная традиция святого, в образах написанных после восстановления Печской Патриархии в 1557 году. Изображение святителя было включено в роспись притвора собора в Пече 1561 года, Богородицкой церкви монастыря Студеница в 1568 году и притвора собора монастыря Грачаница в 1570 году. Наиболее известно изображение святого Ефрема из церкви святого Димитрия в Пече 1621 года работы мастера Георгия Митрофановича [10]. Святой представлен фронтально в рост, в патриаршем облачении — саккосе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Постнический подвиг подчеркивают темные тона его узкого, изможденного лика, обрамленного седыми волосами и бородой.

С XVIII века святитель Ефрем упоминается в общей стихире сербским просветителям и в службе Собору Сербских просветителей 30 августа. В XX веке святой был также включён в Собор Болгарских святых.

Тропарь

Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило, / пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника, / сошедшеся, вернии, восхвалим, / кротости учителя, Божественнаго рачителя, / премудраго архипастыря, великаго святителя и отца, / Ефрема, Патриарха Сербскаго, / звезду, темныя люди просвещающую / и вся верныя озаряющую. / Темже, притекающе к раце мощей его, / любовию целуем я и вопием: / святе святый, непрестай молити Христа Бога / спастися душам нашим.

Комментарии закрыты.