Святитель Чэд, епископ Личфилдский

Март 14th 2016 -

Святитель Чэд, епископ Личфилдский

Память 2/15 марта.

Родом из Северной Англии. Вместе со своим братом св. Кедом (Cedd) получил образование в монастыре Линдисфарн у его основателя, св. Айдана, а затем, по-видимому, учился монашескому деланию у св. Эгберта (Egbert), монаха из монастыря Ратмельсиги (Rathmelsigi) (Ирландия).

Иже во святых отец наш Чэд Личфилдский и Мерсийский (+672) также зовущийся Св. Кедда, проповедник, епископ, целитель и чудотворец, распространявший православную кафолическую веру повсюду на Британских островах. Ныне празднуется день его памяти.
Все что мы знаем об этом великом иерархе происходит из писаний Св. Беды в его «Церковной Истории», написанной в 731 г. (Там в русском переводе имя Святителя читается как Хад)
Св. Чэд, младший из четырех братьев, был рожден в скромной нортумбрийской семье около начала седьмого века. Его братья, Св. Кедд, Св. Кинебил и праведный Келин все стали монахами. Семейство святых, эти четыре мужа обучались под руководством великого святителя и монаха, Айдана Линдисфарнского. Св. Айдан был источником духовного ведения этим четырем мужам, все четверо стали священниками Святой Церкви. Они были посланы в Ирландию под руководство великого старца и святого, Егберта, в монастыре Рэфмелсиги (Мелфонт) (Rathmelsige (Melfont)), для преуспеяния в обучении и упражнении в монашеском житии.

Св. Чэд неустанно трудился со свои братом Кеддом (которому предстояло стать епископом Лондона), они основали монастырь Лестингей, ныне Ластингем в Йоркшире. По смерти своего брата Кедда в 664 г. Чэд последовал ему как аббат.

Св. Вилфрид был избран епископом Линдисфарна после епископа Туды (Tudi). Он отправился в Галлию для рукоположения, и оставался там до тех пор, пока отсутствующий король Освиу (правитель Нортумбрии) не вернулся, потребовав епископа. Проявились проповеднические подвиги и великое смирение Чэда, вызванного на избрание епископом Йорка, где располагался Престол епархии Линдисфарна, впоследствии перемещенный.

Св. Чэд был рукоположен (неканонично) во епископа Вини Ворчестерского и с ним два раскольнических британских епископа Престола Йорка.

Святой Чэд, колеблясь быть епископом, не хотел иметь части в этом, но в конечно счете он проявил послушание. Как епископ Йорка он был очень любим своею паствою, путешествуя на большие расстояния, заботясь о его «малых овцах». Когда Св. Вилфрид вернулся в Йорк и нашел его при Престоле, был разоблачен, не сделал возражения и удалился в монастырь на покой. Святой Чэд, кельтский епископ, сыграл огромную роль в объединении Церкви в 664 г. принятием и рекомендацией своим собратиям епископам усвоения Православного Никейского календаря.

В г. 668, Св. Феодор Тарсийский, приняв правление главной Кафедрой и став архиепископом Кентерберийским, немедленно добился изменения церквей в Англии и Ирландии. До этого времени, Церковь Островов не следовала надлежащему каноническому уставу, предписанному Вселенскими Соборами. Св. Феодор Тарисийский был послан к папе Римскому восстановить устав Британских и Ирландских церквей. Святой Феодор был мудрым епископом и благочестивым монахом. Во время путеществия в Йорк, он был шокирован найдя Св. Вилфрида, бывшего не каноническим епископом Йорка. Рукоположение Св.Чэда было неканоничным в соответствии с тремя доводами, сделанными Св. Феодором:

1. Британские епископы отказались признать канонический (Юлианский) церковный календарь, установленный Вселенским Собором в Никее (и которого придерживаются Рим и четыре Восточных Патриархата)
2. Епископы были вне общения со Вселенской Церковью.
3. Таинство рукоположения было совершено ненадлежащим образом.

Св. Феодор решил, что в соответствии с благим церковным порядком, Св. Чэд должен оставить Престол Йорка его законному епископу, Св. Вилфриду.Св. Чэд в изумлении, со смирением отвечал: «Если ты решил что я неправильно посвящен во епископский чин, я охотно оставлю правление, поскольку я никогда не считал себя достойным сего, но по послушанию, я, хотя и не достойный, согласился предпринять сие.» Видя его истинным епископом, человеком великой скромности и ангельского нрава, Св. Феодор упросил Чэда продолжить его архипастырское служение. Св. Феодор восполнил то, что являлось недостатком рукоположения Св. Чэда («ipse ordinationem ejus denuo catholica ratione consummavit» — Bede, Hist. Eccl. IV, 2)
и завершил таинство согласно Православному Римскому Уставу (Rubricon)

Св. Вилфрид остался епископом Йорка и Св. Чэд возвратился в свой монастырь в Ластингеме.
В 669 г. король Вулфхер потребовал епископа для своего народа в Мерсии. Св. Чэд был вызван Св. Феодором Тарсийским быть архипастырем Мерсийского народа. Мерсия была землей, глубоко укоренной в языческой вере, и имела тогда большую территорию. Св. Чэд счел это своим истинным Трудом, привести Мерсийский народ ко Христу. Он скоро обнародовал великое гонение, проходившее от равнин Личфилда, глубоко в пределах Мерсийских земель. Римский Император Диоклитиан истребил 1000 мучеников на равнинах Личфилда в году 303 Л.Г., они также известны как Мученики Личфилдские.Св. Чэд посчитал это святым местом, перенеся Престол Мерсии из Рептона в точное место избиения в Личфилде, где были построены его новый епархиальный собор и монастырь. Св, Чэд был поставлен первым епископом Личфилда.

Как епископ Личфилда, Чэд со рвением нес свою миссионерскую и пастырскую работу. Королевство Мерсия было огромно,и Чэд проводил много времени путешествуя пешком. В соответствие с кельтской традицией, которую он привносил, настаивал на совершении всех путешествий пешком, последуя примеру апостолов. Однако Св. Феодор настоял, чтобы Чэд использовал лошадь для долгих путешествий. Св. Чэд, несклонный делать что — либо, представляющееся ему выше сил обычного человека, отказался, но Феодор, как повествует нам Св. Беда, «сам поднял Чэда на свою лошадь.»

Его деяния были известны по всей Мерсии, Св. Чэд был известен своим удалением, в основании малого колодца, чтобы созерцать и «молиться без устали.» Люди хотели сказать, что знают, когда Св. Чэд был в Колодце, «свет подобен солнцу, светящему из основания колодца.» Св. Чэд был нетварным светом в просвещение бесчисленных многих. Его смиренные молитвы могли легко вылечить болезнь и демоническую одержимость. Человек. одаренный молитвой, был также источником прощения, даже тем, кто искал его гибели.

Король Вулфхер был язычником, был также и хорошим политиком. Он использовал христианство для управления своими поданными, но тайно презирал Веру. Однажды, сыновья Вулфхера, принцы Вулфэйд и Руффин охотились (опечатка кажись- «hunting a dear»- на медведя?-Ic.) рядом с келлией святого, тогда они приблизились к святому и спросили об «Одном, именуемом Иисусом». Так поразившись словам святого старца, они оба попросили немедленно креститься во Святой Церкви Христовой. Вулфхер был так приведен в ярость действиями своих сыновей, что убил их собственными руками. Впоследствии, исполнившись раскаянием, король страдал телом и духом от потери своих сыновей. Он посоветовал своей королеве испросить у старца просить его и принять его исповедь. Так, приближаясь к келии святого иерарха, он был свидетелем великого зрелища, нетварного света фаворского, исходящего от лика святого. Король пал на колени в бессилии и просил прощения и искренне привел себя в Православную Христианскую веру. Как епитимию за убийство его сыновей, святой повелел ему построить церкви и монастыри во имя Господа Иисуса Христа. Он сделал это, и до конца земной жизни святого, король Вулфхер оставался смиренным слугой святого старца.

Овин, новоначальный монах, бывший под заботой Св. Чэда, работал один на полях рядом с жильем Чэда. Тогда он услышал звуки пения, очевидно доносящегося с неба к келии, где молился святой. Ангельское пение могло быть слышимо полчаса, перед тем как возвратиться по направлению к небу. Чэд затем вызвал своих монахов и после увещевания их в благой христианской жизни и продолжении хранения правил монашеского порядка, возвестил им о своей скорой кончине. Когда другие отцы удалились, Овин возвратился к Чэду и попросил разъяснить, что пелось и что он услышал. Св. Чэд ответил, что был посещен ангельскими духами, зовущими его к небесам, и что ангелы вернутся через семь дней, чтобы забрать его в рай. Затем он приказал юному монаху не говорить никому об этом до своей смерти.
Св. Чэд был скоро взят от болезни (возможно чумы) и на седьмой день (2 марта, 672 г.), «его чистая душа освободилась из темницы тела и в обществе ангелов, как следует верить, вознеслась к радостям небес.» Св. Чэд был епископом Личфилда и Мерсии только на три года, его подражание Христу закончилось так же, как и началось.

Беда передает нам, что он был назван «святым» сразу же по его смерти. Чудеса и исцеления всех болящих происходили на месте его кончины, его усыпальнице (раке), его колодце и повсюду, куда перемещались его мощи.

Его святые мощи пребывают в римско — католическом соборе, носящем его имя в Бирмингеме, Англия.

Святителю отче Чэд, моли Бога о нас!

Комментарии закрыты.