Святой Вонифатий (Бонифаций) Кредитонский, Майнцский

Июнь 17th 2011 -

Митрополит

К 741 году влияние и власть святителя Бонифация распространялись на всю северо-западную Европу. Он взял на себя служение митрополита и трудился вместе со своим патриархом. В том же году отошли ко Господу и правитель франков Карл Мартелл, и папа Григорий III. За смертью Мартелла последовала политическая нестабильность, и развитие миссионерства на какое-то время приостановилось. Немногим позднее новым папой стал грек по имени Захарий (741–752). Хороший дипломат, папа Захарий продолжал поддерживать архиепископа Бонифация, хотя поначалу и высказал несколько ошибочных суждений. В конечном счете его поддержку Бонифацию трудно переоценить. Позднее папа Захарий был прославлен в лике святых.

В первом письме святителя Бонифация папе Захарию (оно сохранилось до наших дней) говорилось, в каком позорном состоянии находится Франкская Церковь, и сообщалось, что уже несколько десятилетий не собирались здесь церковные Соборы. Бонифаций обличал испорченность франкского духовенства и упадок благочестия в Риме. Отвечая, папа Захарий не согласился с тем, что нравы в Риме испорчены. Он подтвердил, что священники могут жениться только до своего рукоположения и не имеют права иметь более одной жены, а не как франкское духовенство, среди которого было обычным иметь любовниц или нескольких жен (Письмо 28). Он также ответил на вопрос Бонифация о том, когда именно во время Евхаристического канона следует совершать крестное знамение.

С восшествием на франкский престол сыновей Мартелла Карломана и Пипина III, благорасположенных к Церкви, положение святого Бонифация изменилось в лучшую сторону. Карломан, оказывавший Церкви моральную и материальную поддержку, правил восточными франками, жившими на территории современных Германии и Швейцарии. Из франкских правителей архиепископ больше всего общался именно с ним.

В земле франков перед Бонифацием стояла задача не проповеди Евангелия непосвященным, а реорганизации, Франкской Церкви с ее испорченным духовенством – путем проведения Соборов, сначала в землях, управляемых Карломаном (нынешняя Германия), а затем в землях, управляемых Пипином (нынешняя восточная Франция). Первый церковный Собор был проведен в апреле 742 года в земле восточных франков, подчиненных Карломану, и его целью было перестроить церковную жизнь. Архиепископ Бонифаций сумел возглавить Собор, а это означает, что он распределял обязанности по церковным делам Германии между епископами, которых сам поставил. Здесь мы снова видим Бонифация не просто миссионером и усердным монахом, но еще и государственным деятелем, настоящим митрополитом северо-запада материковой Европы. Его задачей было противостоять нерадивым франкским епископам, особенно в Майнце и Трире, ибо одно дело – принять церковные постановления, а совсем другое – обязать всех исполнять эти постановления, что было сделать совсем не просто, поскольку многие франкские епископы отказывались даже приходить на Соборы.

Второй направленный на преобразование Церкви Собор состоялся тоже в землях Карломана – в марте 743 года. Третий проходил в марте следующего года в городе Суассон – в землях западных франков (ныне Франция), подчиненных Пипину (он был отцом Карла Великого, родившегося в 742 году). В 745 году последовал четвертый Собор, который был общим для обеих частей франкского государства – франкоговорящей и германоговорящей. На этом Соборе, также возглавлявшемся святым Бонифацием, решались догматические, административные и дисциплинарные вопросы. Среди прочего на нем разбирали случай с двумя странствующими проповедниками (ирландцем и франком), которые распространяли суеверия и ереси и называли себя епископами. Также разбирался скандал с Майнцским епископом-убийцей, сыном бывшего священника, погибшего на войне. На Соборе было принято решение учредить центральную митрополию в Германской Церкви. Хотя и архиепископ-англичанин, и папа-грек считали, что идеальным центром мог бы стать Кельн, но таковым было решено сделать Майнц – из-за несогласия завистливых епископов-франков.

Наконец, пятый Собор имел место в Галлии в 747 году. Его решения тоже касались всей территории земли франков. На нем ничего нового не принималось, но был подведен итог всему, что было решено на предыдущих соборах.

Эта соборная активность сыграла важную роль в европейской истории и оказала немалое влияние и на Английскую Церковь. Так, церковный Собор в Клофешо, проведенный в Англии в 747 году, был во многом вдохновлен деятельностью святого Бонифация. И таким был авторитет святого, что после отречения Карломана от престола (он затем принял монашество в Италии) архиепископ в ноябре 751 года короновал и помазал на царство Пипина – ставшего королем всей земли франков. Это положило конец династии Меровингов и начало тесному сотрудничеству Рима и франков. Бонифаций был опорой и гарантом православности франков и их подчинения православному Риму. Сама успешная реорганизация Франкской Церкви, проведенная святителем Бонифацием, стала воплощением его живой православной веры.

Трудностей, с которыми сталкивался архиепископ, было много: их создавали и мирские властители, и порочные епископы и священники, и различные лжеучители. В одном из писем папе Захарию Бонифаций признавался, что не причащался из одной чаши с франкским духовенством, настолько испорченными были их нравы (Письмо 86). Тем не менее, архиепископ при папе Захарии приобщил франков к православным традициям Рима. Эта духовная связь с Римом гарантировала сохранение римских православных традиций в земле франков. Можно даже сказать, что благодаря трудам святого Бонифация по установлению римского Православия среди малограмотных полуязычников франков великий раскол не случился раньше середины XI века. Позднее, однако, франки начали внушать свои языческие и порочные взгляды Риму и в итоге повели его за собой. Эта гармония отношений между Римом и франками нарушилась после смерти святого Бонифация и всех его учеников. Признаками начала упадка стали ереси Карла Великого и отвержение им в 794 году во Франкфурте постановлений VII Вселенского Собора; мерзость учиненного им уничтожения саксонцев, «обращенных» в веру огнем и мечом, несмотря на протесты английского ученого монаха Алкуина. Всем этим ересям и нечестивым действиям Карла Рим не смог воспрепятствовать, попав под влияние франков, против чего так боролся Бонифаций.

Мученик

С 752 года начинается последний период жизни архиепископа Бонифация. Подходило время его славного мученичества за Христа. Ему тогда было примерно 77 лет, но он и не думал о том, чтобы устраниться от дел и затвориться в монастыре Фульды. И хотя он по-прежнему желал проповедовать саксам – родственному народу (этого он, однако, не сможет осуществить), его все сильнее обуревало и желание вернуться к первому своему замыслу – проповеди света Христова среди фризов, все еще остававшихся язычниками. Бонифаций решил возвратиться во Фризию и привести ко Христу фризов, живших в восточной части этих земель, но сначала надо было позаботиться о будущем Германии. Еще в 748 году он просил папу Захария освободить его от обязанностей по епархии. Папа тогда решил выделить ему помощника. Выбор архиепископа пал на своего соотечественника – Лулла из Мальмсбери, который в 752 году занял епархию Майнца. Было ли это предусмотрительностью архиепископа или его предчувствием скорой смерти, мы не можем сказать наверняка. В том же 752 году умер святой папа Захарий. В то время Бонифаций был занят восстановлением примерно 30 церквей, частично или полностью разрушенных саксами в Тюрингии. До нас дошло лишь два письма святого Бонифация, адресованных следующему папе – Стефану II; оба датируются 753 годом. В том же году архиепископ, возможно, в последний раз увиделся со святым Луллом и просил его построить новые церкви в Тюрингии и закончить монастырь в Фульде. Он завещал себя похоронить в этом монастыре и просил, чтобы после смерти его духовной сестры Лиобы оба они упокоились рядом друг с другом. Затем архиепископ отправился в Утрехт, где была кафедра святого Виллиброрда, бывшая тогда христианским центром восточной Фризии. Там он в монастыре святого Мартина посвятил своего верного ученика – англичанина Эобана – в епископа.

В конце весны или начале лета 753 года святой Бонифаций отправился с миссией во Фризию, хотя ученики, предчувствуя недоброе, и пытались отговорить его от этого. Святитель Бонифаций и его соработники сначала спустились вниз по Рейну, святитель в последний раз встретился с королем Пипином, а затем двинулся на север через болота к заливу Зейдер-Зе – в средоточие язычества фризов. Здесь труды престарелого архиепископа увенчались успехом: вместе со святым епископом Эобаном они окрестили многих жителей этой части Фризии. Повсюду Бонифаций восстанавливал разрушенные церкви и возводил новые. На зиму святому пришлось удалиться в Утрехт или, возможно, Майнц. В следующем году он вернулся. На этот раз он добрался до северо-восточной границы Фризии за Зейдер-Зе. Он разбил лагерь в местечке Доккум близ Леувардена и призвал новокрещеных христиан собраться на праздник Пятидесятницы. Это было 5 июня 754 года. (Майнцская традиция называет 755 год, но эта дата отвергается многими учеными последних нескольких десятилетий.) На рассвете на лагерь святителя, ожидавшего прихода новообращенных на праздник, напала орда вооруженных язычников соседнего племени фризов. Некоторые из спутников святителя попытались защитить его, но он не позволил этого и велел готовиться к мученической смерти, мужественно ободряя словами: «День, которого я так долго желал, наступил». Это была бойня, и вряд ли кто-нибудь выжил. Святой епископ Эобан принял мученический венец вместе со святым Бонифацием. Всего в ту Пятидесятницу 52 страдальца прославили себя. Смертельный удар настиг святителя, когда он поднял Евангелие над своей головой, «желая, чтобы его защитой от смерти была та Книга, которую он более всего любил в жизни». Меч рассек священную книгу, а затем и голову мученика, и безжизненное тело святого пало на землю. В библиотеке города Фульды и сейчас можно видеть древнее и частично поврежденное ирландское Евангелие. Все предания говорят о том, что этот экземпляр Евангелия принадлежал самому святому Бонифацию.

Христиане подобрали останки святых мучеников и их пожитки – это были в основном рукописи. Тело святителя Бонифация перевезли в Утрехт, а затем в Майнц. Толпы скорбящих сопровождали процессию. Многие были недовольны тем, что честные останки святителя будут перенесены в Фульду, считая, что они должны покоиться в городе, где была его епископская кафедра. Однако они не посмели пойти против воли самого святого, желавшего упокоиться в Фульде. Мощи Бонифация вернулись домой – в монастырь его верного настоятеля Стурма. Славный мученик был погребен в святом месте, которое он сам выбрал на закате своих дней: в новой монастырской церкви в центральной Германии, куда он принес слово Божее. Его гробница сразу стала местом паломничества. Что касается Фризии, то после мученичества святителя весь народ искренне раскаялся в своих грехах и тем изменил свою жизнь.

Услышав о мученической кончине святителя Бонифация, епископ Вустерский Милред, приезжавший к святителю и уже вернувшийся в Англию, написал святому Луллу, что этот равноапостольный муж был «славой и венцом тех, кого родина посылала на континент… Его паломничество завершилось славной смертью Христова мученика, и сейчас он пребывает в Небесном Иерусалиме».

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.