Священномученик Симеон, сродник Господень, апостол от 70, епископ Иерусалимский

Май 8th 2011 -

Священномученик Симеон, сродник Господень

Память 4/17  января и 27 апреля/ 10 мая

Святой апостол Симеон или Симон — апостол от семидесяти, рассматриваемый как брат Господень (Мф. 13:56; Мк. 6:3) наряду с Иаковом, Иосией и Иудой. По другим — Симеон (Симон) от 70 апостолов был сын Клеопы и Марии и племянник Иосифу Обручнику как о том свидетельствуют единогласно греческие церковные историки: Евсевий — епископ Кесарии Палестинской, Георгий Кедрин и Никифор, сын Каллиста, Ксанфопул


Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и Клеопа происходили от одного отца и матери: первый был старший брат, второй — младший. Когда Иосиф возвратился из Египта, то на его дочери Марии женился Клеопа. От этого брака родился святый Симеон, который уже в зрелом возрасте, увидев чудеса Господа нашего Иисуса Христа, уверовал в Него.

В службе св. Симеону, сроднику Господню, в 9 песни (2 ст.) сказано: «Симон — Симеон, сугубо звание имел еси…»

Св. Димитрий, митрополит Ростовский, о двояком наименовании Симона, сродника Господня, в Четьи Минеи под 27 апреля пишет:

«но ин бе Симон, а ин Симеон: Симон бе Иосифов сын, брат родной Иакова, брата Господня, а Симеон сын Клеопин, брат двоюродный Иакову и потому сродник Господень, к семидесяти апостолам причтенный. Симон же Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех; вестно есть от св. евангелиста Иоанна в главе 7-й, ст. 5: «Яко ни братья Христовы вероваху в Негo…» Но сие яве есть яко послежде вероваху в Него и бысть Иуда (иже и Фаддей) един от дванадесяти св. апостол (см. об Иуде и Фаддее в числе 70), Иаков же от семидесяти первый и Иосий также от 70.; о Симоне же мнится яко не прия службы апостольския, или прежде рассеяния св. апостол по вселенной прейде от здешних извествующу св. апостолу Павлу в 1 послании к Коринфянам в 15 главе: «мнози, рече, пребывают доселе, а неции же и почиша».

В Западной церкви Иосиф обручник считается девственником и именуемые братьями Господними (Иаков, Иосия, и Симон), были (будто бы) сыновьями младшего брата Иосифова Клеопы и Марии, упоминаемой в числе св. жен мироносиц (Лк. XXV, 18; Ин. XIX, 25; Мк. XV, 47; XVI, 1; XXVII, 56). Эта Мария у ев. Иоанна называется Клеоповою, по мужу, а у еванг. Матфея и Марка — Иаковлевою и Иосиевою по своим сыновьям (см. Душеп. Чтение, янв. 1905. А. Лебедев. Братья Господни;) Мнение о братьях Господних, как сыновьях Клеопы и Марии, обосновывается на свидетельстве блаж. Иеронима (т. IV. 112-113 стр.).

Есть мнение (Дорофей) что Клеопа и Симеон одно и то же лицо, смешение в одно отца и сына, по западному верованию; или дяди с племянником, по восточному преданию. Но св. Димитрий замечает, что у него (под 4 января в соборе семидесяти апостолов) довольно изъявлено, яко «ин бе Клеопа, а ин Симеон. Клеопа отец Симеонов, а Симеон сын Клеопов, Господень не племянник, а сродник, аки бы брат двоюродный». (Четьи Минеи 27 апр.).

Есть еще мнение, по которому Еммауский спутник Господа нашего Иисуса Христа, не поименованный св. еван. Лукою, был Симон или Симеон (Ориген в книге против Цельса: св. Василий Великий в толковании на пр. Исаию VI гл. 9 ст.) говорить: очистительным огнем горело сердце у Клеопы и Симона, когда Господь отверзал им писание» (толк. на пр. Исаию VI гл. 9 ст.).

О св. Симеоне, сроднике Господнем в новозаветных книгах не упоминается, но о нем говорит Евсевий (на основании повествования Егезиппа) следующее:

«после мученической кончины Иакова и вскоре затем последовавшего падения Иерусалима, оставшиеся в живых апостолы и ученики Господни, по свидетельству предания, стеклись отовсюду: вместе с ними пришли и родственники Его по плоти: ибо из них тогда многие были в живых. Все они держали совет о том, кого надобно признать достойным преемником Иакова, — и занять престол иерусалимской Церкви единодушно удостоили Симеона сына Клеопова, о котором (т. е. о Клеопе) упоминает Евангельское Писание (Ин. XIX, 25) и, который говорят, был дед Спасителя; ибо этот сын Клеопы, как повествует Егезипп, почитался братом Иосифа». (Ц. Ист. к. III, гл. XI).

После вольных страданий, воскресения и вознесения на Небо Иисуса Христа Симеон был сопричислен к сонму семидесяти святых Апостолов и наравне с другими проповедовал учение Христово, переходя из города в город, наставляя и творя чудеса, просвещая народы в истинах святой веры и изобличая После вольных страданий, воскресения и вознесения на Небо Иисуса Христа Симеон был сопричислен к сонму семидесяти святых Апостолов и наравне с другими проповедовал учение Христово, переходя из города в город, наставляя и творя чудеса, просвещая народы в истинах святой веры и изобличая идолопоклонство.

Св. Симеон был поставлен в епископа Иерусалимского не ранее 63 года по Р. X. Вскоре, по особенному откровению от Господа чрез ангела о предстоящей осаде Иерусалима, все верующие во Христа во главе с св. Симеоном переселились в заиорданскую страну — Перею и проживали в Пелле до времен императора Адриана (117—135) и таким образом спаслись от гибели во время взятия и разорения Титом Иерусалима (св. Епифаний Liber de ponder, et mensur).

Св. Симеон мирно управлял своею паствою до мученической своей кончины около сорока лет. О мученической кончине Симеона Евсевий, на основании Егезипповой истории, сообщает следующее:

«среди глубокого мира, которым наслаждалась Церковь, они (родственники Иисуса Христа), доживают до времен Траяна (97—117), когда вышеупомянутый Симеон, сын Клеопы, дяди Господня, оклеветанный еретиками, приведен был на суд пред Аттика; в продолжение многих дней столь непоколебимо исповедовал веру во Христа, что и консул и всe присутствующие крайне удивлялись мужественному терпению 120 летнего старца и наконец приказали пригвоздить его к кресту» (Евсевий, Ц. Ист. кн. III, гл. XXXII).

Аттик был консулом от 105 до 107 г., к последнему году (107) и относят кончину св. Симеона, 2-го Иерусалимскаго епископа.

Память его в православной Церкви совершается 27 апреля и 18 сентября, у католиков 18 февраля (La vie des Saintes, Parisiis) где говорится, что Симеон родился лет за 8 или 9 до Рождества Христова, а по преданию православной Церкви Симеон был моложе И. Христа на несколько лет (5—6), так как Клеопа вступил в брак с Mapией, дочерью Иосифа обручника, по возвращении из Египта. Таким образом он с юных лет обращался с Спасителем, слушал Его божественное учение, видел совершаемые Им чудеса и, вероятно, был в числе 70 учеников, избранных Самим Господом (Лк. X, 1) и был свидетелем страданий, крестной смерти и воскресения Его из мертвых, а по вознесении Господа на небо, Симеон, вместе с апостолами удостоился получить Святого Духа и таким образом он был очевидец и свидетель всех деяний Господних, начиная с крещения Его до вознесения (Деян. I, 22).

Тропарь апостолу и священномученику Симеону, епископу Иерусалимскому, сроднику Господню, глас 1

Христо́ва тя сро́дника, Симео́не священнонача́льниче,/ и му́ченика тве́рда свяще́нно восхваля́ем,/ пре́лесть потреби́вшаго/ и ве́ру соблю́дшаго./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Ин тропарь апостолу и священномученику Симеону, епископу Иерусалимскому, сроднику Господню, глас 4

В ми́ре ра́дуешися, Симео́не Иерусали́мский,/ любе́зно Христу́ Бо́гу,/ те́ло душе́вное чи́сто сохрани́в,/ претерпе́вый страсть теле́сную, долготерпели́ве, кре́пко,/ и в коне́ц на кресте́ ра́спят бысть./ Ты бо, И́стинному Рачи́телю подо́бяся,/ и от ми́ра ско́ро отлучи́ся,/ лю́тыя я́звы на себе́ понесе́// и мо́лишися о душа́х на́ших.

Комментарии закрыты.