Священномученик Ипатий, епископ Гангрский

Ноябрь 28th 2015 -

Священномученик Ипатий Гангрский с житием. Тверь. 1-я половина XV век

Память 31 марта/13 апреля; 16/29 ноября

Священномученик Ипатий (греч. Υπάτιος Γαγγρών)жил в IV веке и был епископом азиатского города Гангра в Пафлагонии (Малая Азия).

С юных лет он спал на земле на жесткой подстилке, помогал нуждающимся, никогда не празднословил, но большую часть времени находился в церкви на молитве.

Игнатий был назначен чтецом и смотрителем храма, затем стал диаконом и, наконец, принял священнический сан. После смерти еп. Афанасия Игнатий был избран его преемником и мирно управлял паствой: в городе и окрестных селениях Игнатий воздвиг молитвенные дома; построил большое здание для трапез, где радушно принимал язычников, и, т. о., многих склонил к христианской вере. Епископ не любил праздные разговоры: однажды силой молитвы он заставил умолкнуть девушек, к-рые жили неподалеку и пели непристойные песни, смущая юношей

За свою богоугодную жизнь он получил от Господа дар исцеления болезней и возможность изгонять из людей бесов. В 325 году Святой Ипатий присутствовал на I Вселенском соборе в Никее, где грозно обличал еретиков.

Проповеди:

Поученіе. Священномученикъ Ипатій. (О любви ко врагамъ). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

В Житии говорится, что Игнатий составил несколько сочинений, в числе которых было толкование на Книгу Притчей Соломоновых, написанное для знатной и богатой женщины Гаианы. Получив наставления от пастыря, она изменила свой надменный нрав, выделила деньги на украшение церкви в Ганграх и стала помогать монахам и бедным.

Игнатий часто путешествовал по окрестностям и устраивал небольшие жилища на месте своих остановок. По сообщению автора Жития, прикосновение к оставшимся там после него сиденьям, кроватям, столам и чашам, а также вода, смешанная с землей из тех мест, исцеляла от различных болезней.

Игнатий избавил жителей окрестных деревень от кротов, которые причиняли вред полям и разрушали дороги своими норами; страдающие «кротовой болезнью», т. е. слепотой, получали исцеление от земли, собранной на поле, где святой совершил это чудо.

Однажды ночью Игнатий переходил вброд р. Галис (ныне Кызылырмак), внезапно из глубины показался свет, озаривший камни и ямы в труднопроходимых местах. Согласно Житию, это чудо ежегодно повторялось в тот же день и местные жители могли видеть сияние из реки. После того как епископ осенил крестным знамением поток, протекающий по склону горы Мала к востоку от Гангр, прежде соленая вода в нем стала пресной, и с тех пор не только люди, но и домашний скот получали здесь исцеление от различных недугов.

Вскоре Игнатий прославился чудесами во всей Византийской империи, и имп. Констанций II (337-361) обратился к нему за помощью: согласно Житию, огромный змей поселился в имп. сокровищнице и не позволял ничего брать оттуда. Правитель призвал последователей Ария избавить государство от этой беды, но они не смогли извести змея. Тогда некто посоветовал Констанцию отправить послов к Гангрскому епископу с просьбой прийти в столицу. Игнатий повиновался, он выгнал змея из сокровищницы и сжег его на костре. В знак благодарности император поместил на стене сокровищницы изображение Игнатия и хотел назначить его на Канстантинопольскую кафедру, однако святой отказался от этой чести. Тогда правитель освободил жителей его епархии от весьма обременительного налога, выплачиваемого древесиной и маслом. В память об этом событии жители Гангр воздвигли в центре города медные стелы с надписью, сообщающей о великом даре императора их епископу.

Игнатий управлял паствой 40 лет и претерпел мученическую кончину в 90-летнем возрасте.

Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался. Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря. Убийцы святого не были наказаны судом человеческим, но Сам Господь наказал их тяжкой болезнью, так что они раскаялись и при гробе священномученика получили исцеление.

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский

После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.

С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми — апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским.

Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени. Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542 — 1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В XIX веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.

Комментарии закрыты.