Семь мучеников Маккавеев. +Видео

Август 13th 2011 -

Семь мучеников Маккавеев

Память: 1/14 августа. Церковь называет братьев Маккавеев: «благородные отрасли благородной матери».

Их мученичество описывается в Библии во Второй книге Маккавейской (6:18 — 7:42), а также в Четвёртой книге Маккавейской, которая в библейский канон не входит

Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Исторические предпосылки восстания Маккавеев сложились в результате захвата Палестины в 332 г. до Р. Х. А. Македонским. После смерти Александра в 323 г. его империя распалась. В западной Азии правила династия Селевкидов, в северной Африке господствовали Птолемеи. В результате борьбы этих династий в 198г. до Р.Х. Палестина стала частью империи Селевкидов. По одним сведениям это произошло в 203г до Р.Х. Другие авторы годом захвата Антиохом Великим Иудеи называют 199г.

Антиох Великий, сам, будучи язычником, однако не изменял теократического строя в Иудее. Всё изменилось с воцарением Антиоха IV Епифана (175-164).

Воспитанный в Риме, пропитанный римской культурой, Антиох IV не считал, что в мире может существовать что-то более серьезное, нежели Рим. Все нестроения, непорядки в других странах существуют потому, что их народы по глупости и упрямству не хотят принять устройства и обычаев Римской Империи.

Не только Антиох IV, но и некоторые евреи разделяли такую позицию: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия» (1Макк.1:11).

Антиох Епифан повел активную работу по «окультуриванию и просвещению диких народов.

По мнению некоторых авторов, например Лопухина, прозвище Епифан (Αντίοχος Επιφανής) означает «славный», «со славой явленный»[8]. Рич Робинсон, в опубликованной на сайте «Евреи за Иисуса» статье «Праздник обновления», приводит перевод имени Епифан как Воплощенный Бог[9].

Таким образом, можно полагать, что называя себя так, Антиох IV повелел евреям поклоняться себе. Со временем так случилось, что в его прозвище Епифан поменялась буква, и Антиох Епифан стал называться Епиманом – Безумным.

Религиозно-идеологические преобразования Епифан начал с удара в «корень», – он позволяет брату первосвященника Онии (2Макк. 3:1), Иисусу, захватить место первосвященника. Антиох IV не только провел в первосвященники удобного для себя человека, но и заработал на этом немало талантов серебра (2 Макк. 4: 8, 9).

Путем подкупа и измены Иисус добивается низложения брата (2Макк.4:7-10), принимает греческое имя Иасон и сам становится первосвященником.

Возглавив греко-иудейскую партию, Иасон начинает вводить языческие обычаи и обряды (2Макк.4:11-15). В Маккавейских книгах особо подчеркивается, что отступники «установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1Макк.1:15).

Гонения становятся широкомасштабными по возвращении Антиоха Епифана из Египта. Вступающего в Иерусалим Антиоха встречал первосвященник Иасоном (2 Макк. 4:21,22).

Антиох не удостоился титула царя законным порядком, поскольку не обладал правом наследования трона. Путь, приведший Епифана к трону, был путем, предсказанным пророком: “И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством” (Дан. 11: 21).

В борьбу за должность первосвященника включается некий Менелай, брат Симона (2Макк.4:24, 25). Менелай перекупает место первосвященника. Похитив сокровища из Храма, Менелай подкупает почетного сановника Андроника. А чтобы их святотатство не было раскрыто, Андроник убивает первосвященника Онию (2Макк.4:31-34).

Храм разоряется и подвергается поруганию. Начинается насильственная эллинизация Иерусалима, а затем и всей страны.

Автор 1-й Маккавейской книги видит причину этих бедствий в Антиохе IV, называя его «корень греха – Антиох Епифан» (1Макк. 1:10).

Иосиф Флавий даёт другую оценку событиям и по другому распределяет ответственность за происшедшее.

Нечестия и поругания Храму приносились руками евреев, по причине алчности и властолюбия одних, и попустительства и нерешительности других. И, хотя, израильский народ в большинстве своем не принимал нововведений, смеялся над ними, но до определенного времени никакого решительного противодействия не оказывал.

“Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними…” (Иер. 31:32). От этого «Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом» (1Макк.1:28).

Иерусалимский Храм превращается в храм Юпитера Олимпийского. Храм Гаризинский становится храмом Юпитера Странноприимного (2Макк.6:2). Распространяется идолослужение и блуд. Устанавливается обязательное для всех жертвоприношение. Для устройства идольских жертвенников специальные отряды рассылаются по всем населенным пунктам (2 Макк. 6: 2-8). Население в знак лояльности принуждается есть свинину, чем прямо нарушается закон Моисеев (Лев.11:7). Начинаются массовые казни тех, кто держится Завета, хранит священные книги, учит людей Закону. Антиох приказывает убивать тех, кто присутствует при обрезании детей, а самих обрезанных младенцев вешают (1Макк.1:43-64; 2 Макк.6:6,7).

Народ Божий является таковым только в рамках Завета: “Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя” (Быт. 17: 7). Антиох ясно осознавал, что если разорвать Завет, то и народа Божия не будет. А распавшийся, разложившийся народ можно будет эллинизировать, привести к единому имперскому стандарту. «Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон» (1Макк.1:41,42). Увлекшись отстаиванием демократических принципов, римляне потеряли точку отсчета социальных и моральных ценностей. В своей борьбе с инакомыслием Рим стал генератором идей по устройству гонений.

Не Антиох IV изобрел методы гонений, но он практически воплотил и развил методику. «Достижения» Антиоха Епифана стали образцом для всех последующих гонителей вплоть до наших дней. Неважно, знали последующие гонители об антиоховских технологиях или нет. Путеводитель гонителей церкви, которого Господь Иисус Христос назвал «человекоубийцей от начала» и «отцом лжи» (Ин.8:44), всегда подсказывал им эти технологии. На протяжении всей истории человечества мы вновь и вновь видим следы этого «технолога».

Например, по Эдикту Декия все христиане в определенный день в году должны были заявлять о том, что они остаются христианами. Наиболее знатных христиан публично приводили к жертвеннику для принесения языческих жертв. Бывало, что жертвы не приносились, а путем сделок приобретались справки об их принесении.

В 166 году до Рождества Христова жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, уже достигший старости, но весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием.

Его привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Во время великих мучений, когда от ран священник Божий уже приближался к смерти, он, застонав, сказал: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом».

Слово в память святых мучеников Маккавеев. Святитель Григорий Богослов

Поученіе. Святые мученики Маккавеи (О твердомъ стояніи за свою св. вѣру отечественную). Прот. Григорій Дьяченко

Поученіе. Святые мученики Маккавеи (О храненіи свв. постовъ и другихъ свято-отеческихъ преданій). Прот. Григорій Дьяченко

Были схвачены и семь учеников святого Елеазара, братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония.

Их привели к беззаконному царю и также стали принуждать есть недозволенную пищу. Тогда один из них, отвечая за всех, сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы». Царь приказал отрезать ему язык, содрать с тела кожу и отсечь руки и ноги на виду у прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего юношу бросили на огромную раскаленную сковороду. Когда умер первый, вывели на поругание второго, и он принял мучение таким же образом. Уже при последнем издыхании он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Когда мучили третьего и хотели ему отрезать язык, он тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». Даже мучители были изумлены таким мужеством юноши. Потом славную мученическую кончину приняли еще трое братьев Маккавеев. Седьмому же, самому младшему, мать их святая Соломония сказала: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими».

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и, одержав победу, очистил Иерусалимский храм от идолов.

Мощи семи святых мучеников Маккавеев хранятся в базилике апостола Андрея в Кёльне (Германия). Мощи Соломонии — в стамбульском Соборе Святого Георгия.

Повествование о мученической смерти братьев Маккавеев и их матери содержит и важное догматическое учение.

Во-первых – это единственное в Ветхом Завете прямое указание на то, что мир сотворен из ничего (2 Макк. 7:28). Основываясь на этом, мы отвечаем «совопросникам века сего», что сотворение мира из ничего не христианское изобретение, ветхозаветная церковь также знала об этом.

Во-вторых – это воскресение. Веру в него исповедует один из братьев (2 Макк. 7: 14). Подтверждением истинности такой веры служат слова Господа Иисуса Христа: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни…» (Ин. 5: 29).

Читать По теме

Антиглобалисты Маккавеи. Андрей Десницкий

Маккавеи. Айзик Азимов

Маккавеи, Хашмонаим, Маатитьягу, Йегуда Маккавей

Доблесные братья Маккавеи. Таксиль Лео

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.