Преподобный Кевин Глендалохский, отшельник, игумен, чудотворец Ирландский

Июнь 15th 2011 -

Память 3/16 июня

Святой Кевин (также известен под именем Коэмген) – один из величайших ранних святых Ирландии, основатель знаменитого монастыря Глендалох.

По традиции его рождение было отмечено чудесными знамениями – мать не чувствовала боли при рождении, а снег, падавший вокруг дома, таял. При крещении дитя святой ангел явился родителям и указал назвать сына Коэмгеном (Кевином), что значит по-ирландски «благорожденный». Святой Кронан (Cronan), крестивший дитя, согласился, говоря: «Истинно, это был ангел Господень, и как он именовал дитя так и будет он зваться». Святой Кевин стал первым получившим это имя.

Будущий светильник Ирландской Церкви родился около 498 года в краю Лейнстер, в Ирландии, в семье высоких дворян Коэмлога (Coemlog) и Коэмеллы (Coemell), быть может – членов королевского дома Лейнстера...

Младенец Кевин был крещен святым Кронаном из Роскреи и в отрочестве воспитывался святым Петроком, покровителем Корнуолла, который в то время подвизался в Ирландии. Петрок привил подвижнику любовь к Священному Писанию.

Уже в возрасте 12 лет святой Кевин жил вместе с монахами. Когда Кевин возмужал и готовился к принятию священнического сана, его духовным наставником был святой родственник – Эоган, или Евгений, почитаемый в Ардстро.

В детстве мальчик проявил себя неуживчивым и нелюдимым, но любящим животных. В семилетнем возрасте родители послали его в монастырь, под начало святого Петрока, в Корнуолле. Кевин проявил себя подвижником и молитвенником. К его времени в монастыре относится предание о том, как мальчик в течении всего Великого поста неподвижно держал гнездо дроздов. В первый день поста, когда мальчик стоял на коленях в молитве с простертыми руками, чёрная дроздиха села на его ладонь и свила гнездо. Весь пост он остался недвижим, чтобы не потревожить гнездо, а птица кормила его ягодами и орехами. К концу поста птенцы вылупились, и Кевин вместе с братией отпраздновал Пасху. Художники на протяжении веков любили изображать этот сюжет из жития святого Кевина.

Преуспевавший в монашеской жизни Кевин был рукоположен во пресвитера и уединился в горах вокруг Глендалох, «Долины двух озёр». Ревнителя чистоты и безмолвия некоторое время преследовала домогавшаяся его женщина, от которой он смог избавиться лишь столкнув её однажды с откоса. Прибежищем ему служила маленькая пещерка, размером пять-на-семь футов, по преданию указанная ему ангелом. Он вел жизнь самоотречения и молитвы, питался травами и рыбой, которую ему стала приносить озерная выдра. Зимами Кевин уходил молиться на Верхнее озеро, стоя по шею в студеной воде, и однажды уронил в воду свой молитвенник, который тут-же вернула ему вынырнувшая выдра, с тех пор носившая ему рыбу.

Став пресвитером, Кевин, сопровождаемый ангелом, пересек горы Уиклоу и поселился в месте под названием Глендалох, что значит «Долина двух озер», потому что в этой местности недалеко друг от друга расположены два озера – Верхнее и Нижнее. Здесь, на Верхнем озере, до основания им своего самого знаменитого монастыря святой Кевин семь лет прожил в полном уединении и молитве в маленькой пещере, образовавшейся в бронзовый век, – сегодня она известна как «ложе святого Кевина». Пустынник ходил босиком, одевался в грубую одежду, питался только зеленью, кореньями и орехами, лишь изредка позволяя себе фрукты или рыбу. Главным делом подвижника в его пустыне была молитва к Богу, Который наградил Своего служителя даром чудотворений.

Вокруг Кевина постепенно стали собираться ученики, и так он учредил монастырь Глендалох, которому было предназначено стать одним из крупнейших и наиболее влиятельных монашеских центров на всем Изумрудном острове, как называли Ирландию. Кевин стал первым игуменом этого монастыря. Согласно одному позднему источнику, вскоре после назначения Кевина игуменом он отправился в паломничество в Рим и вернулся с мощами святых угодников, которые были торжественно положены в его обители.

Как и другие ирландские святые, Кевин жил в полной гармонии с дикой природой, особенно с животными, которые служили ему. Говорили даже, что ветви и листья деревьев иногда пели святому. Согласно другой истории, в одном из озер Глендалоха обитала выдра, на протяжении многих лет помогавшая отшельнику. Когда он жил один, она время от времени приносила ему рыбу, а когда он стал настоятелем монастыря, она приносила братии лососей, особенно во время голода. Раз, когда человек Божий Кевин молился в холодной воде озера (излюбленная практика кельтских святых), он нечаянно уронил свой молитвослов. Его друг выдра вынырнула из воды в ту же минуту: она держала в зубах молитвослов, который был целым и невредимым! Как-то один из монахов был побежден искушением: он захотел поймать и убить эту выдру, а из ее шкуры сделать себе перчатки. Но умное животное почувствовало злобное намерение и немедленно покинуло это место навсегда.

В монастыре не было коровы, чтобы кормить королевское дитя молоком. В тот же день Господь послал в обитель самку оленя

Король Колман так чтил святого Кевина, что попросил угодника, чтобы тот взял на себя воспитание его младшего сына (до этого все дети короля умирали в младенчестве, и правитель решил вверить свое последнее чадо покровительству святого человека). Святой охотно согласился. Но в монастыре не было коровы, чтобы кормить дитя молоком. В тот же день Господь послал в монастырь самку оленя, которая по повелению святого с тех пор вскармливала королевского сына. В один день в монастырь забежала волчица и съела олениху. Кевин укорил волчицу за ее жестокий поступок и повелел ей с того дня вскармливать царского отрока вместо оленихи – и волчица послушалась.

Легендарная история основания обители Глендалох тоже весьма интересна. По преданию, когда Кевин молился в пещере, к нему каждый день приходила корова и лизала его одежду, чувствуя святость подвижника. Возвращаясь к своему хозяину, она давала столько молока, сколько могут дать 50 коров. Фермер решил проследить за своей коровой и узнать, в чем дело. Так он познакомился со святым Кевином, который своими кроткими речами сразу обратил его ко Христу. Фермер принял святое Крещение вместе со всей семьей и жителями соседних домов. После этого святой Кевин, вдохновленный Божественной мудростью, решил оставить свое отшельническое жилище, начать проповедь в окрестных поселениях и построить монастырь.

В то время Глендалохом правил старый король-язычник О’Тул. У него был любимый гусь, который от старости не мог летать. Правитель, услыхав о святом Кевине и его славной жизни, попросил его сделать так, чтобы гусь стал снова молодым. Святой внял его просьбе, но при одном условии: король пожалует ему столько земли для основания обители, сколько пролетит гусь. О’Тул согласился, полагая, что у святого всё равно ничего не получится, но угодник прикоснулся к птице – и она тут же стала молодой. Гусь пролетел над всей долиной Глендалох, которая с тех пор принадлежала монастырю.

Местные жители говорят, что жаворонки не пролетают над Глендалохом. Причина заключается в следующем. Рабочие, начав строить обитель, решили трудиться так усердно, что стали вставать утром вместе с жаворонками и отходить ко сну вместе с агнцами. Но уже вскоре каменщики выбились из сил, и качество их работы заметно ухудшилось. Святой Кевин, узнав, как рано просыпаются жаворонки, стал усердно молиться о разрешении этой проблемы. В ту же минуту все жаворонки, жившие в Глендалохе, внезапно исчезли. Строительство завершилось успешно, а птички больше не возвращались в это место.

Один раз к святому подбежал дикий кабан, когда Кевин молился под деревом. Всем своим видом животное просило защиты, потому что за ним гнались охотники с гончими. Гончие, приблизившись, увидели святого, стоявшего рядом с кабаном, и послушно легли на землю. Охотники собрались всё равно убить кабана, но тут на дерево села огромная стая птиц – в этом охотники узрели явный знак свыше и поспешили удалиться.

Больной был исцелен, а на ивах в Глендалохе продолжали расти яблоки еще очень много лет

Однажды молодой человек, мучившийся от припадков эпилепсии, в чудесном откровении получил повеление пойти в монастырь к святому Кевину и съесть монастырское яблоко. Но оказалось, что на территории обители не росло ни одной яблони. Тогда Кевин приказал стоявшим неподалеку ивам впредь плодоносить яблоками (вопреки закону природы!) – и деревья немедленно повиновались! Больной был исцелен, а на ивах в Глендалохе продолжали расти яблоки еще очень много лет.

Когда Кевин еще был подростком, ему доверили пасти стадо овец. Однажды мимо проходили бедные люди. Кевин сжалился над ними и отдал четырех овец. Вечером же оказалось, что овец в стаде осталось столько же, сколько было изначально. В другой раз монастырь, в котором молодой Кевин трудился послушником, посетили паломники, которые были голодны и попросили еды. В то время Кевин был на кухне. Святой, исполняя заповедь Божию, накормил голодных гостей, отдав им трапезу, которая предназначалась людям, работавшим в то время в поле. Вечером Кевину был сделан выговор за его поступок. Но святой попросил наполнить пустые пивные фляги водой и собрать все кости, оставшиеся после еды, вместе. Затем святой помолился в сторонке – и фляги наполнились замечательным элем, а кости обросли мясом.

Кевин подошел к несчастному, перекрестил его глаз – и зрение человеку тотчас вернулось

Однажды на рабочего упал камень и повредил ему глаз. Кевин подошел к несчастному, перекрестил его глаз – и зрение человеку тотчас вернулось.

Каждый день в течение часа святой усердно молился в одном из двух озер Глендалоха. Ангелы были частыми помощниками человека Божия, много раз спасали его в минуту опасности. Так, однажды, окруженный ангелами, угодник изгнал огромное и ужасное чудовище, которое обитало в одном из озер и наводило ужас на местных жителей и скот (скорее всего, это был бес; похожие случаи описываются в житиях ряда других святых Ирландии и Шотландии). Изгнав «дракона», святой благословил озеро, чтобы его вода с тех пор помогала больным.

Был и такой случай. Некая женщина, охваченная нечистыми помыслами, пришла в монастырь Глендалох, намереваясь уговорить Кевина нарушить его монашеские обеты. Святой, видя ее помышления, слегка отстегал женщину крапивой, после чего она немедленно образумилась, исполнилась покаяния, а позднее даже оставила мир и на протяжении многих лет вела аскетическую жизнь (рассказ о том, будто бы святой сбросил эту женщину в озеро и утопил, является, конечно же, полным вымыслом, появившимся где-то через 1000 лет после жизни святого).

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.