Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Март 11th 2016 -

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Память 29 февраля (28 февраля, если невисокосный год)/ 13 марта

Преподобный Кассиан или Иоанн Массалийский (лат. Ioannes Cassianus; Ioannes Massiliensis, ок. 360, Ма­лая Ски­фия, ны­не Добруджа — ок. 435, Мас­си­лия, ны­не Марсель) — христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик монашеской жизни.

Родом из Марселя (по другой версии — из Добруджи). Иоанн Кассиан Римлянин происходил из состоятельной христианской семьи; с раннего возраста он был воспитан в духе христианского благочестия. Из членов семьи Иоанн Кассиан Римлянин упоминает только сестру, которая впоследствии под его влиянием стала монахиней основанного им в Массилии женского монастыря.

Поученіе. Препод. Кассіанъ римлянинъ

Иоанн Кассиан Римлянин получил образование под началом домашнего учителя, наставлявшего его в классической греко-римской литературе. Родным языком Иоанна Римлянина скорее всего был латинский, однако он хорошо знал и греческий, на котором свободно общался и читал.

С ранней юности своей он проявлял любовь к наукам и книгам Священного Писания. Отличаясь прилежанием и ясностью ума, он сначала изучил философию и астрономию; а потом перешел к благоговейному изучению Священного Писания   и прекрасно изучил его, так что по своим познаниям он был одним из выдающихся людей своего времени. Кроме того он соблюдал девство, отличался душевной чистотой, благонравием и другими добродетелями.

Около 380 г.  или в 382-383 гг.  Иоанн Римлянин вместе с другом детства Германом  отправился в паломничество в Святую землю. Там друзья решили принять монашество и поступили в монастырь в Вифлееме, находившийся недалеко от пещеры Рождества Христова. Предполагают, что это был монастырь на Поле Пастырей, упоминаемый Палладием. Во время пребывания в Палестине Иоанн Кассиан Римлянин познакомился с устройством общежительных монастырей Палестины и Сирии.

Пробыв в Вифлеемском монастыре несколько лет и получив начальный опыт подвижничества, Иоанн Римлянин и Герман испросили у настоятеля разрешение отправиться на родину монашества — в Египет, чтобы посетить монастыри и поучиться у знаменитых подвижников, пообещав вскоре вернуться. Вероятно, они приняли это решение после встречи со знаменитым египетским подвижником аввой Пинуфием — настоятелем большого монастыря в Панефисе. Пинуфий недолгое время жил в их келье, скрываясь от мирской славы. Около 385 г. Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились в Египет, надолго ставший их новым монашеским домом.

Иоанн Римлянин и Герман прибыли по морю в египетский порт Танис, находившийся в восточной части дельты р. Нил; оттуда в сопровождении епископа Архебия они отправились в Панефис, где был монастырь аввы Пинуфия. Там они познакомились с отшельниками, подвизавшимися на холмах среди соленых озер, — аввами Херемоном, Нестором и Иосифом, увиделись с аввой Пинуфием, жившим в келье недалеко от монастыря. Затем они отправились в г. Диолк, также находившийся в дельте Нила, где посетили общежительный монастырь и живших неподалеку отшельников, в числе которых особенно выделялись аввы Архебий, Пиаммон и Иоанн. После этого Иоанн Римлянин и Герман направились в Н. Египет — в пустыню Скит (совр. Вади-эн-Натрун), где жило множество отшельников. Здесь они встретились со многими знаменитыми подвижниками, среди которых были аввы Моисей, Пафнутий, Даниил, Серапион, Серен, Исаак, Феона и некоторые др. Они ходили от одного старца к другому, задавая им вопросы, слушая их наставления, вместе с ними совершая молитву, пока, наконец, не вступили в общину отшельников, во главе которой был монах-оригенист авва Пафнутий, бывший также пресвитером в одной из 4 церквей Скитской пустыни, куда по субботам и воскресеньям собирались отшельники для богослужения. Помимо Скитской пустыни Иоанн Римлянин и Герман побывали и в пустыне Келлии (расположенной, по сообщению Иоанн Римлянин, в 80 милях от Скита и в 5 милях от Нитрии), где они встречались с аввой Феодором. Хотя Иоанн Римлянин также упоминает о пустыне Калам (или Порфирион) и о подвизавшихся в ней подвижниках авве Моисее Эфиопе и Павле, маловероятно, что он лично посещал их. Через 7 лет, проведенных ими в суровых аскетических подвигах под руководством опытных духовных наставников, они, исполняя свое обещание, вернулись в Вифлеем, но вскоре вновь отправились в Египет, где прожили еще несколько лет. За время, проведенное в Египте, Иоанн Римлянин собрал материал для своих будущих сочинений о монашестве. Предполагают, что он был знаком с проживавшим в Келлиях аввой Евагрием Понтийским и читал его сочинения, хотя нигде не упоминает его имени. Единственным указанием на Евагрия могут быть слова Иоанна Кассиана  об «одном брате» из пров. Понт, который проявлял великое стремление к чистоте своего сердца и созерцанию Бога. Неупоминание Евагрия может быть связано с разразившимися в 399 г. в Египте оригенистскими спорами, сильно повлиявшими на судьбу Иоанна Римлянина и его друга. После праздника Богоявления в нач. 399 г. Феофил, архиеп. Александрийский, симпатизировавший Оригену, в своем послании выступил с критикой учения антропоморфитов. Это послание вызвало сильные волнения среди антропоморфитов, но с одобрением было встречено оригенистами, в частности аввой Пафнутием и его общиной. Вскоре многочисленные представители антропоморфитов прибыли в Александрию и подняли мятеж против Феофила, угрожая убить его как нечестивца. Под их давлением Феофил был вынужден отречься от своих слов и от сочинений Оригена. Более того, Феофил резко поменял убеждения и в нач. 400 г. в очередном пасхальном послании выступил с обличением ереси Оригена. Одновременно он написал послания епископам соседних с Нитрийской пустыней областей, где было много монахов-оригенистов, и повелел выслать из Нитрии и Келлий их лидеров. 6). Вслед за этим Феофил созвал Собор в Александрии, на котором были осуждены сочинения Оригена. Вскоре по указанию Феофила в Нитрии состоялся др. Собор, на котором присутствовали местные епископы и лидеры египетского монашества, осудившие монахов-оригенистов и запретившие чтение сочинений Оригена. 7). Решения этого Собора вызвали сильные волнения среди монахов по всему Египту. Чтобы привести в исполнение постановления Собора и искоренить оригенизм в монашеской среде, Феофил прибег к помощи гос. власти. Под его влиянием императоры Аркадий и Гонорий издали декрет об осуждении сочинений Оригена и их читателей. 7). Получив поддержку гос. власти, Феофил вместе с отрядом солдат прибыл в Нитрийскую пустыню, где сжег кельи оригенистов и заставил их покинуть пределы Египта. Около. 300 монахов были вынуждены искать прибежище в других странах .

В 400 г. около 50 египетских монахов, среди которых были пресв. Исидор и Длинные братья, прибыли в Константинополь, где монахи подали жалобу на Феофила императору и Константинопольскому патриарху, которым в то время был свт. Иоанн Златоуст. 9). По-видимому, в числе этих монахов были Иоанн Кассиан Римлянин и его друг Герман

В столице свт. Иоанн Златоуст радушно принял египетских изгнанников, предоставив им убежище и взяв их под свое покровительство. Вскоре он проникся к ним доверием, пожелав включить некоторых из них в состав своего клира. Вероятно исходя из личных качеств, которыми Иоанн Римлянин и Герман выделялись среди остальных, свт. Иоанн рукоположил Германа во пресвитера, а Иоанна Кассиана — во диакона. Хотя Иоанн Кассиан Римлянин принял это назначение неохотно, поскольку видел в нем препятствие к уединению и созерцанию, впоследствии он стал большим почитателем свт. Иоанна и восхвалял его добродетели и таланты в своих сочинениях. Свт. Иоанн передал в ведение Иоанна сокровищницу кафедрального собора, назначив его «комитом сокровищницы». После того как в июне 404 г. свт. Иоанн вторично был сослан, Иоанн Кассиан Римлянин и Герман в составе посольства отправились к Римскому еп. Иннокентию I с посланием от константинопольского клира, чтобы просить его выступить в защиту несправедливо сосланного святителя. Осенью 404 г. или весной 405 г. они прибыли в Рим, где вместе с письмом вручили Римскому епископу опись патриаршей сокровищницы, составленную в присутствии свидетелей при передаче предметов властям, надеясь, что это снимет со свт. Иоанна несправедливые обвинения в финансовых злоупотреблениях. В конце 405 или в нач. 406 г. еп. Иннокентий отправил в Констаниннополь посольство, которое должно было доставить его ответное письмо константинопольскому клиру и мирянам, верным свт. Иоанну, а также письмо зап. имп. Гонория вост. имп. Аркадию. Существует предположение, что Иоанн Кассиан Римлянин и Герман могли вернуться в Константинополь в составе этого посольства, хотя Палладий в сообщении об этих событиях их имен не упоминает. Также выдвигалась гипотеза, что, после того как посольство было выслано из столицы, Иоанн Римлянин возвратился в Вифлеем, поскольку Иоанн, еп. Иерусалимский, покровительствовал оригенистам и многие изгнанные из Египта монахи нашли приют в Палестине. Однако более верным представляется традиционное предположение, что Иоанн Римлянин и Герман оставались в Риме, где Иоанн Кассиан Римлянин пробыл ок. 12 лет. Предполагается, что в Риме Иоанн Кассиан был рукоположен во пресвитера и стал советником Римского епископа. В письмах Александру, еп. Антиохийскому, написанных в 414-415 гг., еп. Иннокентий упоминает пресвитера по имени Кассиан, который был его советником по связям с Антиохийской Церковью. Вместе с тем неясность выражений еп. Иннокентия вызвала гипотезу о том, что Иоанн Кассиан около 413 г. уехал в Антиохию и был рукоположен во пресвитера там, а не в Риме. Согласно еще одной гипотезе, Иоанн Кассиан был рукоположен уже в Галлии Прокулом, еп. Массилийским . В Риме Иоанн Кассиан также сблизился с будущим папой св. Львом I Великим, дружеские отношения с которым он поддерживал и впоследствии.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.