Преподобная Кассия, песнописица Константинопольская

Сентябрь 19th 2014 -

Глупцу лекарства нет вообще,
И нет леченья, кроме смерти.
Глупец в почете превозносится над всеми,
И похваляемый — наглеет больше.
Как невозможно столп согнуть великий
Так глупый человек неисправим.

Желательнее вместе жить с разумными,
Чем с глупыми богатыми невеждами.

В глупце и знание — опять иная глупость,
И знание глупца — что колокольчик у свиньи в носу.

Глупец ужасен, коль к науке он причастен,
А если в славе он — ужаснейший вполне;
Но молодой глупец, к тому же и властитель, —
Увы и ох, ой и увы, и ах!

О, Господи, когда глупец пустился в рассуждения, —
Куда деваться? как смотреть? как вынести?

Глупец есть совершенный бесполезноделатель:
Глупец, надевши обувь, бегает везде.

Глупец, тебе бы лучше вовсе не родиться,
Или, родившись, наземь не ступать.

Св. Кассия похваляет истинную дружбу и обличает лицемерное дружелюбие:

У двух приветствующих дружбу во Христе
нет равенства — соперничества больше.

Дари ты дружбу любящему другу,
с неблагодарным же дружить — тщета.

Млеко и мёд — родных беседы.

Люби же всех, но доверяй не всем.

Несколько ее изречений объединены тем, что обличают разные пороки и грехи и начинаются со слова «ненавижу»:

Ненавижу убийцу, что осуждает вспыльчивого.

Ненавижу прелюбодея, когда осуждает блудника.

Ненавижу глупца, философствовать мнящего.

Ненавижу судью, взирающего на лица.

Ненавижу молчащего, когда время говорить.

Ненавижу учащего, а ничего не знающего.

Ненавижу враждующего, ведь не любит он Бога.

В других эпиграммах говорится о бедности и богатстве; Кассия выступает сторонницей «золотой середины», в духе известного изречения из Премудрости Соломона:

Быть бедным лучше, чем неправдой богатеть.

Богатства не ищи, ни бедности, напротив:
одно ведь надмевает ум и знанье,
в другой же — нескончаемая скорбь.

Некоторые стихи говорят о зависти:

Гони всё, что есть зависти основа:
О смерти говорю — ее приносит зависть.
Ведь многих зависть до убийства довела

Питать мне зависть не давай, Христе, до смерти,
Но даруй, чтоб завидовали мне: ведь я сего желаю —
Всецело зависть вызывать в божественных делах.

Ряд эпиграмм содержат различные аскетические наставления:

Люби же всех, но доверяй не всем.

Лучше молчать, чем болтать неподобное.
Ибо в молчании — ни опасности, ни порока,
ни раскаяния, ни обвинения, ни клятвы.

Серия эпиграмм Кассии посвящена монашеской жизни (причем некоторые из стихов являются перефразами «Лествицы» св. Иоанна Синайского):

Сегодня в мире, а завтра во гробе, —
память смертная помогает в житии.

Монах есть ум очищенный и чистые уста.

Монах есть чин и состояние бестелесных,
в теле материальном и нечистом достигнутое.

Монах есть ангел земной, по преимуществу
и господственно, и человек небесный.

Монах есть совершенное забвение
и нечувствие исправлений.

Монах есть жилище Бога,
престол царский, чертог Святой Троицы.

Монах есть сокровенный ум.

Монах есть брань с плотию, по реченному:
«несть наша брань ко крови и плоти»;
обдумывай сказанное и не пробегай мимо,
ибо оно нуждается во многом внимании.

Монах есть тот, кто не боится Бога, но любит Его,
ибо совершенная любовь вон изгоняет страх.

Монах есть тот, кто всегда восхождения
в сердце своем полагает.

Монах есть слава христиан.

Монах есть вольная жажда,
единого небесного жаждущий
и ко грядущему благодатию Всеблагого Бога
ум свой отсюда уводящий.
Странный всегда праздник
таковой справляет же и празднует.
Блажен сего достигший;
таковой только познал,
как других научить же и просветить,
и к Царствию привести
во Христе Иисусе, Господе нашем,
после Которого — во Отце с Святым Духом.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.