Память преподобного Иосифа Волоцкого игум.Волоколамского

Сентябрь 21st 2010 -

Преподобный Иосиф Волоцкий Россия, первая половина XIХ века

Дни памяти: 9 (22) сентября , 18 (31) октября

Иосиф Волоцкий (Иоанн Санин), первый игумен Волоколамского, им самим созданного, монастыря. Родился Иосиф в 1440 г., ноября 12-го, близ города Волоколамска, в селе Язвище, и при крещении назван Иоанном.

Иоанн происходил из дворян-вотчинников Волоцкого у. Видимо, в 1408 г. его прадед Александр Саня выехал на Русь из Литвы в свите кн. Свидригайло и в числе прочих выходцев был пожалован вотчиной (ПСРЛ. Т. 11. С. 204). Деда Иоанна звали Григорий, впоседствии он и его супруга приняли иноческий постриг предположительно под именами Герасим и Ирина (ГИМ. Епарх. № 1. Л. 5). Родовой вотчиной Саниных являлись с. Язвище и дер. Спировская близ г. Волока Ламского (Зимин. 1977. С. 170-171. Примеч. 3). Родители Иоанна: Иван и Марина приняли монашество вскоре после пострижения сына (1460): отец — под именем Иоанникий в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре, мать — инокиня Мария прожила в монастыре во имя св. Власия на Волоке 30 лет (Досифей (Топорков). 1865. С. 162, 164; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 459). Известно о 3 младших братьях преподобного: Вассиане II (Санине) (в 1506—1515 архиепископ Ростовский), Акакии и Елеазаре, а также о 3 племянниках: Досифее и Вассиане Топорковых и Кассиане. Архим. Макарий (Веретенников), отождествив племянника Иоанна Кассиана, бывшего в 1508—1514 гг. архимандритом Симонова монастыря, с архим. Кассианом, имя которого встречается в поминании рода митр. Московского Макария, высказал гипотезу о возможном родстве И. и митр. Макария (Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133).

В 7-летнем возрасте Иван был отдан в обучение старцу Арсению Леженке в волоколамский мон-рь в честь Воздвижения Креста Господня и к 9 годам уже в церкви «чтец бысть и певец» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 455; Досифей (Топорков). 1865. С. 165). В детские годы завязалась его дружба с Борисом Кутузовым (впосл. окольничий вел. князя), происходившим из влиятельной семьи волоцких вотчинников (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 456).

В 20-летнем возрасте Иван решил принять монашеский постриг и отправился в тверской Саввин монастырь, однако сквернословие мирян в монастырской трапезной неприятно поразило благочестивого юношу, и он с благословения старца Варсонофия Неумоя ушел в Боровск к прп. Пафнутию (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 457). 13 февр. 1460 г. Иван был пострижен в монашество, старец Пафнутий взял его к себе в келью, «уча и наказуя иноческому жительству» (Досифей (Топорков).

Первоначально Иосиф проходил послушание в поварне, хлебопекарне, больнице, затем был поставлен певцом в церкви. Он пользовался особым доверием игумена («особь бо вся сказоваше ему, яко възлюбленну сыну») (Кадлубовский. 1899. С. 136). Сохранилось упоминание, что Иосиф по поручению прп. Пафнутия ездил в Воротынск ко двору кн. Федора Львовича Воротынского, служившего вел. кн. Литовскому Казимиру (с 1448 наместник Козельский). В Пафнутиевом Боровском монастыре приняли монашеский постриг братья Иосифа Вассиан и Акакий, а затем и племянники Досифей и Вассиан. Больного отца Иосиф поселил в своей келье и 15 лет ухаживал за ним: «...во всем вся бысть ему: и старец, и учитель, и слуга, и подпора, и от уныния утешая, чтяше божественаа писаниа». В монастырских послушаниях и в церковных службах Иосиф выделялся из всей братии: «В потребах служения манастырскаго искусен бе паче всех сущих тамо. И возрастом умерен и лицем благообразен, по древнему Иосифу, браду имея окряжену и должиною мерну, тогда темнорус, в старости же сединами сияя». По выражению автора «Жития прп. Иосифа, составленного неизвестным», Иосиф был «книжному чтению искусен и доброгласен». Незадолго до преставления прп. Пафнутия он был поставлен в «уставщики». Вероятно, уже в это время ему приходилось заниматься организацией поминаний и вести синодики.

Согласно завещанию Пафнутия Боровского, по настоянию вел. кн. Иоанна III Васильевича и «по умолению братии» игуменом монастыря после преставления прп. Пафнутия стал И.  По сведениям еп. Саввы, он был рукоположен во священника свт. Геронтием, митр. Московским, и благословлен на игуменство, после поставления его принял вел. князь («приа его державный с великою любовию и угости»). Вероятно, покровительство Иосифа. оказывал архиеп. Ростовский Вассиан I (Рыло), который также являлся пострижеником Боровского монастыря и учеником прп. Пафнутия.

В 1479 г. И. был вынужден оставить игуменство и покинуть монастрь. В качестве причины он в послании монахам Пафнутиева монастря указал на конфликт с вел. князем из-за «монастырских сирот». По распоряжению вел. князя монастырские крестьяне оказались «иные проданы, а иные биты, а иных в холопи емлют» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 144). Иосиф ездил к Иоанну III, но ничего не добился. В житиях причиной ухода И. названо недовольство братии планами игумена ввести в монастыре строгий общежительный устав. Еп. Савва указывал, что Иосиф, следуя совету 7 старцев обители, тайно оставил монастырь и в сопровождении единственного спутника — старца Герасима (Чёрного) отправился странствовать. В монастырях Иосиф. проживал под видом ученика старца Герасима, чтобы в нем не опознали священника и игумена. Однако образованность и манера держаться выдавали его высокий сан. Еп. Савва сообщает, что он был узнан в тверском Саввином монвастыре, а в «Житии прп. Иосифа, составленном неизвестным» утверждается, что Иосифа узнали и в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастыре. Наиболее благоприятное впечатление на него произвел Кириллов Белозерский монастырь, которым в этот период (1478—1482) управлял др. постриженик Боровского монастыря, игум. Нифонт. Согласно известию Досифея, Иосиф провел в Кирилловом Белозерском монастыре «едино лето», по сведениям «Жития прп. Иосифа, составленного неизвестным», — не менее 17 месяцев . В Кирилловом монастыре Иосиф мог встречаться с прп. Нилом Сорским. Возможно, в этот период Иосиф получил приглашение от кн. Бориса Волоцкого основать монастырь в его уделе.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарии закрыты.