Мученик Освальд нортумбрийский, король

Август 17th 2011 -

Мученик Освальд нортумбрийский, король

Память 5/18 августа.

Во времена, что последовали за тем, в которое пришел в Англию святой Августин, в стране нортумбрийцев жил славный король по имени Освальд, имевший сильную веру в Бога.

Освальд был сыном Этельфрита и второй его жены Ахи, дочери короля Дейры Эллы и сестры короля Эдвина. Освальд был, таким образом, связан с королевскими родами как Берниции, так и Дейры.

В юности Освальд покинул своих друзей и семью и отправился в Шотландию1 Вскоре он и все те, кто приехали с ним, были крещены. Примерно в то же время дядя Освальда король Эдвин, правивший нортумбрийцами и тоже веровавший в Бога, был убит Кадваллоном, королем бриттов2 . В последующие два года Кадваллон лишил жизни также двух преемников Эдвина. После убийства короля Кадваллон принялся безжалостно убивать и жителей Нортумбрии, всеми способами притеснять их и мучить, пока блаженный Освальд не положил конец его нечестивым делам.

После убийства своего единокровного брата Энфрита, по словам Беды, Освальд собрал небольшую армию и двинулся против Кадваллона ап Кадвана. На самом деле, возможно, что с Освальдом были не только англы, но и скотты и пикты.

Освальд со своей весьма малой армией отправился в Нортумбрию, чтобы смело сражаться с Кадваллоном. Вера укрепляла его, а Христос подготовил его к встрече с врагами. Перед началом сражения Освальд поспешил установить крест во имя Божее. Он сказал своим людям: «Падем же ниц перед крестом и помолимся Вседержителю, попросим Его спасти нас от гордого противника, желающего нашей смерти. Господь ведает, что мы честно боремся против этого жестокого короля ради спасения нашего народа». И Освальд вместе с другими распростерся перед крестом в молитве.

На следующее утро они вступили в бой и одержали победу. По вере Освальда Господь Вседержитель даровал им победу. Они усмирили своих противников – гордого Кадваллона с его бесчисленным войском, считавшего, что ни одна армия не сможет ему противостоять. Воздвигнутый Освальдом крест решено было оставить на том же месте, чтобы перед ним можно было молиться. Как повествует преподобный Беда, от этого креста получили исцеление многие больные люди и даже скот. Некий человек поскользнулся на льду, упал и сломал руку. С того дня он, лежа в постели, ужасно страдал от боли, пока некто не взял немного мха с креста Освальда и не принес в дом его. В ту же ночь больной получил во сне полное исцеление. Место, на котором Освальд победил жестокого Кадваллона, называется Хэвенфильд («Небесное поле». – Д.Л.), оно находится недалеко от построенной римлянами длинной стены3. Позднее на том месте воздвигли известную церковь во славу Бога, сущего на небесах.

Как только Освальд стал королем, он вознамерился всячески содействовать исполнению Божией воли – обращению своего народа к вере в живого Бога. Поэтому он послал к скоттам в Шотландию, где уже была вера Христова, и попросил направить к нему миссионера, который бы привел его народ ко Христу. Просьба блаженного Освальда была исполнена, и в Нортумбрию немедленно был отправлен досточтимый епископ по имени Айдан4. Айдан был известен своей примерной монашеской жизнью: он оставил все заботы этого мира и всем сердцем желал исполнять только Божию волю. Что бы он ни получал в дар от короля или его приближенных, тут же с сердечной добротой раздавал нищим и нуждающимся.

Король Освальд обрадовался приезду Айдана и встретил его с великим почтением, видя в нем настоящее благословение для своего народа, ибо через него народу надлежало от отступничества вновь обратиться к вере в истинного Бога. Благочестивый король стал переводчиком Айдана, перелагая на свой язык для советников то, что проповедовал епископ, ибо Освальд отлично владел ирландским языком, а Айдан пока недостаточно хорошо знал нортумбрийский диалект.

Епископ Айдан по всей Нортумбрии проповедовал святую веру и крещение, приводя народ к истинной вере Христовой и подкрепляя проповедь примером своей жизни. Он любил воздержание и чтение священных книг. Епископ охотно брал с собой в дорогу молодых образованных людей, и все его спутники, где бы они ни находились, всегда учились читать Писание или выучивали наизусть псалмы. Айдан почти никогда не садился на коня, а предпочитал путешествовать пешком. Он жил подлинно монашеской жизнью, полной добродетели, но жил при этом среди людей.
Тем временем король Освальд еще более укреплялся в добре и смирении. Он был великодушен во всех своих делах, с немалым усердием основывал многие монастыри и храмы по всему королевству, которым правил. Однажды случилось так, что Освальд и Айдан сидели за столом в праздник Святой Пасхи. Слуги внесли королевские яства на большом серебряном блюде. В ту же минуту вошел и слуга, которому поручена была раздача милостыни, и доложил королю, что на улице собралось огромное число нищих, пришедших со всех концов страны просить подаяние у короля. Тогда король немедленно приказал раздать все принесенные ему яства голодающим, а серебряное блюдо разломать на куски и отдать серебро нуждающимся. Веленое было тотчас исполнено. Блаженный епископ Айдан тогда возрадовался духом и, взяв Освальда за правую руку, воскликнул: «Да будет твоя десница нетленной вовеки!» И предсказание Айдана сбылось: десницы короля Освальда совершенно не коснулось тление и по сей день.
Тем временем королевство Освальда все расширялось и расширялось, и уже четыре народа признали его своим королем: пикты, бритты5, скотты и англы. Господь Вседержитель объединил эти народы за добродетели Освальда, ибо он всегда славил Господа. В Йорке Освальд завершил строительство славной монастырской церкви Йорк-минстер6, начатое его родственником Эдвином прежде. Король трудился ради Царствия Небесного с непрестанной молитвой7, совершенно не заботясь о приобретении временной славы в этом мире, к которому имел мало любви. Освальд очень часто оставался после утренней службы на молитву, стоя один в церкви8 с самого рассвета и вознося молитвы со всем усердием. Где бы он ни находился, всегда молился Богу с воздетыми вверх руками.

В то время из Рима к королю западных саксов приехал епископ по имени Бирин9. Того короля звали Кинегильс, и он все еще оставался язычником. Языческим тогда было и все королевство западных саксов. Бирин, прибывший из Рима по желанию папы Римского, обещал тому, что будет ревностен в исполнении воли Божией и проповеди слова Божиего и истинной веры в далеких землях. Он приехал в тогда еще языческое королевство Уэссекс и обратил там к вере в истинного Бога короля Кинегильса, а с ним и весь его народ.

Правивший Нортумбрией Освальд тогда поехал в Уэссекс и стал восприемником короля Кинегильса при его крещении, радуясь его обращению к вере Христовой. Короли Кинегильс и Освальд пожаловали Бирину в качестве епископской кафедры город Дорчестер. Бирин служил в этом городе много лет, угождая Богу и наставляя народ в вере, пока не наступила его блаженная кончина. Его земные останки похоронили в том же городе, а позднее епископ Хедда10 перенес их в Винчестер и поместил со всеми почестями в собор Олд-минстер, где их почитают и по сей день.
Король Освальд славно правил своим королевством с великой верой в Бога, во всех своих делах прославляя Господа, пока его, защищавшего свой народ, не убили язычники. Это случилось на девятом году его правления, когда королю было 38 лет. А было это так. Пенда, языческий король Мерсии, объявил ему войну. Еще прежде тот же Пенда помог языческому королю Кадваллону убить родственника Освальда короля Эдвина. Пенда ничего не знал о Христе, и никто из его народа тогда еще не был просвещен святым крещением. Они сошлись в битве при Мазерфильде11. Сражение продолжалось до тех пор, пока все христиане не пали в бою. И вот язычники приблизились к Освальду. Освальд понял, что конец его близок. Он помолился о своих умиравших воинах, вверяя их души и самого себя в руки Божии. Упав на землю, Освальд произнес в последний раз: «Господи, помилуй наши души!» Затем король испустил дух. Король-язычник немедленно приказал своим людям отсечь голову и правую руку Освальда и повесить их как трофеи на столб.

После убийства короля Освальда на престол королевства Нортумбрия вступил король Освиу. Вместе со своей армией Освиу прибыл к тому месту, где на столбе была повешена отсеченная голова его брата. Он с благоговением снял голову Освальда и отвез ее, а также и его десницу в церковь на остров Линдисфарн. И сбылись пророческие слова епископа Айдана о том, что десница Освальда останется нетленной. Вскоре нетленную десницу Освальда с почестями поместили в серебряную раку в соборе святого Петра приморского города Бамбург12. Она находится там и по сей день и до сих пор не тронута тлением. Позднее одна из дочерей Освиу стала королевой Мерсии13. Она попросила благословение забрать мощи Освальда и поместить их в горячо любимый ею монастырь города Бардни в провинции Линдси. Но монахи этого монастыря впали в искушение и не желали принимать мощи короля в своей обители. Они только установили палатку над катафалком со святыми мощами. Тогда Господь открыл всем великую святость Освальда: ночью неземной свет заполнил всю палатку, и высокий столб этого света, подобный солнечному лучу, поднялся над нею до самого неба. Этот столп был виден до самого рассвета, и все жители данной провинции видели его и дивились ему. Монахи же, убедившись в святости Освальда, устрашились и наутро стали усердно молиться и просить прощения у святого, мощи которого до этого не хотели принимать и почитать. Они с благоговением омыли кости святого и с почестью положили их в раку монастырской церкви.

Многие больные получили исцеление от различных недугов по молитвам святого Освальда. Вода, которой монахи омывали мощи святого короля, была вылита на землю, и позднее от той земли многие больные тоже получили исцеление. Прахом с того места одержимые избавлялись от демонов. Люди брали землю и там, где Освальд пал, убитый в бою, растворяли ее в воде и давали болящим – и те сразу получали исцеление.

Однажды некий путник ехал на коне вблизи места гибели короля Освальда. Вдруг его конь занемог: упав на землю, он в судорогах стал перекатываться по полю. Так он докатился до того места, где пал в бою король Освальд, о чем мы уже говорили. Как только конь коснулся святого места, то вмиг получил исцеление и встал на ноги совершенно здоровым, к радости своего хозяина. И тот человек смог продолжить свой путь. Он прибыл туда, куда направлялся, и тут узнал, что здесь живет некая девочка, много лет страждущая от паралича. Он рассказал ей, что произошло с его конем в дороге, и немедленно повез ее к месту гибели короля Освальда. Там девочка сразу заснула, но вскоре пробудилась от сна уже совершенно здоровой и освобожденной от тяжкого недуга. Она покрыла голову14 и, счастливая, пошла домой пешком, чего до этого никогда не делала.

В другой раз другой путник проезжал на коне мимо того же места. Он достал кусок ткани, завязал в него немного земли со святого места и поспешил дальше. Наконец он прибыл в деревню, где в одном из домов его ждали к празднику. Человек повесил узелок с землей со святого места на один из столбов возле дома и отправился веселиться вместе с другими. Огонь в большом очаге посреди дома разгорелся так жарко, что во все стороны полетели искры. Одна из них попала на крышу – и тут же начался пожар: весь дом вмиг был охвачен пламенем. Испуганные люди бросились вон из дома. Сгорел весь дом, и лишь столб, на котором висел узелок со святой землей, остался стоять целым и невредимым. И люди изумились святости Освальда, ибо огонь не посмел коснуться этого деревянного столба. Позднее многие другие люди находили то святое место и получали там исцеление от болезней, а некоторые просили исцеления своим близким и получали просимое.

Слава о святом Освальде распространилась и в других странах: в Ирландии и земле франков15. Вот какую историю рассказал нам некий священник об одном человеке.

В Ирландии жил один ученый человек, не интересовавшийся христианским учением и не заботившийся о своем вечном спасении и исполнении заповедей Творца. Вместо этого он прожил жизнь, занимаясь праздными делами, пока однажды не заболел так сильно, что вскоре уже был на смертном одре. Он призвал к себе священника (который позднее и поведал нам эту историю) и со скорбью сказал ему: «Я умираю злой смертью и за свои неправедные дела навечно попаду в ад. Но я хотел бы искупить свои грехи. Если бы я только смог остаться в живых, то обратился бы к Богу, изменил бы свою жизнь, начал бы жить в соответствии с Божией волей и творить добрые дела. Знаю, что не достоин того, чтобы дни мои были продлены. Но если бы только нашелся какой-нибудь святой, который бы стал предстателем обо мне перед Христом Спасителем! Нам рассказывали, что в вашей стране просиял святой король по имени Освальд. Умоляю тебя, если у тебя есть какая-нибудь реликвия этого святого, дай ее мне». И священник ответил ему: «У меня есть частица деревянного столба, к которому была привязана отсеченная глава святого Освальда, и если ты искренне веруешь, то вскоре будешь исцелен». Священник сжалился над больным, немного отщипнул кусочек от этой святыни, положил его в воду и дал больному выпить этой воды. Больной вскоре действительно получил исцеление и прожил еще много лет. Он всем сердцем обратился к Богу и до конца жизни творил благие дела. Где бы он ни появлялся, повсюду рассказывал о произошедшем с ним чуде. Поэтому никому не должно отказываться от обетов, добровольно данных Господу во время болезни, ибо, если он впоследствии откажется от этих обетов, то падет в очах Божиих.

Преподобный Беда писал в своей книге: никому не следует удивляться, что святой король Освальд может совершать чудеса исцеления, ибо он теперь пребывает в райской обители. А удостоен он этого потому, что во время своей земной жизни всегда помогал бедным и слабым и кормил нуждающихся. Теперь же он за свое милосердие удостоен вечной славы вместе с Господом Вседержителем на небесах.

Позднее, когда будущий святитель Кутберт был еще юношей, он однажды ночью увидел, как ангелы Божии уносили блаженную душу святого епископа Айдана на небеса, к вечной радости, которой он сподобился за свою земную жизнь.
Много лет спустя мощи святого Освальда были перенесены в город Глостер16, что в королевстве Мерсия. И там Господь Бог сотворил через Своего святого угодника много чудес.

За сие подобает слава Богу Вседержителю, царствующему на небесах, ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

Примечания:
1.   На остров Айону, где, начиная с 563 г., основанная преподобным Колумбой Айонским ирландская миссия просвещала пиктов (коренных кельтских жителей Шотландии) и ирландских поселенцев, эмигрировавших туда ранее.
2.  Святой король Эдвин погиб в 633 г.
3.  Имеется в виду Адрианов вал.
4.  Святитель Айдан Линдисфарнский, чудотворец († 651). Основанный святыми Айданом и Освальдом монастырь на острове Линдисфарн стал духовным центром королевства Нортумбрия.
5.  Бриттами назывался кельтский народ, живший до англо-саксонского завоевания на территории нынешних Англии и Уэльса. Потомками бриттов являются нынешние валлийцы, а также жители Корнуолла и Камбрии (северо-западная Англия).
6.  Словом «minster» тогда называли монастырскую церковь. Это слово происходит от слова «монастырь». В Англии насчитывается более 30 городов, содержащих в своем названии корень -minster, например Вестминстер («Монастырь на западе»), Киддерминстер, Леминстер, Апминстер. – Примеч. Д. Лапы.
7.  Очевидно, непрестанной молитве он был обучен в молодые годы монахами с острова Айона.
8. Заметим, что он именно стоял на молитве, что делают все православные христиане по сей день.
9.  Святитель Бирин, епископ Дорчестера-на-Темзе и апостол Уэссекса, был, скорее всего, выходцем из германского народа лангобардов, жившего на севере Италии. Он преставился около 650 г.
10. Имеется в виду святитель Хедда Винчестерский († 705).
11.  Местечко Мазерфильд находилось в королевстве Мерсия, то есть на территории нынешнего района Мидлендс. Сегодня это городок Освестри (графства Шропшир), название которого означает «Древо Освальда», иначе говоря – «Крест Освальда». В этом городе сохранилась церковь во имя святого Освальда, датируемая 640 г. Башня этой церкви ранненорманская и датируется 1085 г. – Примеч. Д. Лапы.
12. Бамбург был королевской крепостью напротив святого острова Линдисфарн – «духовной крепости» святого Айдана. Линдисфарн называли «Английской Фиваидой».
13.  Имеется в виду святая королева и мученица Острид Мерсийская († 697), супруга святого короля Мерсийского Этельреда I. Король Этельред правил Мерсией с 675 по 704 г., а затем отрекся от престола и стал монахом (позднее – настоятелем) в монастыре Бардни графства Линкольншир. Он тоже прославлен в лике святых, как и его жена. Мощи обоих почитались в этом монастыре. Острид повелела перенести мощи святого Освальда в Бардни около 679 г. В 869 г. этот монастырь был разорен викингами, а в 1087 г. на этом месте появился католический бенедиктинский монастырь. В 1537 г. монастырь по приказу Генриха VIII был разрушен, а шесть его насельников казнены. Сегодня в деревне Бардни сохранились лишь остатки руин этого монастыря (в частности, основание колонны и фрагменты нефа). – Примеч. Д. Лапы.
14. В то время женщины покрывали голову в знак кротости, что делают православные женщины и в наши дни.
15. Имеется в виду Германия.
16. Во время набегов викингов на Мерсию большая часть мощей святого Освальда была перенесена Этельфледой Мерсийской в 909 г. в монастырь святого Петра города Глостер графства Глостершир. После этого небесным покровителем Глостерского монастыря стал сам святой Освальд. Со временем, однако, этот монастырь снова был освящен во имя святого Петра. Не так давно в Глостере был найден относящийся к IX в. саксонский крест святого Освальда. Во время Реформации при Генрихе VIII Глостерский монастырь был распущен, но кафедральный собор было решено сохранить из-за его связей с королевской семьей. Сохранившиеся до наших дней комната капитула и помещения для монахов являются ценнейшими древними памятниками Глостера (это едва ли не единственное место в Англии, где хорошо сохранились древние монастырские постройки). Ниши, вмещающие деревянные столики для чтения или письма монахов, занимают одну часть, другую же занимают места, где монахи хранили полотенца, умывались и мыли руки перед принятием пищи в располагавшейся рядом монастырской трапезной. Все это украшено исключительными по красоте нервюрами, характерными для «перпендикулярного стиля» готики (эта чисто английская разновидность готики начала распространяться именно из Глостера).
Примерно в том же X в. честная глава короля Освальда была перенесена с острова Линдисфарн в собор города Дарем, где долгое время хранилась в одной раке вместе с мощами святого Кутберта. Кстати, по этой причине святого Кутберта на иконах нередко изображают епископом, держащим голову святого Освальда с двумя коронами (две короны потому, что Освальд при жизни был земным королем, а после смерти получил венец мученика). Известно также, что в VIII в. святитель Виллиброрд и прочие миссионеры распространили почитание святого Освальда во многих других европейских странах, где в разных монастырях и соборах хранились частицы мощей короля-мученика Освальда (к таким местам относятся Трир, Тергензее, Прюфенинг близ Регенсбурга, Ваттинген, Саурис). В средние века одна рука святого Освальда хранилась в соборе города Питерборо графства Кембриджшир, где католическая церковь освящена во имя этого святого по сей день. Говорили, что часть мощей святого Освальда также была перенесена в Эли и что даже в Ирландии находились связанные с ним реликвии. Святой Виллиброрд свидетельствовал, что во Фризии и в Ирландии от мощей святого Освальда происходили чудеса. Небольшая часть мощей святого Освальда находилась и в монастыре святого Виннока в городе Берг во Фландрии (ныне Франция), но тот монастырь был позднее уничтожен протестантами, а мощи сожжены в 1558 г. Считалось, что частицы мощей этого короля хранились в очень многих церквях и монастырях Германии. Сегодня частица мощей святого Освальда, возможно, находится в немецком городе Хильдесхайм.
Святого Освальда до сих пор почитают по всей Англии (где 70 древних храмов были освящены в его честь) и далеко за ее пределами: в Германии (где не менее 20 храмов освящено в его честь), Франции, северной Италии. С древних времен почитание святого короля распространилось также на Ирландию, Шотландию, Португалию, Богемию, Голландию, Австрию и Швейцарию.
До сих пор саксонские церкви в Освестри графства Шропшир (на месте убиения святого Освальда) и в местечке Хэвенфильд близ Хексема графства Нортумберленд (место победы святого Освальда над язычниками) являются местами паломничества. Обе они освящены во имя святого короля. Интересно, что название Освестри означает «Дерево Освальда»: согласно легенде, после гибели короля его верный ручной ворон, который всегда за ним следовал, поднял одну руку Освальда и повесил ее на стоявшее рядом дерево – и оно стало вечнозеленым. Когда ворон уронил руку на землю, то на том месте тут же забил родник, обладавший целебной силой.
Ряд населенных пунктов в Англии названы в честь святого Освальда, например Освальдтвистл в Ланкашире. Во имя святого Освальда были освящены значимые церкви в следующих английских населенных пунктах: Хексем, Карлайл, Бардни, Паддлсворт, Винвик и многие другие. Значимые часовни или приделы церквей во имя святого Освальда находились в таких европейских городах, как Прага, Бамберг и Регенсбург. Его всегда помнили и любили как одного из величайших национальных героев Англии. Им восхищались за его храбрость и военное искусство, великодушие и благочестие, за то, что он пожертвовал своей жизнью ради Христовой веры и родного королевства. Святой Освальд является одним из самых почитаемых древних европейских святых. В ряде европейских стран имя Освальд является распространенным крещальным именем по сей день.
Примеч. Д. Лапы.

Игумен Эльфрик Эйншемский
Предисловие и перевод со староанглийского на современный английский протоиерея Андрея Филлипса
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Комментарии закрыты.