Святой апостол Онисим, один из семидесяти

Февраль 27th 2011 -

Память 15/28 февраля

Во времена апостольские в фригийском городе Колоссах1 жил христианин знатного рода по имени Филимон; впоследствии он удостоился епископского сана и был включен в число святых семидесяти Апостолов.

У Филимона, еще до его апостольства, был раб, по имени Онисим. Однажды, взяв несколько золотых монет у своего господина, и боясь наказания, Онисим бежал от него и прибыл в Рим2.

 Апостол Павел и апостол Онисим

В Риме он познакомился со св. первоверховным апостолом Павлом, содержавшимся там в узах за Имя Христово, который был знаком с его хозяином, благочестивым Филимоном. Услышав апостольскую проповедь о Христе, Онисим уверовал во Христа, раскаялся во грехах своих, принял Святое Крещение и стал служить своему новому учителю в его заточении с сыновней любовью. Однако апостол Павел, не желая огорчить своего брата во Христе Филимона, отослал Онисима назад к господину с посланием (известным нам как одно из 14-и Посланий апостола Павла, называемое Послание к Филимону), где просил того принять Онисима как брата и простить ему всё, в чём тот был повинен, называя его в этом послании сыном, рождённым им в узах его.

Святой Апостол Павел, отправляя святого Тихика со своим посланием к колоссянам, дал ему в спутники святого Онисима, как сам он пишет в конце послания: «

О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем» (Колос.4:7-9).

К колоссянам Апостол написал через Тихика, а через Онисима он прислал особенное послание к Филимону, господину его; в этом послании Апостол просил Филимона, чтобы он простил Онисиму его прегрешение, и чтобы принял его не как раба, но как самого его, Апостола Павла. В своем послании Апостол Павел называет Онисима своим чадом: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце» (Флм.10-12).

Филимон принимает Онисима

Когда Филимон прочёл апостольское послание, исполненное любви Христовой, он не только помиловал, но и отпустил на волю раба своего Онисима, дабы тот, освободившись от рабства и вернувшись назад в Рим, мог служить Господу и проповеди Святого Евангелия, а также утешать самого апостола Павла в его заточении, ибо того желал святой Павел:

«Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (Флм.13-14).

Поученіе. Св. апостолъ Онисимъ

После освобождения св. апостола Павла из первого заточения св. апостол Онисим вышел вместе с ним на Евангельскую проповедь, кроме того, он бесстрашно посещал христиан, укрывавшихся от гонителей в римских катакомбах, а также пребывавших в темницах, в узах за Веру Христову, ободряя их дух и, по возможности, облегчая их тяжёлую жизнь в заточении.

После мученической кончины через усечение мечом первоверховного апостола Павла, произошедшей в 67г. по Р.Х., св. Онисим стал служить другим апостолам и спустя какое-то время был рукоположен ими во епископа. После мученической кончины своих учителей он стал ревностным проповедником Евангелия Христова.

Проповедь его звучала в землях в Испании3, в Карпетании4, в Колоссах, в Патрах5, затем занял престол в Ефесе6 после святого Тимофея и святого Иоанна Богослова. Об епископствовании в Ефесе явно свидетельствует, в своем послании к Ефесянам из Смирны, святой Игнатий Богоносец; когда его вели из Антиохии в Рим на съедение зверям, его встретил святой Онисим на пути в Смирне с некоторыми жителями Ефеса. Святой Игнатий пишет об этом к Ефесянам так:

— Я, во имя Божие, принял многочисленное общество ваше в (лице) Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал вам быть достойными иметь такого епископа.

В своем же послании к Антиохийцам он снова пишет:

— Вас целует Онисим, пастырь Ефесский.

Отсюда становится известным, что святой Онисим, обошедши много стран и городов, прибыл в Ефес, будучи уже старцем; там пас он некоторое время Церковь Божию, потом был схвачен неверующими и приведен из того города в Рим, что происходило в царствование Траяна7; в Риме же он был отдан на пытку епарху Тертиллу, супругу брата которого он обратил в христианскую Веру, за что был в большой немилости у епарха-язычника... Епарх спросил святого:

— Кто ты?

Онисим отвечал:

— Я христианин.

Тогда епарх опять спросил:

— К какому сословие принадлежишь ты?

На это святой сказал:

— Некогда я был рабом одного мужа, а ныне я верный раб благого Владыки Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Епарх продолжал допрашивать Онисима:

— Почему же ты перешел к другому господину?

Онисим отвечал:

— Потому что я познал истину и возненавидел идоло­поклонство.

Тогда епарх спросил:

— Какой ценой ты был продан новому господину?

Онисим отвечал:

— Божий Сын Иисус Христос искупил меня от погибели честною Своею кровью, переселил в нетление, как писано о том в наших писаниях: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Петр. 1:18-19).

Епарх спросил:

— Скажи нам, какую жизнь называют ваши писания суетной?

— Суетная жизнь есть беззаконное прелюбодеяние, которое за малую сладость плотскую готовит вечный огонь страстным грехолюбцам; она же заключается и в сребролюбии, ради которого обижают ближнего, в чародеянии, когда жительствуют с бесами, — последнее зло есть корень всякого навета и ловительства; она есть гордость, когда своим высокоумием возносятся над другими, — зависть, научившая братоубийству Каина и многих других, — злословие и необузданный язык, который распространяет на всех издевательство, словно облако; она есть лицемерие и ложь, противница истины, пособница диавола, чрез которую и Еву прельстил всезлобный враг; она есть гнев, побуждающий на проклятие и возбуждающий брани и убийства отцов, — пьянство, которое сопровождается невоздержанием и порождает сладострастие, побуждая на сквернословие; нет в ней доброго помысла, одно безобразие. Все эти пороки и есть жизнь суетная. Источником такого жития и матерью всего является служение идолам, которое вы совершаете; оно есть основание блудодеяния, учитель неведения Бога, ослепление ума, возбудитель сладострастных страстей; в нем нет чести, оно воюет против Господа всяческих, старается разорить истинное Богопочитание; сие служение — вождь смерти, служитель змея, пища злых, противник добродетели, оно бегает нетления; оно является проповедником пагубного вашего закона, горячим сторонником тьмы и мрака, другом кровопролития, князем ненависти; оно улавливает простых неведающих Бога, чуждо светлой благодати, связывает своих служителей узами бесчестных дел, научает тщеславию; оно исполняет бесчестием седых старцев, внушая им плясать под звук жреческой трубы; оно погубляет девическое целомудрие; оно растворяет свои праздники мечем и железом, пролитием крови животных и их сквернами; оно указывает на скверны своего бесстыдства; оно заставляет мужей обнажать свои тела среди города и нагими показывает их женам; оно сопровождает таинства свои убийствами и прелюбодеяниями; оно обуревает различными образами идолобесие умы человеческие, словно ладьи: то повелевает жрецам своим вкушать от ядовитых змиев, то, увещевая их съедать чужих богов, внушает им то закалывать вола, то приносить жертву волу, приносить в жертву овце овцу, одно и то же почитать за бога и скота8, то человека убивает в жертву человеку, сделанному из камня и дерева, так что вместо благодеяния оно творит убийство, принося в жертву бездушным одушевленных. Но к чему мне много говорить? ваше зловерие даже чесноку воздает божественную честь, чтобы в великом ослеплении и неведении низвести людей в ад. Рассмотрев такое суетное, нечестивое и скверное житие, которого вы придерживаетесь в своем идолопоклонническом служении, — житие изобличенное Священным Писанием, я бежал от него, как от волнующегося моря, и прибыль в доброе пристанище — в праведное и преподобное житие, заключающееся в святой вере в Бога единого и истинного, в вере и любви к ближнему. И тебя я увещеваю, Тертилл, исполни закон любви, повелевающий любить ближнего как самого себя; тогда и ты, познавши, как и я, истину, оставишь суету временную и всё, что в мире сем проходит словно как сон или тень; тогда ты приступишь к Создателю всех Богу и спасешься, придя в истинный разум; не радуется Бог смерти прогневляющих Его, но веселится о их обращении и покаянии и прощает их прежние грехи.

Тогда Тертилл епарх отвечал:

— Так ты не только сам не хочешь поклониться богам, не убоявшись мук, даже и нас хочешь привести в свое заблуждение.

— Твои муки не могут устрашить меня, — отвечал святой Онисим, — как бы сильны они ни были, ибо я, утешаемый ожиданием будущих благ и укрепляемый силою Христа моего, с легкостью перенесу страдания, коим ты подвергнешь меня.

Тогда епарх повелел заключить Онисима в темницу; святой пробыл здесь 18 дней, причем темница для него была не страшным местом заключения, а светлым, полным духовной радости, раем, где он находился веселясь о Господе своем. Верные приходили к нему, прославляли страдание святого и своими словами укрепляли его на подвиг. Святой проповедовал Слово Божие неверным, приходившим сюда вместе с христианами, и обращал их к истинной вере Христовой. После сего епарх, желая показать себя милосердным пред народом, не осудил святого на смерть, но послал его на заточение в Путиолы9. Святой Апостол и там ревностно проповедовал учение Христово и наставлял многих на истинный путь. Тертилл, узнав о сем, снова взял его и приказал в оковах привести его к себе на суд. Он допросил его и узнал, что святой, как и прежде, непоколебимо исповедует веру Христову. Тогда епарх приказал положить святого и немилосердно бить четырьмя палицами.

Мучители долго и немилосердно наносили удары святому страдальцу, сокрушили ему голени и прочие кости, наконец усекли его главу мечем.

Св. апостол Онисим претерпел мученическую смерть около 109г. по Р.Х. Честные останки его были взяты с места казни одной знатной и благочестивой жительницей города и положены в дорогую раку, сделанную из серебра, хранившуюся впоследствии в Константинополе, в храме во имя св. апостола Онисима.

Сим она снискала себе память у Господа в царствии небесном по молитвам святого Апостола Онисима, чего и нас да сподобить Господь Иисус Христос, Которому слава во веки. Аминь.

Кондак, глас 4:

Яко луча возсиял еси вселенней, зарями сияя солнца блаженне, всесветлаго Павла, мир просветившаго: темже тя почитаем Онисиме славне.

_______________________________________________________

1 Колоссы — город в юго-западной части Фригии, области Малой Азии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В 10-й год царствования Нерона (64-й г. по Р.X.) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии город назывался Хоны. Ныне это небольшая деревенька на одном из склонов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города. Одно из посланий св. Ап. Павла написано к жителям этого города.
2 Главный город Римского государства; лежит в средней части Италии по обеим сторонам реки Тибра при впадении ее в море.
3 Испания в древности обнимала нынешнюю Испанию и Португалию вместе. На севере она отделяется от Франции Пиринейскими горами; к востоку граничит с Средиземным морем; к югу с Средиземным морем и Гибралтарским проливом; к западу — с Атлантическим океаном.
4 Карпетания получила свое название от населявшего ее иберийскаго народа, жившего в тарраконской Испании, на реках Анасе и Тагусе, с главным городом Толетом (ныне Толедо).
5 Патры — древний город на северном берегу Пелопонесса; был одним из 12 самостоятельных городов Ахейской области; императором Августом обращен в римскую колонию; в 1205—1408 гг. был главным городом франкского герцогства Ахейскаго; в 1463 году достался в руки туркам; в настоящее время город в королевстве греческом близ входа в Лепантский (Коринфский) залив.
6 Ефес, при Эгейском море, важный торговый город Малой Азии. Приморское положение, хороший климат, прекрасная гавань, знаменитый храм Дианы — делали его одним из самых богатых и знаменитых городов малоазийских. Евангелие здесь проповедовали святой Апостол Павел, а после него святой Иоанн Богослов. Одно из посланий святого Апостола Павла написано к жителям этого города.
7 С 98 г. по 117 г.
8 Святой Онисим указывает здесь на одно из вопиющих противоречий, существовавших в языческой религии, взятой вместе без различия места и времени: в одной местности почитали животное за бога, а в другой не выделяли его из ряда четвероногих и приносили в жертву какому-либо божеству.
9 Путиолы — приморский город Кампании, области средней Италии.
10 Около 109 года.

Комментарии закрыты.