Апостол Петр, сильная и порывистая личность

Июль 12th 2014 -

Апостол Петр

Память 16 января, 29 июня и 30 июня.

Апостол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. Вместе с апостолом Павлом называется первоверховным апостолом

Апостол Петр родился в Вифсаиде (Ин. 1:45) недалеко от Генисаретского озера, где он вместе со своим братом Андреем, также ставшим Апостолом, занимались рыбной ловлей. С ними были и другие два будущих Апостола – Яков и Иоанн, сыны Зеведеевы (Мф. 4:18).

В каталогах всех Евангелий Петр первоначально именуется Симоном (Мф. 10:2, Мк. 3:16, Лк. 6:14), в то время как другие книги Нового Завета называют его Симеоном (Деяния 15:14, 2-е Петра 1:1). Несколько раз апостола называют Симоном Петром (Мф. 10:2, 16:16, Мк. 3:16, Лк. 6:14, Ин. 1:40,6:68, 13:6, 8:24, 18:10), а также Кифой (1-ое Кор. 1:12,3:12, 9:5, 15:5, Гал. 1:18, 2:9, 11:14).

Ангел Господень выводит из темницы апостола Петра

Ангел Господень  выводит из темницы апостола Петра

Россия, Санкт-Петербург, 1857 г.,

В Новом Завете не очевидно, в какой момент Иисус назвал Симона Кифой, то есть камнем. Согласно Матфею (16:18), эта смена имени связана с его исповедью в Кесарии Филипповой. Согласно Марку (3:16) и Луке (6:14), имя «Петр» упоминается в начале списка двенадцати апостолов, то есть смена имени происходит тогда, когда группа из двенадцати была окончательно собрана Иисусом. Иоанн (1:42) иначе излагает события: когда Симон впервые встретился с Иисусом (его показал Иисусу Апостол Андрей), Иисус сказал, что назовет его Кифа, это означает камень.

Как проходил бы спор Петра и Павла сегодня?

Отца Петра звали Иоанном или Ионой (Ин. 1:43, 21:15 – 17). Матфей (16:17) именует Симона сыном Ионы (Вариона). Возможно, имя «Иона» является сокращением или гаплографией имени «Иоанн», в то время как «Вариона» не может с абсолютной точностью переводиться как «сын Иоанна».

Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра

Существует мнение, которое, однако, нельзя с уверенностью поддержать, что слово «Вариона» означает «разбойник», и по этой причине Симон приобретает также прозвище Зилот – «ревнитель». Эта точка зрения подтверждается тем, что Петр использовал нож, орудие убийства, в вечер, когда Иисус был схвачен римлянами. (И поэтому из этого события некоторые делают вывод, что Петр был разбойником и относился к кружку Ревнителей, которые яро сопротивлялись римской власти.)

Апостол Петр в раскаянии

Греция, Ионические острова, XVII в.

Петр жил в Капернауме (Мф. 5:14, Мк. 1:21 – 29, Лк. 4:31 – 38). Из этого города была родом его жена, здесь же они жили после свадьбы. В Новом Завете мы не находим сведений о жене Петра. Однако факт, что Петр был женат, подтверждается тем, что Христос исцелил его тещу (Мф. 8:14 – 15, Мк. 1:29 – 30, Лк. 4:38 – 39). Очень вероятно, что его жены уже не было в живых на тот момент, когда Христос призвал его на апостольское служение. Однако позднее, во время апостольских путешествий Петра, рядом с ним находилась женщина – сестра во Христе, которая помогала ему (1Кор. 9:5).

О первоверховных апостолах Петре и Павле и их славнейшем мученическом подвиге. Святитель Иоанн Златоуст

Как профессия Петра, так и тот факт, что члены синедриона называют его и Иоанна неграмотными и простыми (Деяния 4:13), указывают на то, что они не получили образования в раввинской школе.

Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.(Мф. 16:18-19)

Призвание Петра на апостольское служение проходило постепенно. Сначала Петра показал Христу его брат Андрей (Ин. 1:42 – 43). Вероятно, он присутствовал на свадьбе в Кане Галлилейской и сразу после этой свадьбы поселился вместе с Иисусом и другими учениками в Капернауме (Ин. 2: 1 – 12). О его призыве кратко сообщают три евангелиста (Мф. 4:18, Мк. 1: 16 – 18, Лк. 5: 3 -11).

С самого первого дня Петр занял лидирующее положение в апостольском кругу. Он всегда занимал первое место в перечнях учеников в текстах Нового Завета (Мф. 10:2, Мк. 3:16, Лк. 6:14, Деяния 1:13) и вместе с братьями Яковом и Иоанном относился к самому узкому кругу учеников, к которым Христос имел особенное расположение (воскресение дочери Иаира (Лк. 8:51), Преображение (Мф. 17:1, Мк. 9:2), молитва в Гефсиманском саду (Мф. 26:37)).

Петр обладал деятельным и порывистым характером, выделялся своей энергичностью и самоуверенностью: смело принимался за различные дела, мгновенно распалялся, однако умел также быстро успокоиться, так как обладал мужеством.

За этим переменчивым и неуравновешенным характером скрывался искренний и по-настоящему преданный Христу человек, который часто играл ключевую роль (Петр и все бывшие вместе с ним преследовали Христа, чтобы сообщить, что его ищут (Мк. 1:31), хождение по воде (Мф. 14:28 – 32), чудесная уплата налога (Мф. 17:24 – 27), бесчисленное прощение людей (Мф. 18:21 – 22), Преображение (Мк. 9:2) исцеление кровоточащей (Лк. 8:45), Петр и Иоанн подготавливают Пасху (Лк. 22:8), ответ Петра от имени двенадцати апостолов (Ин. 6:68)).

В Кесарии Филипповой незадолго до Страстей Христос задал ученикам вопрос, какое мнение имели люди о Сыне человеческом. От имени всех Петр ответил, что Христос – это Мессия, Сын истинного Бога (Мф. 16: 13 – 16). Тогда Христос повелел им никому не сообщать о том, что Он является Мессией. Однако Христос открыл им, что придет в Иерусалим, где будет распят и воскреснет на третий день. Петр принял это близко к сердцу и хотел, чтобы Иисус избавил Себя от этого. Эти уговоры возмутили Иисуса, и Он назвал Петра сатаной (Мф. 16:23).

В неделю Страстей Господних Петр отказывается омыть Ему ноги (Ин. 13:5 – 10). Он охвачен нетерпением узнать, кто предатель Иисуса (Ин. 13:24), протестует, когда Иисус говорит ему, что туда, куда Он идет, Петр не может за ним последовать сейчас – это случится позже – и Петр обещает Христу, что он готов пожертвовать ради Него своей жизнью (Ин. 13:36 – 37, Мф. 26:33, Мк. 14:29). Однако вскоре после этого Петр отрекается.

Когда Господь, помолившись в Гефсиманском саду, возвратился к своим ученикам, Он нашел их спящими и обратился к Петру (Мк. 14:37).

Когда Иисус был схвачен, Петр достал нож и отсек ухо одному из рабов первосвященника – Махлу. За этот поступок Иисус порицает Петра (Мф. 26:51, Мк. 14:47, Лк. 22:50, Ин. 18:10). Как уже отмечалось выше, этот поступок послужил причиной тому, что многие относили Петра к кружку Ревнителей. К ним принадлежал, в частности, Симон Ревнитель и Иуда Искариот.

После ареста Иисуса Петр оправился от первоначального смятения и проследовал ко двору первосвященника (Мф. 26:58, Мк. 14:54, Лк. 22:54, Ин. 18:15 – 16).

Петр стал первым свидетелем Воскресения (Лк. 24:12, Мк. 16:7) и первым увидел воскресшего Христа (Лк. 24:35, 1ое Кор. 15:5).

Мы обладаем скудными сведениями о жизни Петра после Воскресения и не можем составить перечень его передвижений с точной хронологией. В истории первой Церкви Петр вновь занимает лидирующую позицию в первом деянии Апостолов, обладающем административным характером – созыв общего собрания верующих для выбора Апостола, который займет место Иуды Искариота (Деяния 1:13 – 26).

В день Пятидесятницы Петр вместе с другими Апостолами обратился к собравшейся толпе. Речь его была искренна и красива, так что в этот день уверовали и приняли крещение 3000 человек (Деяния 2:14 – 41).

Впоследствии Петр исцелил хромого в Храме и вместе с Иоанном в очередной раз обратился к народу (Деяния 2:12 – 26). После этой речи Петр и Иоанн были призваны на синедрион, где Петр произнес речь, подчеркнув, что не смог бы говорит о том, чего сам не видел и не слышал (Деяния 4:20).

Иудеи, а также саддукеи во второй раз схватили Петра и Иоанна и заключили их под стражу. Однако чудесным образом им удалось освободиться (Деяния 5: 17 – 42).

Все эти и многие другие события, как, например, смертное наказание Анании и его жены Сапфиры (Деяния 5:1 – 11) и другие чудеса, которые Петр совершал одной лишь своей тенью (Деяния 5:15 – 16), прославили Петра.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.