Беседа с самым авторитетным отечественным специалистом по сектам профессором А.Л.Дворкиным.

Март 5th 2010 -

– Александр Леонидович, целый ряд вопросов о системе сетевого маркетинга. Что это: секта или нет?
– Тут нужно говорить о конкретных организациях. Сама по себе система сетевого маркетинга – это «пирамида»: вещь достаточно неэтичная и нечестная. И, если говорить об организациях сетевого маркетинга самых крупных, самых успешных, самых долговечных, то они, несомненно, являются сектами. Есть даже в сектоведении такой термин – «коммерческие культы». Он применяется именно к таким организациям. Чем больше в группе или компании сектантских элементов, тем она живучее и крепче. И наоборот.

Но сначала нужно пояснить, что такое сетевой маркетинг. Это организация, типа «пирамиды», где основные доходы приходят не за счёт торговли товарами, а за счёт вербовки новых членов. Иными словами, этой организации не столько нужны покупатели, сколько продавцы. Потому что каждый продавец гарантированно приобретает партию товара. Как он её распространит – это уже его проблема. И каждый раз рядовому сотруднику – дистрибьютору (частному предпринимателю) – внушают: чем больше будешь приводить новых продавцов, тем больше будет начисляться тебе. Станешь «серебряным», «рубиновым», «алмазным» «директом». Это основная приманка.
Но законы экономики показывают, что в любой «пирамиде» богатеет всегда только «верхушка». Самая-самая «верхушечка» «пирамиды» обогащается за счёт её «основания». Поэтому, если вам там обещают богатство, не верьте. Т.е. есть шанс, но такой же, как, скажем, в лотерее.
За счёт чего лотерея существует? За счет того, что много людей покупают билеты. Кто-то на этом наживается, и часть этого дохода отдаёт тем немногим, кто выиграл. Вот «пирамида» – то же самое. С той лишь разницей, что за билет вы отдаёте 10-50 рублей, а тут – гораздо больше.
На самом деле огромное число пострадавших от любого из коммерческих культов. У нас в центре целая череда звонков от людей, чьи семьи распались или разорились совершенно.
Вот недавно звонила женщина на 8-ом месяце беременности. У неё муж попал в эту компанию, что пылесосы продаёт. Она говорит: «Не знаю, что делать. Дом пустой совершенно. Всё из-за этих пылесосов… Его родители – пенсионеры – живут в деревне. Так он приехал к ним и заставил купить этот пылесос. Я со слезами умолила его, добилась обещания, что он оставит этот «бизнес». Ушла в женскую консультацию – так он последнее из дома вынес. Пошёл продавать».
Вот типичная организация сетевого маркетинга, когда её дистрибьюторам, как будто «промыли мозги». Как это работает?
Есть три уровня вовлечения. Вначале вам предлагают какой-то товар-продукт: «уникальный и неповторимый, не имеющий аналогов». А то, что он не распространяется через открытую торговую сеть, так это потому, что там мафия торговая или фармацевтическая мешает, не пускает. Ведь если такой продукт начать продавать открыто, то все другие фирмы закроются – не выдержат конкуренции. Поэтому его можно продавать только из рук в руки.
Например, «Гербалайф» – уникальный продукт. «Помогает» от всего.
Или компания «Амвей», которая распространяет косметику, витаминные комплексы, бытовую химию, зубную пасту… Она хоть и дорогая, но зато экономичная. Выдавил «горошину» и ей можно чистить зубы всей семьёй. Это в каком-то роде реклама. Вы не замечали: достаточно «горошины» любой зубной пасты, чтобы почистить зубы.
Если вы способны критически мыслить, то заметите, что в открытой торговле можно найти аналогичный товар, да ещё лучше и дешевле.
И тут включается другой уровень. В «фирме» вам говорят, что на самом деле это самая динамичная компания в мире. Поможет вам разбогатеть. Будут массу приводить историй о счастливом бизнесе.
Ну, скажем, убедили они молодого человека. Тот приобрёл партию товара и начинает его распространять. Вначале идёт по всем своим знакомым и родственникам. Они так или иначе купят: как же, человек начал своё «дело» – надо помочь. Купили. Он, окрылённый успехом, с выручкой бежит в центр, приобретает новую партию. Опять распространяет. Где-то на третьем или четвёртом заходе его «бизнес» начинает «буксовать». Потому что у всех близких и знакомых завалены квартиры этими товарами. А на улице не продать, т.к. таких же конкурентов полно на каждом углу.
Тогда он идёт назад в центр и говорит: «Что-то у меня не получается, не выходит». А ему в ответ: «Давай подумаем. Раньше ведь хорошо распространялось. Раньше у тебя была мотивация. Теперь она утрачена, но мы тебе поможем. Вон видишь, парень на «Мерседесе» приехал. Начал он, между прочим, на пару недель раньше тебя, а уже четвёртое авто меняет. Вот он сейчас будет проводить семинар по повышению мотивации. Поэтому нужно заплатить за семинар… И мотивация к тебе вернётся.
С этого момента торговля товаром заканчивается. Начинается торговля чистой идеологией.
Большую часть доходов компания получает даже не от торговли собственными товарами, а от реализации сопутствующих: буклетов, семинарских материалов и т.д. Ведь это всё распространители гарантированно будут приобретать.
Кстати сказать, «Амвей» – самая крупная коммерческая фирма. В Индии эту «пирамиду» запретили. В Великобритании исследования показали, что 95% всех амвей-распространителей зарабатывают каждый менее 50 фунтов в год. Ещё 3% зарабатывают менее 500 фунтов в год. И только 2% получают сверхприбыли. Пострадавших от Амвей – десятки, если не сотни тысяч.
Поэтому всегда стоит опасаться слишком уж заманчивых предложений и         всеобъемлющих обещаний. Очевидно, что хорошую работу найти не так легко,         что настоящие друзья приобретаются только в течение долгого времени, и что чудодейственных средств «от всего» и «для всего» не бывает. Хорошая, престижная фирма не охотится за сотрудниками на улицах. Неожиданная, чрезмерная дружелюбность, исходящая от незнакомых лиц, скорее всего таит за собой холодный расчёт. Хорошие, конкурентоспособные продукты продаются в открытой торговле, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Подготовил И.Александров.
Для справки:
Компанию «Амвей» («Американский Путь», American Way, или сокращенно AmWay) учредили в 1959 году в штате Мичиган. Сегодня «Амвей» действует в 80 странах мира, где распространяет 450 наименований товаров под собственной торговой маркой и более 6500 – от сторонних производителей. Объём годовых продаж – более 5 миллиардов долларов!
Достоверные сведения о сектах всегда можно почерпнуть на информационно-консультативном сайте центра святого Иринея Лионского: iriney.ru
«БЛАГОВЕСТНИК» №4-2009.

Тэги:

Оставьте комментарий!