Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Июль 12th 2016 -

Христос и 12 апостолов

Каталония, 1100 год

Память 30 июня/ 13 июля

Двена́дцать апо́столов (греч. απόστολος — «посол, посланник») — ближайшие ученики Иисуса Христа. Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником.

Собор Двенадцати Апостолов (Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов) — праздник Православной Церкви, отмечаемый 13 июля (30 июня по юлианскому календарю), на следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о данном празднике встречаются с IV века

.

Собор 12 апостолов

Собор 12 апостолов.
Новгород. Конец XV в. 24 х 19.
Из Софийского собора. Новгородский музей.

Еще в первые века христианства появилась традиция отмечать Собор 12-ти апостолов на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, который всегда приходится на 12 июля.

Так, указания на празднование Собора 12-ти апостолов встречаются уже в IV веке. Также известно, что святой император Константин Великий (306-337) построил в Константинополе храм во имя Двенадцати апостолов.

Список двенадцати апостолов

  1. Андрей (греч. Ανδρέας, ивр. ‏אנדראס הקדוש‏‎), брат Апостола Петра, рыбак из Вифсаиды, ученик Иоанна Крестителя.
  2. Пётр (ивр. ‏פטרוס‏‎), он же Симон Ионин (ивр. ‏שמעון‏‎ — арам. ܫܡܥܘܢ ܟܐܦܐ Шимон Бар-Йона — сын Ионы), также называемый Кифа (ивр. ‏כיפא‏‏‎), (Каменная скала), брат Апостола Андрея.
  3. Иоанн (сын Зеведея), (ивр. ‏יוחנן בן זבדי‏‎, Йоханан Бен-Заведи), также прозванный Богословом, брат Апостола Иакова. Вместе с братом прозван Иисусом «Сыны грома» (Воанергес). Согласно церковной традиции отождествляется с евангелистом Иоанном.
  4. Иаков Зеведеев (сын Зеведея), (ивр. ‏יעקב בן זבדי‏‎, Яаков Бен-Заведи), брат Апостола Иоанна.
  5. Филипп из Вифсаиды (греч. Φίλιππος, ивр. ‏פיליפ מבית צידה‏‎, Филип Ми Бейт-Цаеда).
  6. Варфоломей (арам. ܒܪܬܘܠܡܝ ܫܠܝܚܐ сын Талмая ивр. ‏ברתולומאוס‏‎) он же Нафанаил (ивр. ‏נתנאל‏‎ Нетанэль— «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства.
  7. Матфей, мытарь, (ивр. ‏מתתיהו (מתי) לוי‏‎, Матитьяху (Мати) Леви), он же Левий Алфеев (объединение на основании параллелизма[2]), евангелист.
  8. Фома, (ивр. ‏תומא יהודה‏‎, Тома Йехуда), называемый Дидымус/Теом (Близнец).
  9. Иаков Алфеев (сын Алфея), (ивр. ‏יעקב בן-חלפי‏‎, Йааков Бен Халфай), брат Фаддея.
  10. Иуда Фаддей (сын Алфея), (ивр. ‏יהודה בן יעקב‏‎, Йехуда Бен-Йааков), он же Иуда Иаковлев или Леввей, брат Апостола Иакова Алфеева.
  11. Симон Кананит, он же Симон Зилот (ивр. ‏שמעון הקנאי‏‎, Шимон Ха-Канаи).
  12. Иуда Искариот, (ивр. ‏יהודה בן שמעון‏‎, Йехуда Бен-Шимон) (ивр. ‏איש קריות‏‎, иш-кериййотИш (мужчина) из поселения Карийот), предавший Иисуса Христа. После Вознесения Иисуса Христа вместо него в число двенадцати апостолов вошёл Матфий.

По Преданию, все апостолы от двенадцати, за исключением Иоанна и Иуды Искариота, умерли мученической смертью. Апостол Иоанн единственный, кто умер собственной смертью по старости.

Павел, он же Савл из Тарса (ивр. ‏שאול התרסי‏‎, Шауль Ха-Тарси), призван после вознесения Иисуса Христа. Он не входит в число двенадцати апостолов, но является одним из самых почитаемых (первоверховных) апостолов христианства. Павел, так же как и подавляющее большинство из двенадцати апостолов, умер мученической смертью.

Когда апостолами для выбора вместо отпавшего Иуды Искариота нового апостола была проведена жеребьёвка между Матфием и Иосифом Варсавой, в число двенадцати апостолов был избран Матфий

Благодаря их проповедническим трудам и подвигам люди, жившие далеко от тех мест, где учил Сын Божий, смогли узнать, что свершилось великое событие — искупление первородного греха, от которого произошли все человеческие страдания. А благодаря тому что некоторые из апостолов взяли на себя труд оставить письменные свидетельства о Христе, узнать о событиях, которые произошли в Иерусалиме, можем и мы спустя почти 2000 лет со времен Христовой проповеди.

4 Евангелия, 21 послание, «Откровение», «Деяния апостольские» — все тексты, из которых мы черпаем информацию о нашей вере, написаны апостолами.

С греческого языка слово «апостол» можно перевести как «посланник», в данном случае — «посланник Божий».

У Христа было много последователей, целые толпы народа слушали Его проповеди, однако Спаситель избрал только 12 из них, которые вошли в круг «ближайших учеников». Почему только 12? Много это или мало?

12 — число символическое. Год поделен на 12 месяцев, циферблат часов — на 12 частей... Народы издревле отмечали это число. Как можно понять, оно очень важно в христианстве, не случайно ведь после предательства Иуды на его место был избран другой апостол — Матфий. Значит, апостолов должно было быть именно 12. Почему?
Христос пришел на Землю как «новый Адам», чтобы заключить с людьми Новый Завет вместо Ветхого. Христиане называются «новым Израилем», значит, существуют некие параллели между ними и «старым Израилем».

Как известно, «народ Завета» произошел от 12 сыновей патриарха Иакова. Так вот, для христиан 12 апостолов — то же, что для иудеев — сыновья Иакова. По преданию, в День Страшного Суда они воссядут на 12 престолов и будут судить всех людей.

Примечательно, что сообщается и о более дальнем круге учеников — 70 (72). Нельзя не вспомнить о библейском перечне «языков», в котором насчитывается как раз 70 народов. Если построить в уме симметричную схему, получится, что на каждого апостола из 12 придется по 6 из этих 70, которые «ответственны» перед Христом за все земные народы. Получается интересная иерархическая структура, согласно которой у каждого народа есть свой небесный покровитель.

На этом «символика»  чисел не заканчивается. Небесный Иерусалим, согласно «Откровению» Иоанна Богослова, имеет 12 ворот, по 3 с каждой Стороны Света. У каждого апостола — свои ворота. Как говорится в тексте «Апокалипсиса», каждые ворота сделаны из жемчужины. У города — 12 оснований, украшенных 12 драгоценными камнями. В Средние века возникла идея «приписать» каждому апостолу свой камень. В этой символике Петру соответствует яспис, Андрею — сапфир, Иакову Старшему — халцедон, Иоанну — смарагд (изумруд), Филиппу — сардоникс, Варфоломею — сердолик, Матфею — хризолит, Фоме — берилл, Иакову Алфееву — топаз, Фаддею — хризопраз, Матфию — аметист. На место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг 12, но более «популярный» Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит.

Со временем, правда, интерес к числовой символике уводил людей далеко от христианского учения: были даже попытки определить для каждого апостола один из 12 знаков зодиака.

Можно только предполагать, сколько тягот и лишений претерпели апостолы во время проповеди. Их гнали, не понимали, не хотели слушать, называли безумными, гнали, мучили.

Из 12 только Иоанн Богослов, автор 4-го «Евангелия» и «Апокалипсиса», умер своей смертью.

Апостол Фома был пронзен в Индии 5 копьями, Матфий — побит камнями, как первомученик Стефан, у Иакова Зеведеева отрубили голову. Остальных распяли на кресте, многих вниз головой. Евангелист Матфей, проповедовавший в Африке, был распят на земле и съеден людоедами.

Невольно возникает вопрос: откуда такая жестокость? «Вы — как одушевленные наковальни: подвергаясь ударам, вы вразумляете самих поражающих вас», — писал об апостолах святитель Иоанн Златоуст. Кончина апостолов — свидетельство злости, какой-то нравственной ненормальности людей, которые осудили на казнь даже безвинного Иисуса Христа, несшего им исключительно любовь.

Выбор призванных тоже был своеобразным уроком миру. Как сказано в «1-м послании Коринфянам» апостола Павла, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное... для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Потому что «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков».

12 апостолов, которые изначально были простыми, необразованными людьми, должны были напомнить миру о том, что люди отошли от Бога, заменили духовные ценности материальными, подчинили все желаниям плоти, которые происходят от греха, и что по вере людям дастся гораздо больше, чем они могут достигнуть своими силами и только в союзе с Господом человек может обрести счастье.

Апостолы — это и пример чистой, бескорыстной, искренней веры. Они служат образцом истинных христиан, нравственной нормой.

С какой же благодарностью мы должны относиться к их трудам, благодаря которым узнали о пришествии в мир Спасителя!

Святой благоверный царь Константин Великий (306 — 337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Комментарии закрыты.