Синодик Недели Православия – точный выразительверы и сознания Церкви (1)

Март 20th 2016 -

Митрополит Пирейский г. Серафим

Действительно воссиял «день,  преисполненный радости и весели», Неделя Православия. Радость  нас Православных состоит в том факте, что сегодня наша Православная Церковь избежала опасности совращения, то есть ересей с Востока, иудейских и исламских влияний.

Известно, что ересь иконоборчества имело свои корни в исламе и иудаизме, которые являются религиями без изображений, не имеют икон. Иконоборцы стремились  обратить всю свою ярость против священных икон в нашей вере, святом Православии. Однако наши Святые Отцы, ведущие борьбу против христиан обвинителей иконоборцев, предотвратили эту ересь, а тем самым удалось избежать совращения Православия, то есть, чтобы нас совратил Восток, мусульмане и евреи.

Радость нас Православных вполне оправдана также и по той причине, что сегодня подтверждается тот факт, что лжи не удалось захватить господство, и она не смогла окончательно доминировать над истиной догматов нашей веры. Так что если даже Православная Церковь на протяжении длительного периода времени подвергалась уничижению и подвергается, как это случалось в древности, в 8 и 9 веках из-за ереси иконоборчества, так это происходит и сегодня, в 20 и 21 веках из-за всереси синкретического межхристианского и  межрелигиозного экуменизма. Однако всегда свершается радостная победа истиннейших догматов веры, и Православная Церковь Христова продолжает сиять и светить светом Истины.

Цель установления праздника Недели Православия епископами исповедниками и монахами того времени, как нам об этом говорит Синаксарь[2] праздника, состояла в том, чтобы поименно провозгласить и восхвалить благочестивых и православных и в то время как нечестивых и злочестивых осудить и их поименно анафематствовать. Это  конечно же делается не по злобе, пристрастию и ненависти по отношению к еретикам, но из педагогических и пастырских соображений и любви; дабы еретики, перечисленные, покаялись и отвергли бы свое заблуждение, дабы сохранить главным образом остальных верующих от совращения в заблуждение. Наши Святые Отцы обладали действительной и искренней любовью, но не ложным миром и ложной любовью экуменистов, которые раздражаются  анафемами и являют себя тем самым якобы «лучшими», чем Святые Отцы, которые по любви порицают и наставляют.[3]

Это провозвестие и похвалу благочестивых и Православных от единой Церкви, и осуждения через анафематизмы на нечестивых, злочестивых и еретиков мы находим в качестве особой поддержки в уникальном документе исповедания Православной веры, который именуется «Синодик Святого VII Вселенского собора о Православии», выдержка из которого читается во время ектений со святыми и священными иконами сегодня, в Неделю Православия.

Однако, что такое Синодик Православия?

Говоря Синодик[4], мы подразумеваем под этим определение Собора Православной Церкви и главным образом Вселенского собора, в котором содержатся кроме канонов относящихся к церковной жизни и богословские истины, которые устанавливают границы веры, то есть догматы Церкви Христовой., и они выносят осуждение ересям как в отношении испорченности их учения, так и в отношении имени еретиков, которые сотрясают Церковь неправильным пониманием и искажением содержания Священного Писания и Священного Предания, но и главным образом жизни Церкви.

Синодик Православия содержится в богослужебной книге нашей Церкви, которая именуется Триодь.[5] В самой главной части ее имеются решения известного Константинопольского собора в отношении всех ересей, но в особенности против иконоборчества.[6]

Вполне вероятно, что первоначальный вид Синодика был составлен Патриархом Мефодием. Первый раз он был прочитан во время  всенощной службы и окончательного восстановления почитания икон, честного поклонения им и процессии со священными иконами благодаря императрице Феодоре, события, которое в то время совершалось в 1-й Воскресный день Поста (11-3-843года). Поэтому  этот день и был назван Неделя Православия.[7]

В  последствии добавления и вставки в Синодик Православия делались в разные периоды истории, в соответствии с совершаемой Церковью борьбой против ересей, которые появлялись после иконоборчества и вплоть до движения Исихазма в конце 14 столетия.

Во введении Синодика говорится о зиме, которая обрушилась на Церковь, под которой вполне ясно мыслится ересь иконоборчества, о которой сообщается как о «зле». Кроме того сообщается об именах великих Патриархов, которые стали защитниками истины а в дальнейшем наша Церковь провозглашает об их святости: «Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия..., Игнатия, Фотия, Стефана, Антония и Николая». Параллельно сообщается и об именах других архиереев, иеромонахов и монахов, о таких как преподобные Феодор Студит и Симеон Столпник, которые вели борьбу совместно и они стали исповедниками Веры, внося свой вклад для созыва VIIСвятого и Вселенского собора императрицей Ириной, которая в конце Синодика поминается вместе со всеми православными царями, бывшими поборниками почитания священных икон, где также имеется сообщение и о том, что она приняла монашескую схиму.

В Синодике особенно поминаются те цари, как и епископы, которые внесли свой вклад для раскрытия истины Церкви, не только в период иконоборчества, но и во время так называемых Исихастских споров. Среди которых первенствующее место занимает святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, зритель нетварного Света и проповедник нетварной Божественной благодати.

В Синодик также включаются имена различных ересиархов, которые предшествовали иконоборчеству, а также и всех иных последующих еретиков: «Арию первому богоборцу и мначальнику ересей..., богонимому Несторию..., Диоскору Патриарху Александрийскому и Севиру нечествующему..., всех евтихианитам и монофелитам и яковитам и Артизивуритам и просто всем еретикам, Анафема».

Это сообщение о всех именах вышеназванных еретиков, также как и ересей, появление которых не имеет непосредственного отношения к иконоборчеству, не случайно. История Церкви противоборствует ересям в целом, а не частично. Всякая новая ересь в действительности является неким отличительным изложением и декламацией некой одной и единственной ереси и ошибочного учения, то есть  неверного понимания события вочеловечения Сына Божия. История нашей Церкви убеждает в том, что все ереси имеют в качестве своего начала ересь отрицания вочеловечения Бога и являются ее продолжением. Поэтому то Синодик с предельной ясностью отделяет Истину от лжи, Веры от неверия и Богословия от человеческой философии.

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.