Масленица по-старообрядчески

Март 12th 2016 -

Грузинский Пётр Николаевич. «Масленица». 1889
На церковном календаре — сырная неделя, в простонародье масленица. Существует множество народных традиций, связанных с этим временем года.

Здесь и масленичные гуляния, проводы зимы, сожжение чучела Масленицы, кулачные бои и, конечно же, поедание блинов с употреблением разнообразных, в том числе горячительных, напитков. Как принято проводить эти дни в среде христиан-старообрядцев и разрешено ли им участвовать в подобных народных обрядах? Можно ли есть блины, которые по языческой традиции символизируют солнце? И вообще, благочестиво ли веселиться в эти дни? Об этом размышляют старообрядческие священники о. Иоанн Севастьянов и о. Иоанн Курбацкий.

О. Иоанн Курбацкий, настоятель Калужской старообрядческой общины

Христиане не участвуют в названных языческих забавах. Все это суетность. А сырная неделя — это уже преддверие поста, что особенно заметно в богослужении этих дней.

Церковь в своих песнопениях готовит нас к подвигу поста. Конечно, мы питаемся «широко», заговляемся, но не следует слишком предаваться чревоугодию, в том числе употреблению спиртного. В субботу мясопустную мы слышим в Евангелии:

«Внемлите же себе, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34).

Что касается блинов, то скажу словами великого апостола язычников Павла:

«Идол в мире есть ничто» (1 Кор. 8:4). И ещё: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15).

Больше тысячи лет христиане едят блины, не вспоминая ни о каком языческом смысле этого блюда. В наше время духовного оскудения бурным цветом расцвело неоязычество. Люди, увлеченные им, видят (а зачастую додумывают) языческий смысл в орнаментах, узорах, деревянном зодчестве, кулинарии и т.п. Когда это становится религиозной практикой (родноверы), то участвовать в подобном христианам нельзя.

Читать по теме:

Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен.

Седмица и Неделя сыропустные. Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Если вы попали к кому-то в гости и вам говорят (или это становится ясно из контекста), что вот этот блин не просто блин, а особый блин, символизирующий солнце, что, вкусив его, вы участвуете в каком-то религиозном ритуале, то такое блюде нельзя вкушать. Об этом нас предупреждает апостол Павел в послании Коринфянам, которое читается в ту же субботу мясопустную:

Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и чтó наполняет ее (1 Кор. 10:27-28).

О. Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческой общины Ростова на Дону

То, как нужно проводить Масленицу,­ святая Церковь установила­ в четком Уставе. На этой неделе не следует употреблят­ь пищу, богатую белком — мясо, а нужно налягать на молочные и рыбные продукты, в которых содержится большое количество кальция и калия.

Слово «налягать»­ я применил специально­, потому что, кроме запрета на мясо, на этой неделе действует разрешение­ кушать скоромные продукты даже в среду и в пятницу. Калий в нашем организме поможет нам на первой неделе поста дольше обходиться­ без воды и легче перейти на грубую растительн­ую пищу. Ведь калий особенно способству­ет нормализац­ии водного и кислотно-щелочного баланса в организме. И блины мы едим на Масленице­ не потому, что они символизир­уют солнце, а потому, что это блюдо богато калием.

Вообще, я не знаю, откуда взялось это странное сравнение масличных традиций с языческой мифологией­. Ведь мы ничего доподлинно­ не знаем, что было на Руси в языческий период. Откуда эти нелепые сравнения — я не понимаю. Мне кажется, что масличные гулянья связаны не с языческой традицией,­ а с первородно­й потребност­ью человека «надышатьс­я перед смертью».

Великий Пост — это очень серьезное испытание и ограничени­е. Самый яркий пример поста для нас — сорокоднев­ный пост Спасителя в пустыни, когда Он ничего вообще не ел. Наш пост — это всего лишь вариация на эту тему. Но и при этом, Пост всегда сложен — и для детей, и для взрослых. Мы всегда с радостью ждем окончания перед Пасхой земных поклонов и разговлени­я. Если Пост для нас не сложен, то это не пост, а только диета.

Метки: ,

Комментарии закрыты.