Лихие Святки. В эти дни разрешалось то, что было недопустимо в другое время

Январь 8th 2016 -

Скоморохи. Владимир Рябчиков

В нынешнем сознании празд­нование Святок привязано к христианству. Естественно! Что такое Святки? 12 дней с Рождества до Крещения. На самом же деле эти дни празд­новали задолго до того, как Крест появился на Руси.

«Пристегнули» эти православные праздники к древним славянским поверьям задним числом — как и языческую Масленицу. Вот, скажем, зачем 19 января люди погружаются в прорубь? Очевидный, казалось бы, ответ: чтобы смыть грехи и символически повторить Крещение Господне в реке Иордан. А вот что пишет арабский путешественник, купец и хронограф Ибн Даста: «Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Они верят, что это купание придаёт хладнокровие и неукротимость в бою». Увидено и описано это было примерно за полвека до Крещения Руси. Про Христа и Иордан славяне тогда даже не догадывались.

Православная кухня

2–5 января преддверие Рождества Христова

6 января Рождественский сочельник

7 января Рождество Господа Иисуса Христа

7–17 января. Святки

Готовим на 13 января Васильев вечер (старый Новый год)

Дикие колядки

К. Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864 г.

То же самое касается и традиции колядовать. С лёгкой руки Гоголя это повсеместно стали называть «славленьем Христа». В рождественское утро по домам ходил клир с дьячком. Исполняли они сообразные праздничные церковные песни — кондаки. Например, «Дева днесь пресущественнаго рождает!».

Хождение это Церковью, в общем, поощрялось. Не поощрялось иное: «Аще нарядятся в вывороченный тулуп, бесовские хари (маски. — Ред.) и преборзо поют похабные песни. А то и творят ночью озорст­во по дворам, коли не поднесут им пряника или зелена вина» — так о колядках писали члены кружка «Ревнителей древнего благочестия» ещё в XVII в.

«Озорство» же было примерно таким: «Ходят по улицам и к бесовским песням многие скверно­словия присовокупляют, и плясание творят на разжжение блудных нечистот и утех...» По пути не считалось грехом залить кому-нибудь в печную трубу два-три ведра колодезной воды, затащить на крышу избы сани, ввалиться в дом в страшных масках-харях и устроить маленький погром, побить посуду или свистнуть что-нибудь по мелочи. Причём наворованным во время Святок пользоваться было нельзя, а полагалось пропить до Крещения. Очень охоч был до таких забав и сам первый император России Пётр Великий. Помните из романа Алексея Толстого: «На Святках князя Белосельского за строптивость раздели нагишом и голым его гузном били куриные яйца в лохани... Дворянина Ивана Мясного надували мехом в зад­ний проход, от чего он вскоре и помер...»

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.