Сегодня 8 Мая (25 Апреля по ст. ст.) Православный календарь
Май 7th 2010 -
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Марка
Память преподобного отца нашего Сильвестра Обнорского
Цареградская икона Божией Матери (1071)
События Русской истории:
В 1433 г. Великий Князь Московский Василий II Васильевич (Темный) (род. в 1415, правил 1425—1433, 1433—1434, 1434—1446, 1446—1462) на Клязьме выступил против своих неприятелей: дяди Юрия Димитровича (Великий Князь Московский 1433—1434) и его сыновей — Василия Юрьевича Косого (Великий Князь Московский в 1434) и Дмитрия Юрьевича Шемяки (Великий Князь Московский в 1446), но бежал назад, был пленен. Юрий Димитрович объявил себя Великим Князем и дал Василию II Васильевичу в удел Кострому. Все люди, признававшие Василия II Васильевича законным Великим Князем, стали приезжать в Кострому, а Москва опустела. Юрий Димитрович был вынужден уступить Василию II Васильевичу Великокняжеский престол, но потом нарушил договор
В 1840 г. родился композитор Петр Ильич Чайковский (ум. 25 октября 1893 г.)
В 1885 г. на заседании Русского физико-химического общества А.С Попов впервые в мире показал работу изобретенного им радиоаппарата
В 1945 г. в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии
События
1713 — Столица России перенесена из Москвы в Санкт-Петербург.
1791 — В России впервые исполнен гимн «Гром победы, раздавайся!» композитора О. Козловского на слова Г. Державина.
1826 — Вышел рескрипт Николая I управляющему Министерством внутренних дел В. С. Ланскому о необходимости взять подписку от всех чиновников и служащих дворян о непринадлежности к тайным обществам.
1909 — В Москве открывается памятник Н. В. Гоголю работы скульптора Андреева.
1910
— В Николаевской церкви села Никольская Слободка прошёл обряд венчания Николая Гумилева с потомственной дворянкой Анной Андреевной Горенко, более известной под псевдонимом Ахматова.
1945 — В Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии во Второй мировой войне.
1965 — Указы Президиума Верховного Совета СССР — об утверждении Положения о почётном звании «Город-Герой», о присвоении Брестской крепости почётного звания «Крепость-Герой»; о вручении ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» городам-героям Волгограду, Севастополю и Одессе, медали «Золотая Звезда» городам-героям Ленинграду и Киеву.
2003 — В Бари (Италия) состоялась торжественная церемония открытия памятника Святому Николаю Чудотворцу. Памятник, выполненный Зурабом Церетели, установлен напротив храма Святителя Николая, где покоятся останки святого.
Родились
1770 — Василий Львович Пушкин (ум. 1830), поэт, дядя А. С. Пушкина («Опасный сосед», «Капитан Храбров»).
1779 — Константин Павлович Романов (ум. 1831), великий князь, почётный член Императорской академии наук.
Скончались
1243 — Евпраксия Псковская, дочь полоцкого князя Рогволода Борисовича и тётка князя Довмонта, святая Русской церкви.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Тропарь апостола Марка
глас 3
Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Тропарь апостола Марка
глас 3
Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Марка
глас 2
С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.
Тропарь преподобного Сильвестра Обнорского
глас 6
Иже измлада Христа возлюбив/ и верою к Нему приближся,/ изнурил еси, в пустыни живый, многострадальное тело твое./ Тем, блаженне Сильвестре, со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога мир мирови даровати/ и буди помощник верою призывающим тя на помощь/ и чтущим святую память твою.
Ин тропарь преподобного Сильвестра Обнорского
глас 4
Яко добр блаженнаго Сергия ученик,/ вере и благочестию его подражая,/ стяжал еси даров Духа Святаго сокровище/ и силы многи соделал еси о Господе/ во спасение и утешение верных./ Не остави убо и нас, с верою притекающих к тебе,/ Сильвестре преподобне.
Кондак преподобного Сильвестра Обнорского
глас 6
Подвигом добрым подвизался еси, преподобне,/ и душу твою, яко жертву чисту и непорочну,/ Духу Святому принеся еси,/ и по смерти твоей стадо твое духовное соблюдавши,/ и в болезнех скоро посещавши./ Темже молим тя, преблаженне:/ с лики преподобных моли Христа Бога,/ да спасет православный христианы/ и подаст людем в мире глубоце устроитися, да зовем ти:/ радуйся, Сильвестре, иноком духовный пастырю и наставниче.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской
глас 1
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской
глас 8
Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 15, 35-41; Ин. 10, 27-38).
«Когда не верите Мне, верьте делам Моим», говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это — исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его — истина. Для нас к тем делам присоединилось еще — дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа. Всякому неверу можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? — опять «искали схватить Его». Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы «схватить» не Господа — ибо это не по силам их — а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.
Проповеди на каждый день
О Боге и богах
(Ин. 10, 27-38)
Продолжая беседу о Добром Пастыре, Господь сказал: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их, и Они идут за Мною».
Вообще возможность сочувствия и согласия — великая тайна. Мы никогда не могли бы слышать, понимать, сочувствовать друг другу, если бы не вышли из рук единого Творца. «Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех», — говорит Господь. Наш Творец дал нас друг другу. Мы можем говорить и слышать, потому что Он дал каждому и уста, и уши. И в наших душах Он как бы натянул одинаковые струны. И эти струны в разных людях порой могут звучать единым звучанием.
Но это — о людях, о существах одной природы. А разве не справедливо возмутились иудеи, когда услышали: «Я и Отец — одно», где «Я» — видимый человек, а «Отец» — невидимый Бог? «Иудеи схватили каменья» и сказали Человеку Иисусу: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом».
И тогда Иисус не стал защищать Свое Божественное достоинство, но неожиданно заговорил о достоинстве человеческом. Он напомнил восемьдесят первый псалом, где есть таинственные слова: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит… Аз рех: бози есте (Я сказал: вы боги) и сынове Вышняго вси»:
Иудеи, конечно же, никогда не отрицали, что слово Божие обращено было к их народу. Но ведь надо идти до конца: если струны человеческой души могут откликаться и на Божественные звуки, значит в этих струнах Божественный строй. И если Сам Бог — Бог по естеству, то человек — бог по благодати. Бог и сотворил человека именно «по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1,27). Человек, пока не согрешил, мог буквально видеть и слышать «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт.3,8). И возможности человека безграничны: «верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 22).
Итак, «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» И если так велико человеческое достоинство, если Бог «назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?
Но только ли за это мнимое богохульство подняли иудеи на Господа камни? А могут ли вообще эти слова, «вы боги», даже правильно понятые, вызвать в человеке «чувство законной гордости»? Легко ли слышать: «вы боги», и видеть действительную глубину своего падения? Легко ли слышать, что душа твоя, сотворенная, чтобы вместить Творца, на самом деле наполнена всяким хламом?..
Так хочется делать «от сих до сих», и спокойно ждать за это положенной награды!..
Но Бог, ставший человеком, беспощадно возвеличивает нашу человеческую природу, говоря: «Я и Отец — одно». Посреди нас, как посреди равных Себе, Бог в сонме богов стоит и справедливо укоряет: «Доколе судите неправду и лица грешников приемлете?» «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете». Подумать только: Он упрекает в том, что мы умираем, как упрекают в каком-то обычном неблаговидном поступке! Насколько же чужда смерть нам по естеству, и насколько своей, неотъемлемой, сделали мы ее собственными грехами!
Найдем же в себе для начала силу и решимость принять это свое первозданное человеческое достоинство. И значит — со всей ответственностью принять весь позор своего падения, позор жалкой нынешней жизни и жалкого умирания. И при этом не станем бежать, прятаться от лица Божия, как наши прародители. Смиренно и мужественно скажем Ему слова, которыми кончается восемьдесят первый псалом, и которыми начинается праздник Пасхи, праздник победы над смертью: «Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех».
Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Марка
Родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр. 14, 51-52). Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников.
Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свои конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.
Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Память преподобного отца нашего Сильвестра Обнорского
Преподобный Сильвестр Обнорский был учеником и пострижеником преподобного Сергия Радонежского (+ 1392; память 25 сентября и 5 июля). После прохождения послушаний в Троицкой обители преподобный Сильвестр получил благословение на пустынножительство.
В глухом лесу на реке Обноре, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто. Путник упросил святого рассказать о себе.
Преподобный Сильвестр сказал, что живет тут уже немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор преподобный Сильвестр не испытывал бедственного состояния. Тогда крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес ему хлеба и муки на запас. . Достаточно было одной встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Вскоре к нему начали приходить крестьяне из окрестных, хотя и неблизких селений. Преподобный Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом с ним.
Когда собралась братия, преподобный сам отправился в Москву и испросил у святителя Алексия (1354 — 1378; память 12 февраля) благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил игуменом обители. С построением храма число братии быстро выросло, и преподобный часто удалялся для молитвы в дремучий лес. Это место получило название «заповедной рощи», так как преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. В глубине этой рощи преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый — на склоне горы у реки Обноры. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его обычно ждало много народа, каждый хотел получить его благословение и услышать поучение.
Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. «Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, — говорил им в утешение преподобный, — на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого». Преподобный скончался 25 апреля 1479 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.
Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). Поучительно чудо, совершившееся в 1645 году. Иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.
Цареградская икона Божией Матери (1071)
Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября, хотя она и является списком с нее. (Чудотворная Цареградская икона явилась в 1071 году, 25 апреля
Тэги: Апостол, Календарь, Православный, Святой
Елена сказал:
Май 8th, 2010 at 0:38
+++++ Спаси Госполи!