Сегодня 7 Мая (24 Апреля по ст. ст.). Православный календарь

Май 7th 2010 -

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Память преподобного отца нашего Фомы юродивого (ок. 546-560).

Память святого мученика Саввы Стратилата и с ним семидесяти воинов

Мч. Сергия (1938).

Память преподобной матери нашей Елисаветы чудотворицы (VI-VIII).

Страдание святых мучеников Пасикрата и Валентина (228).

Страдание святых мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и прочих с ними (303).

Преподобный Савва Печерский (XIII)

Преподобный Алексий, затворник Печерский (XIII)

Сщмч. Бранко пресвитера (1941).

Молченская икона Божией Матери (1405)

События Русской истории:

В 1762 г. Петр III заключил союзный договор между Россией и Пруссией, означавший выход России из Семилетней войны 1756—1763 гг

События

1744 — Указ Елизаветы Петровны об отмене в России смертной казни

1780 — Екатерина II официально жаловала герб Санкт-Петербургу.

1875 — Подписание русско-японского договора об обмене территориями, по которому Курильские острова уступались Россией Японии в обмен на остров Сахалин.

1890 — В России пересмотрены законы 1882 и 1885 гг. о работе малолетних и подростков в сторону их ухудшения: для малолетних допускалась девятичасовая работа, а также работа в праздники с разрешения инспекции; допущена ночная работа подростков; фабриканты также получили право увольнять рабочего при неявке на работу более шести дней в месяц и т. д.

1895 — В Петербурге русский физик и электротехник Александр Попов продемонстрировал изобретение, ставшее прототипом радио.

1917 — Временное правительство предоставило католической церкви право религиозной пропаганды в России.

1918 — восставшие против большевиков донские казаки и прибывший отряд полковника Дроздовского освобождают от большевиков Новочеркасск. Окончание похода Первой Отдельной бригады Русских добровольцев из Румынии на Дон, известного как «Дроздовский поход».

1934 — Создание на Амуре Еврейской автономной области с центром в Биробиджане.

1945 — в 2:41 ночи в Реймсе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

1965 — Архиепископ Алексий (будущий Патриарх Алексий II) назначен председателем Учебного комитета.

Родились

1840 — Пётр Ильич Чайковский (ум. 1893), русский композитор, оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса).

1919 — Борис Слуцкий (ум. 1986), поэт («Память», «Работа», «Доброта дня», «Неоконченные споры»).

Скончались

1073 — Антоний Печерский, один из основателей Киево-Печерской лавры, почитается Русскою Церковью как «начальник всех Российских монахов».

1682 — Фёдор Алексеевич (р. 1661), русский царь.

1789 — Никита Демидов (р. 1724), русский промышленник.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь мученика Саввы

глас 5

Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы

глас 4

Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.

Тропарь преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Савво и Алексие,/ яко стяжавший дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос/ нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 4

Богатство благодати и сыноположения стяжаете/ многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша/ в Небесныя селения Своя,/ даровав благодать нетления/ и чудес мощем вашим,/ сего ради вопием вам:/ радуйтеся, Савво и Алексие,/ ликов иноческих похвале и украшение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Дея. 15, 5-34; Ин. 10, 17-28).

«Вы не верите, ибо вы не из овец Моих», говорит Господь неверовавшим иудеям. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Неверующие не от стада Христова. Тогда неверующие были такие, которые еще не входили в стадо, а теперь между нами неверующие все те, которые отпали от веры или отстали от стада Христова. Господь — пастырь: все Его овцы по Нем идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Грешники — это овцы больные и слабые, но все же плетущиеся тут же вместе со стадом. А веру потерявшие — это те, которые совсем отстали, и брошены на съедение зверям. Вот они-то настоящие отсталые. Они не из стада Христова и голоса Его не слушают; и Он не знает их, не знает потому, что они не дают знать о себе, как дала знать кровоточивая. И на суде сказано им будет: не знаю вас, отойдите.

Проповеди на каждый день

О истинных овцах Христовых

(Ин. 10, 17-28)

(Деян. 15, 5-34)

Книга Деяний повествует о первом церковном соборе. В то время появилось мнение, что уверовавшим язычникам необходимо обрезываться и соблюдать все ветхозаветные постановления. По этому поводу Апостолы и пресвитеры собрались в Иерусалиме.

А в Евангелии — противоположный пример. Господь сказал нечто, а между слушателями произошла распря. Одни «говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?»

В первом случае даже разномыслие побудило людей собраться вместе, потому что они — те, о ком Господь сказал: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». А во втором случае — слова Того, Кто есть Истина, привели к распре и разделению, потому что услышаны теми, о ком сказано: «вы не из овец Моих».

А собравшиеся в Иерусалиме тщательно рассматривают спорный вопрос. Петр напомнил, как он крестил язычника Корнилия со всем его домом, и как при этом Бог «дал свидетельство, даровав им Духа Святого». Павел и Варнава рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». Апостол Иаков привел древние пророчества, что и язычников призовет Бог. Убедившись в истине, «Апостолы и пресвитеры со всею церковью» выносят постановление: не налагать на новообращенных бремени закона, кроме некоторого необходимого, чтобы они «воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, что не хотят себе». Апостолы подчеркивают, что рассудили они об этом единодушно, и что Святому Духу угодно это решение.

Слово Божие предупреждает христиан: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11,19). В чем искусные? — Конечно же, сначала в умении отличить ложь от истины. Но главное — искусные в любви, то есть способные увидеть ложь и в себе, и без сожаления отвергнуть ее от себя ради торжества истины и единства.

Ведь единство — первый признак Церкви, которая называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. И вход в этот благословенный союз тоже один-единственный, о котором, применительно к Себе, сказал Господь: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее». Не случайно и Апостолы, отправляя Павла и Варнаву с соборным определением, в знак того, что это истинные посланцы Церкви, называют их «человеками, предавшими души свои за Господа нашего Иисуса Христа».

Нет ничего дороже и ничего труднее, чем единство во Христе. Поэтому враг всюду старается вселять разномыслие в души овец Христовых, чтобы оторвать от Пастыря, разогнать и погубить. Даже между Варнавой и Павлом враг попытался посеять раздор. Они собрались в очередное миссионерское путешествие, и «Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком». Но Павел не захотел брать его, потому что однажды Марк самовольно их покинул. «Отсюда произошло огорчение», и пути их разделились (Деян.15,36—41). Но Господь же сказал о тех, кто предал Ему свои души и вошел в Его благословенное стадо: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Кратковременную размолвку Господь обратил во благо, и в результате — больше церквей в разных краях были охвачены апостольским попечением.

Ну а кто не совершил таинственного акта предания своей души Христу, тот обречен бродить как овцы, не имеющие пастыря, и бесплодно препираться по всякому поводу. Такой без конца будет спрашивать: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». И тщетно Христос будет повторять одно и то же: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне; но вы не верите».

Тот, кто предал душу Господу Иисусу Христу, всегда помнит, что истина одна; что нельзя разойтись, не определив ее; что нельзя двоим пребывать в распре, и в то же время в истине; и что быть отлученным от истины значит быть отлученным от Христа, Который есть не только Истина, но и Жизнь.

Память преподобного отца нашего Фомы юродивого

Святой Фома был иноком в одном из монастырей в Кесарии1. Он нес послушание по сбору на нужды своего монастыря. Для этих сборов он был посылаем в Антиохию2, по близости к которой находилось одно село, принадлежавшее монастырю. Когда старец приходил в город, то принимал на себя юродство. Однажды некий человек, по имени Анастасий, эконом (строитель) одной церкви, ударил блаженного по щеке, потому что старец наскучил ему своей просьбой о милостыни на свой монастырь. Присутствовавшие при сем вознегодовали за это на Анастасия. Блаженный же Фома, обратившись к ним, пророчески произнес:

— С этого времени ни мне от Анастасия уже ничего не придется принять, ни Анастасий не будет иметь возможности что либо подать мне.

То и другое вскоре сбылось: Анастасий умер через день, а блаженный Фома, по дороге из города в монастырь, занемог и остановился в больнице в пригороде Дафни, при церкви святой Евфимии, где, сильно разболевшись, преставился к бессмертной жизни и был погребен на том месте, где хоронились странники.

Однажды принесли сюда некую умершую странницу и погребли ее над гробом сего блаженного старца; погребли эту женщину во втором часу дня, а в шестой час земля извергла ее, — и все много дивились сему. Вечером же опять погребли ее в том же гробе, но на другой день увидели, что она вторично выброшена из гроба; тогда погребли ее в другом месте.

Спустя несколько дней, погребли другую женщину точно также близ аввы Фомы, ибо обитатели того места не понимали, что почившему о Господе старцу не угодно, чтобы близ него была погребена женщина. Когда же земля извергла и эту женщину, тогда поняли, что старцу не благоугодно, чтобы кто либо был погребен близ его мощей.

Обо всем случившемся известили патриарха Домна3. По повелению патриарха все граждане со свечами и песнопениями пошли в Дафни, взяли мощи святого, с честью принесли их в город и положили в той гробнице, в которой почивали мощи многих святых мучеников. Над мощами святого устроили малую церковь и многие исцеление совершались от его святых мощей над болящими. По молитвам его прекратилась моровая язва в Антиохии, ради чего жители Антиохии установили совершать ежегодное празднование его памяти, прославляя Христа Бога, Которому слава во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Кесария — главный город Каппадокии, находившейся на востоке Малой Азии.

2 Здесь разумеется Антиохия Сирийская, некогда великолепная столица Сирийского государства, а ныне бедный городок Азиатской Турции.

3 Патриарх Домн управлял Антиохийскою церковью от 546 года до 860 года.

Память святого мученика Саввы Стратилата и с ним семидесяти воинов

Святой мученик Савва был по происхождению готфянин1 и проживал в царствование императора Аврелиана2 в Риме. Он имел сан стратилата, т.е. был воеводой и был верен и угоден Небесному Царю, Господу нашему, Иисусу Христу. Он часто посещал в темницах страдальцев за имя Христово, оказывал им помощь из своего достатка, укреплял их к терпеливому перенесению страданий и возбуждал их к мужественным подвигам. Такая добродетельная жизнь его была столь угодна Богу, что он, ради чистоты и постничества святого, даровал ему власть над бесами, и он изгонял из людей нечистых духов.

Вскоре было донесено царю, что святой Савва — христианин, и он был приведен к царю на допрос.

Здесь он безбоязненно исповедал Христа и, отвязав свой воинский пояс, бросил его, отвергая и сан воеводский, являя вместе с тем свою готовность идти на всякие мучения за имя Христово.

Тогда, по повелению мучителя, святого повесили и жестоко били, потом жгли огнем и, наконец, бросили в котел с кипящей смолой. Но святой, охраняемый невидимою силою Божиею, остался цел и вышел из котла невредимым.

Видя сие чудо, во Христа уверовало семьдесят воинов, бывших здесь, которые громко исповедали себя христианами. Тотчас они, по приказанию мучителя, были усечены мечем и, таким образом, получили венец мученический, как бы из рук Самого Христа.

Святой же Савва был заключен в темницу и там сподобился Божественного видения и помощи: когда он в полночь молился, ему явился Христос, осиявший его светом славы Своей и увещавший его не страшиться мучений, но безбоязненно идти на свой подвиг. И когда Савва вторично был приведен на допрос и, будучи принуждаем к поклонению идолам — то ласками, то уговорами, то жестокими мучениями, не повиновался мучителям, то его бросили в реку, где он, утонув, и окончил подвиг своего мученичества3, достигнув тихого пристанища в Царстве Христовом.

Тропарь, глас 5:

Земнаго сана пояс оставив, и почести страдальче, пред мучителем льстивым царем Христа Бога суща исповедал еси: и того ради многа страдания подъял еси славне. Тем прекрасным победы венцем увязлся еси от Царя всех царствующаго, с небесными вои светло преукрашен: предстоя тому Савво, моли, да спасет душы наша.

Кондак, глас 4:

Непобедимый явлься стратилат, варварския козни победил еси, и страдальчествовав славне твердейши, множество врагов невидимых поборил еси: темже венец исплел еси победы. О нас моли Христа Савво всеблаженне, верою почитающих тя.

________________________________________________________________________

1 Готфы — народ германского племени, живший первоначально по течению реки Вислы, а потом расселившийся по реке Дунаю.

2 Аврелиан, император римский, царствовал с 270 г. по 275 г.

3 Кончина святого Саввы последовала в 272 г.

Память преподобной матери нашей Елисаветы чудотворицы

Преподобная Елисавета еще от утробы матери своей была избрана на служение Богу, ибо прежде рождения ее матери ее было возвещено от Бога, что у нее родится дочь, которая будет избранным сосудом Святого Духа. О юных лет отданная на служение Богу и уневестившись бессмертному Жениху Христу, святая Елисавета в Ангельском чине служила Богу, в числе других дев инокинь1, постом и трудами изнуряя свое тело, и так угодила Богу, что получила от Него дар исцелять недуги людей, не только телесные, но и душевные. Своею молитвою она исцеляла всякую телесную болезнь, своими же речами и богодохновенными наставлениями врачевала души человеческие, наставляя их к покаянию и ко всяким добродетелям. Одеждою для нее служила одна только жесткая власяница, и, хотя тело ее мёрзло от холода, дух ее всегда горел пламенем божественной любви.

Будучи поставлена игумениею над сестрами, святая показала еще большие подвиги, заботясь о спасении душ их.

Воздержание ее было чрезмерное, ибо она проводила многие годы не вкушая хлеба и питаясь только одними плодами и овощами, масла же и вина она никогда не вкушала во всю свою жизнь. Весьма часто она постилась по сорока дней, подобно великому Моисею2, ничего в это время не вкушая3. В течение трех лет, она, подражая смирению Евангельского мытаря (Лк.18:13), не возводила своих телесных очей на небо, душевными же своими очами всегда взирала к Живущему на небесах Богу и, созерцая Его своею мыслию сидящим на престоле высоком и преукрашенном, окруженным серафимами, она не обращала своих мыслей к предметам земным. Когда, по обыкновению, она наедине молилась ночью, то была свыше осияваема небесным светом.

Кроме того, святая Елисавета совершала и многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея; в другой раз она исцелила одну женщину, долгое время страдавшую кровотечением, также изгоняла нечистых духов из людей, совершала много и других чудес. Чудеса совершались ею не только при жизни ее, но и после ее блаженной кончины. На гробнице ее подавались многоразличные исцеление болящим; так например, на гробе ее получали прозрение многие слепые. Да прославляется чрез нее Христос Бог, дивный во святых Своих!

________________________________________________________________________

1 Святая Елисавета была инокинею константинопольского монастыря, построенного в честь святых бессребреников Космы и Дамиана императором Иустином I (царствовавшим с 518 г. по 527 г.). В этом монастыре она впоследствии была игумениею (настоятельющею). Точно время ее жизни и деятельности указать нельзя, за отсутствием сведений об этом в исторических памятниках. Но на основании того обстоятелвства, что в честь ее во второй половине IX в. был написан канон свя-тым Иооифом песнописцем (умершим в 883 г.) делают вывод, что святая Елисавета жила между VI и IX вв.

2 Моисей — знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и написатель первых пяти книг Ветхого Завета: «Бытие», «Исход», Левит", «Числа» и «Второзаконие» (Пятокнижие Моисеево), в которых излагаются исторические судьбы народа Божия. Моисей жил в к. XVI в. и нач. XV в. до Р. Хр.

3 Моисей постился сорок дней и ночей в то время, когда взошел на гору Синай, где Бог даровал ему заповеди десятословие (Иох.24:12-18).
Страдание святых мучеников Пасикрата и Валентина

Мученики Христовы Пасикрат и Валентин происходили из Родостола, Мизийского города и, будучи воинами, состояли на службе при игемоне той страны Авсолане. В стране той было много идолопоклонников, приносивших жертвы бесам, ибо правители страны угрозою мучений принуждали людей к идолослужению. Христиане той страны, боясь мучений, бежали и скрывались. Эти же два святые мужа открыто и смело заявили себя христианами и, прославляя единого истинного Бога, проклинали бездушных идолов. За сие они были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед идолами. Здесь стоял идол Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал:

— Такова честь подобает сему богу!

Тотчас Пасикрата связали тяжелыми цепями и бросили в темницу. Воин же Христов, этими веригами, как бы золотым царским убранством украшенный, радовался, что сподобился носить эти цепи за Христа. С ним вместе был заключен в темницу и Валентин. Вскоре их опять потребовали на суд к игемону. Когда они явились в судилище, то туда пришел также и брат Пасикрита — Папиан. Он был христианин, но из боязни мучений, принес жертву идолам. Папиан начал со слезами умолять брата, чтобы он, по примеру его самого, принес воскурение истукану, дабы, сделавшись на время как бы идолопоклонником, избавиться от лютых мучений, но Пасикрат отверг просьбу брата и назвал его недостойным считаться в его роде за то, что он отступил от веры Христовой. Сам же, подойдя к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал игемону:

— Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки.

Святой Валентин, допрошенный тут же игемоном, изрёк то же самое и явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечем. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам были усекнуты главы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину — тридцать. Мать же с радостью и веселием приняла их тела, и с честью погребла их, славя Христа Бога.

Страдание святых мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и прочих с ними

Вскоре после кончины славного великомученика Георгия, император Диоклитиан1 издал приказание — всех христиан, где бы они ни находились, а особенно тех, которые были в темницах, принуждать к поклонению идолам; тех, которые исполнят это приказание, он повелел отпускать на свободу, не подчиняющихся же повелел предавать смерти.

Воспоминаемые ныне святые мученики — Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин в это время находились в темнице2; с ними вместе были многие христиане, числом около сорока человек. Видя чудеса, совершаемые святым Георгием, они уверовали во Христа и дерзновенно исповедали Его во всеуслышание, за что были взяты и в оковах заключены в темницу.

Когда они были выведены из темницы на испытание пред судию, то не отверглись Христа, но посрамили богов языческих. За свое мужественное исповедание имени Христова они были преданы многим мукам, именно: мучители, повесив, били их и строгали тела их различными железными орудиями до тех пор, пока не обнажились их внутренности. Наконец, святые мученики были усечены во главы и, таким образом, получили венцы в Царствии небесном3.

В тот же день память преподобного Саввы Печерского, подвизавшегося, по всей вероятности, в начале XIII века. Мощи его — в Антониевых пещерах.

________________________________________________________________________

1 Император римский Диоклитиан царствовал с 284 г. по 305 г. Жестокие гонения на христиан он начал с 303 г. — Кончина св. великомученика Георгия последовала в 304 г. Память его — 23 апреля.

2 Быть может воспоминаемые ныне святые мученики: Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин исполняли обязанность стражей при темнице, в которой были заключены христиане. Возможно, впрочем, что они пришли в темницу в качестве посетителей, с целью облегчить страдания христиан выражением им сочувствия и ободрения и материальным вспомоществованием.

3 Кончина святых мучеников последовала в 304 г. — Глава св. мученика Лонгина находится в Италии, в городе Капуе (недалеко от г. Неаполя).

Преподобный Савва Печерский (XIII)

Преподобный Савва Печерский подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы Киево-Печерским преподобным он называется чудотворцем. Память его совершается 24 апреля ради тезоименитства со святым мучеником Саввой Стратилатом. Память преподобного Саввы празднуется также вместе с собором преподобных отцов Ближних пещер (28 сентября) и собором всех Киево-Печерских чудотворцев (2-я Неделя Великого поста).

Преподобный Алексий, затворник Печерский (XIII)

Преподобный Алексий, затворник Печерский, подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. Мощи его были открыты после 1675 года. Память преподобного Алексия совершается 24 апреля потому, что его мощи почивают рядом с мощами преподобного Саввы Печерского. Память также с собором преподобных отцов Ближних пещер (28 сентября) и с собором всех Киево-Печерских чудотворцев (2-я Неделя Великого поста).
Молченская икона Божией Матери (1405)

Молченская икона Божией Матери явилась 18 сентября 1405 года на болотеМолче недалеко от Путивля. Первоначально находилась в МолченскойСофрониевой пустыни, а в 1605 году, вероятно 24 апреля, была перенесена вПутивльский монастырь.

Тэги: , ,

Оставьте комментарий!