Сегодня 30 Мая (17 Мая по ст. ст.)

Май 30th 2010 -

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Память святого Апостола Андроника от 70-ти  и Иунии(I)., помощницы его

Память святого мученика Солохона

Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния в миру Евдокии, Московская (постриг в 1407)

Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский (893)

Святых  мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305).

Икон Божией Матери: ''Умягчение злых сердец'', ''Нерушимая стена''.

События Русской истории:

1895 г. родился Алексей Черемухин, Русский конструктор, создатель первых советских вертолетов

В 1939 г. в Тарханах создан музей в родовом имении Лермонтова

1407 г. после превозвещения Архангела Михаила о скорой кончине св. Великая Княгиня Евдокия Московская (супруга св. Великого Князя Димитрия Донского) приняла монашество с именем Ефросинья («радость»). Пострижение в монашество сопровождалось чудом — исцелением слепца по молитвам святой

1594 — впервые в Персию послано русское посольство во главе с князем А. Звенигородским.

В 1606 г. москвичами низложен и казнен и сожжен самозванец Лжедмитрий I, его прах из пушки был выпущен в сторону запада

1656 г. началась Русско-шведская война

1805 — войсковым наказным атаманом М. И. Платовым основан г. Новочеркасск как новый административный центр Земли войска Донского.

1858 — основание Хабаровска.

1865 г. Русские войска генерала М. Черняева захватили Ташкент

1884 — открыто движение по Екатерининской железной дороге, соединивший Донбасс и Кривбасс.

1886 — в России принят закон об отмене с 1887 года подушной подати.

1802 г. Русский физик Василий Петров открыл явление электрической дуги. Василий Петров (1761—1834) , один из первых российских электротехников, академик Петербургской АН (1809)

1904 г. японские войска захватили Русский порт Дальний в Китае

1953 — СССР отказался от территориальных претензий к Турции, в частности на город Карс.

Родились

1220 — Александр Невский, князь, правнук Юрия Долгорукого и внук Всеволода Большое Гнездо (ум. 1263).

1672 — Пётр I , царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года).

1814 — Михаил Александрович Бакунин, русский мыслитель, революционер, анархист (ум. 1876).

1841 — Константин Константинович Абаза, русский военный историк и писатель (ум. 1905).

1846 — Карл Петер Фаберже (Carl Peter Fabergé) (ум. 1920), русский ювелир.

1862 — Константин Михайлович Фофанов, русский поэт, автор поэмы «Волки», «Весенней поэмы», многочисленных стихотворений (ум. 1911).

1895 г. родился Алексей Черемухин, Русский конструктор, создатель первых советских вертолетов

1912 — Лев Ошанин (ум. 1997), поэт-песенник, автор популярных патриотических песен. Лауреат Государственной премии СССР («Пока я дышать умею», «Дети разных народов», «Ничего не вижу», «Эх, дороги»).

1934 — Алексей Леонов, космонавт.

Скончались

1861 — Михаил Дмитриевич Горчаков, князь, российский военачальник (р. 1793).

1911 — Константин Михайлович Фофанов, русский поэт (р. 1862).

1942 — Борис Феоктистович Сафонов (р. 1915), лётчик, дважды Герой Советского Союза.

1960 — Борис Леонидович Пастернак, русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года (р. 1890).

1989 — Иоанн Странник (настоящее имя князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) (р. 1902), архиепископ Сан-Франциско.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь святых Андроника и Иунии

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак святых Андроника и Иунии

глас 2

Звезду пресветлую,/ богоразумия светом просвещшаго языки/ апостола Христова Андроника восхвалим/ и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще:// молите Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Сво

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея Умягчение злых сердец или Симеоново проречение

глас 8

Восприемши души человеческия/ и утоливши злый совет,/ сокруши, Богомати Владычице,/ и разгони тьму прегрешений,/ и нас настави на путь смирения,/ яко да и мы будем во свете дел ходити,/ и Твоей иконы явлению торжествовати,/ и на помощь Твою уповати,/ и умильным гласом звати, Владычице, из глубины:/ помози, Едина Благословенная.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ея Умягчение злых сердец или Симеоново проречение

глас 2

Моление теплое и стена необоримая,/ милости источниче, мирови прибежище,/ прилежно вопием Ти:/ Богородице Владычице, предвари/ и от бед избави нас,/ Едина вскоре предстательствующая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея Умягчение злых сердец или Симеоново проречение

глас 6

Око сердца моего смущают,/ и злый совет разоряет мя,/ сих сокруши, Дево Чистая,/ и не презри мое воздыхание,/ и супостаты на нас умягчи, Преблагословенная Владычице.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Евр. 11, 33-12, 2; Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30).

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.

Проповеди на каждый день

О тайне и о суде святых

(Мф. 10, 32-33; 37-38; 19, 27-30)

(Евр. 11, 33-12, 2)

В первое воскресение после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых.

Для мира жизнь и подвиги святых — непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм?»

Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна.

Просто те, которых мы называем святыми, приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», — они не колеблясь выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому дает им и силу, и терпение. Поэтому когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых».

Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» (1Кор.6,2).

И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним в Его уничижении. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он — вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь слава, весь могущество, весь любовь. Весь такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.

Но, слава долготерпеливому Богу, еще есть для нас время для покаяния. Святые уже выбрали, а мы еще колеблемся. Святые уже дошли, а мы еще идем. Святые уже восстали совершенным восстанием, а мы еще падаем и встаем, встаем и снова падаем…

Но, «имея вокруг себя такое облако свидетелей, … с терпением будем проходить предлежащее нам поприще».

Память святого Апостола Андроника и Иунии, помощницы его

Святой Апостол Андроник принадлежит к лику семидесяти Апостолов; он уверовал во Христа ранее святого Апостола Павла, которому он приходился сродником, как об этом свидетельствует Апостол Павел в послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим. 16:7).

Святой Андроник был епископом Паннонии1; однако он не был проповедником и учителем только одного какого-либо города или одной какой-либо страны, — но он учил по всей вселенной; он путешествовал по разным странам, всюду проповедуя имя Христово и искореняя обольщение бесовское. Помощницею во всех его проповеднических трудах была преславная Иуния. Андроник, вместе с Иуниею умер для мира ради Христа, дабы многих привести к познанию Бога истинного. И действительно, Андроник вместе с Иуниею своею проповедью разрушил многие храмы идольские и вместо них создал церкви христианские, всюду прогоняя из людей духов нечистых и врачуя недуги немощных и больных. Когда же святые Андроник и Иуния, исполняя общий долг всех людей, приняли конец смертной, то они были награждены от Господа венцем Апостольства и страдальческого подвига, так как они много пострадали от язычников. Честные мощи их были обретены вместе с мощами многих других святых мучеников в Евгении2. О сих мощах было возвещено христианам по особому откровению Божию, как об этом подробно сказано в повествовании под 22-м числом февраля месяца.

Кондак, глас 2:

Звезду пресветлую, богоразумия светом просвещшаго языки, Апостола Христова Андроника восхвалим, и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще: молите Христа Бога непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Именно, он был епископом Сирмии Паннонской. Паннония представляла из себя одну из значительных южнодунайских областей римской империи, границы ее составляли: на западе — Альпы, на юге — река Сава, на востоке и севере — река Дунай — В истории христианской Церкви Паннония замечательна как место проповеднической деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских

2 Кончина святых Андроника и Иунии последовала во второй половине 1-го в. — Евгениею называлась местность в Константинополе, замечательная тем, что здесь было обретено много честных мощей в царствование императоров Аркадия (с 396 г. по 408 г.) и Гонория (с 396 по 423 г.). В числе прочих мощей были обретены и мощи святых Андроника и Иунии. В XII в. здесь был выстроен в честь Ап. Андроника храм императором Андроником 1-ым (правил о 1183 г. по 1185 г.). — Память св. Андроника совершаетоя еще 30 июля вместе с памятью Апостолов из семидесяти: Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом.

Память святого мученика Солохона

Святой мученик Солохон жил во времена царя Максимиана1, был родом египтянин, званием же был христианин. Он служил в чине воина у трибуна Кампана, имевшего под своим начальством три тысячи воинов. Когда, по приказанию царскому, Кампан со своим полком прибыл из Египта в Халкидон2, то было повелено всем полководцам вместе с их воинами приносить жертвы идолам. Исполняя приказ царский, Кампан приступил к жертвоприношению.

В то время, как воины полка Кампанова приносили жертвы идолам, святой Солохон вместе с двумя воинами, Памфиром и Памфалоном, исповедал себя христианином и во всеуслышание заявил, что он ни в каком случае не отречется от Христа, даже если бы его предали самым жестоким мукам, но обещал до конца жизни своей пребывать верным Христу. Когда после этого святые преданы были разным лютым мукам и были жестоко избиваемы, то Памфамир и Памфалон предали души свои в руки Божии, святой же Солохон продолжал мужественно во всеуслышание исповедывать имя Христово. Узнав об этом, Кампан весьма разгневался и приказал своим слугам раскрыть мечем уста мученика и вливать ему в рот кровь идоложертвенную. Но мученик, крепостью зубов своих сокрушил железо, затем расторг свои узы и предстал свободным пред мучителем, величая имя Христово и порицая нечестие Кампаново. В это время послышался с неба голос, укреплявший святого в страданиях и призывавший его к мужеству. Вслед затем святой был предан многим другим мукам: мучители били его без милосердия, влачили за ноги по черепицам и острым камням; затем повесили его за правую руку к дереву, прикрепленному к дому, к левой же ноге его привязали большой камень; в таком положении висел святой от шестого часа до часа девятого; при этом мучители всячески увещевали Солохона отречься от Христа, но он не исполнил их нечестивого желания. Когда святой к вечеру был снят с мучилищного древа и поставлен на землю, то, к всеобщему удивлению, он мог стоять как здоровый. Наконец уже поздним вечером Кампан, придя в ярость, взял в руки трость, которой писали, и с гневом вонзил ее в ухо святому, так что она прошла сквозь всю голову его. Когда воины ушли с места мучения, то сюда пришли христиане, которые и взяли честное тело святого мученика, весьма ослабевшего от мучений; положив его на постель, они принесли его в дом одной вдовы христианки. Здесь святой вкусил немного хлеба и выпил воды. Немного укрепившись, он начал беседовать с христианами, окружавшими постель его, увещевая их быть непоколебимыми и мужественными в исповедании веры Христовой. Затем, подняв очи свои к небу и помолившись достаточное время Богу, святой предал дух свой Христу3, Богу нашему, Которому воссылается слава во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Максимиан, император римский, царствовал с 284 г. по 305 г.

2 Халкидон  или, правильнее, Калхедон,  первоначально мегарская колония на берегу Мраморного моря. При христианских императорах Халкидон был столицей малоазийской области Вифинии. В истории христианской Церкви Халкидон замечателен как место 4-го Вселенского собора, созванного в 451 г. императором Маркианом (с 460 г. по 467 г) для осуждения монофизитской ереси (монофизитская ересь была основана Евтихием, архимандритом константинопольским, учившим, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено божественным естеством и потому в нем следует признавать лишь одну природу божественную).

3 Кончина святых мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона последовала в к. 3-го в. или в нач. 4-го в.

Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская (1407)

Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.

Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и

покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.

Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного — святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии...» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались.

И вот пришел 1380 год — новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.

В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович[1] скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» — одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.

Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский (893)

Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский, был младшим сыном императора Василия Македонянина и родным братом императора Льва Премудрого. Священный сан он принял при Патриархе Фотии. Когда ПатриархФотий в 886 году принужден был оставить патриарший престол, на Константинопольскую кафедру был возведен святой Стефан. Святитель бдительно стоял на страже своей духовной паствы, был милостив и заступался забеззащитных, заботился о вдовах и сиротах, отличался крайним воздержанием. Скончался он мирно в 893 году и был погребен в Сикеллийском монастыре.

Память святых  мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона

Святой мученик Солохон, египтянин родом, пострадал за Христа в царствование императора Максимиана (284 — 305). Одновременно с ним приняли смерть за Христа и святые мученики Памфамир и Памфалон. Все они служили в императорских войсках в полку трибуна Кампана. Во время гонения на христиан императоров Максимиана и Диоклитиана Кампан со своими воинами был послан в город Халкидон. Там все воины его полка должны были принести жертву в идольском капище. Трое воинов — святые Солохон, Памфамир и Памфалон, отказались принести жертву идолам, объявив, что они поклоняются только Истинному Богу, Господу Иисусу Христу. По распоряжению Кампана их подвергли жестоким мучениям, во время которых святые мученики Памфамир и Памфалон скончались. Святой Солохон перенес пытку и остался жив, прославляя Христа. Мучитель в великой ярости приказал мечом раскрыть рот святого Солохона и влить в него насильно идоложертвенной крови. Но святой Солохон так крепко сжал зубы, что их не смогли разомкнуть даже железом, меч погнулся, а святой разорвал узы и стал перед мучителем, продолжая славить Христа. Святому Солохону был голос с неба, воодушевлявший его терпеть до конца. По приказу мучителя святого подвергли нещадному избиению, после чего израненного влачили по острым камням, добиваясь отречения от Христа, но святой мученик оставался непоколебим. Тогда приказано было повесить его за одну руку, а к ноге привязать тяжелый груз. В таком положении святой Солохон висел три часа. Когда же, наконец, обрезали веревку, то святой Солохон, к удивлению всех, стал прямо на ноги, как здоровый человек. Обезумев от ярости, Кампан схватил писчую трость и с силой глубоко вонзил ее в ухо святому мученику. Страдалец упал, а Кампан и воины ушли, бросив его. Христиане унесли мученика в дом одной благочестивой вдовы и положили на одр. Святой подкрепился пищей и беседовал с христианами, наставляя их твердо стоять за веру, потом молясь и, подняв очи к небу, предал свою душу Господу Иисусу Христу.

Тэги: , , ,

Оставьте комментарий!