Православный календарь 2 мая (19 апреля ст.ст.)

Май 1st 2012 -

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Дея. 8, 18-25; Ин. 6, 35-39). Св. Петр говорит Симону: «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо перед Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись. Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего». Нет части, а Симон и думать не думал, что зашел так далеко; и делать внешне ничего не делал он безобразного, а только подумал направо, и помышление сердца его сделало то, что апостол недоумевал, отпустится ли оно ему, если даже он покается и молиться будет Богу. Вот что значит строй сердца, и помышление из него исходящее по известному строю! Судя по нему, человек со вне бывает одно, а извнутри совсем другое. И это внутреннее видит только один Бог, и те, кому откроет Дух Божий, испытующий сердца. С каким же страхом и трепетом должно соделать свое спасение! И как искренно и усердно нужно молить Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50). И на суде будет нечто страшное и изумительное. Скажет Господь: «не знаю вас» тем, которые не только были уверены сами, что Божии, но и в очах всех являлись таковыми. Что же остается нам? Только взывать: «ими же веси судьбами спаси нас, Господи»! Сам, как знаешь, дай спасительный строй сердцу нашему!

День за Днемъ

Краткие духовные размышления на каждый день

«Мнѣ должно дѣлатъ дѣла Пославшаго Меня, доколѣ есть день; приходитъ ночь, когда никто не можетъ дѣлать». (Iоан. 9, 4).

Какъ часто мы теряемъ случай помочь бѣдному, выразить сочувствiе скорбящему, навѣстить больного, порадовать и обласкать стараго и малаго, и узнаемъ слишкомъ поздно, какой страшный ущербъ причинило наше упущенiе въ жизни этого человѣка! Можетъ быть, горечь налегла ему на душу, или его затопляетъ земное зло, а доброе слово увѣщанiя, своевременно сказанное, могло бы это остановить и разсѣятъ мракъ, грозящiй вѣчной тьмой. Ребенокъ находился подлѣ насъ, повлiяли-ли мы истинной любовiю на эту свѣжую душу? Нѣтъ, оно было упущено, и ребенокъ выросъ невѣрующимъ, блуждаетъ, можетъ быть, и теперь по путямъ своеволiя или распутства, потому что мы во время не остановили. Старческое сердце томится одиночествомъ, тайныя слезы проливаются, а мы проходимъ мимо и вдругъ, смерть отнимаетъ у насъ возможность это поправить! Тогда, мы бросаемся, въ безсильномъ горѣ, къ безжизненному трупу, несемъ ко гробу наши слезы и воздыханiя, — но поздно, закрытые глаза на насъ не взглянутъ, закрытыя уста намъ не отвѣтятъ, мы уже ничего сдѣлать не можемъ! Сердце наше сжимается, совѣсть насъ мучаетъ, мы видимъ неумолимо ясно, все то, что мы упустили, сознаемъ всѣ наши пробѣлы, наше равнодушiе, невниманiе, наши строгiя осужденiя, и уже ничего не можемъ загладить, не въ силахъ ничего вернуть! Мы могли бы украсить жизнь добрымъ, ласковымъ словомъ, своевременной помощью, искреннимъ поощренiемъ, а мы несемъ цвѣты и слезы къ безжизненному тѣлу!

О, будемъ «другъ ко другу добры, сострадательны» [1 Петр. 3, 8], не будемъ откладывать, будемъ спѣшить отдавать душу свою ближнимъ своимъ! Будемъ усердно дѣлать дѣла нашего Господа, «пока есть день»!

Публикуется по изданию 1908 года

Древний Патерик.

Глава2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия

29. Однажды ученик аввы Сисоя Авраам сказал ему: отче! Не благоугодно ли тебе, чтобы мы поселились несколько ближе к миру? Пойдем туда, — сказал ему авва Сисой, — где нет женщины. Где же нет женщины, кроме пустыни? — отвечал ему ученик. Итак, веди меня в пустыню, — сказал старец.
30. Мать Синклитикия говорила: многие живущие в горе (разумеется гора Нитрийская, где был скит), но совершающие дела мирские, погибли. Ибо, и находясь в обществе, можно быть иноком в мысли и, будучи отрешенным от людей, можно жить умом с чернью.
31. Старец сказал: монах должен приобресть себе безмолвие, дабы мог он презреть телесный вред, если и случится ему.

Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием

4. Некогда в Скиту дано было повеление: поститесь эту неделю и сделайте пасху [1]. Случилось же братиям из Египта придти к авве Моисею. Старец приготовил им немного вареного. Соседи его, увидев дым, сказали клирикам [2]: вот Моисей преступил заповедь отцев и приготовил вареное. Они сказали: когда он придет, мы скажем ему. По наступлении субботы клирики, зная великую жизнь аввы Моисея, говорят ему пред народом: авва Моисей! Ты преступил заповедь человеческую и исполнил заповедь Божию.
5. Брат пришел к авве Пимену на второй неделе Четыредесятницы, открыл помыслы и, получив утешение, сказал ему: едва было я не оставил намерения быть здесь сегодня. Старец говорит ему: почему же? Брат отвечал ему: я думал, что ради Четыредесятницы ты не отворишь мне дверей. Авва Пимен говорит ему: мы не учились запирать дверь деревянную, но более — язык.
6. Брат сказал авве Пимену: когда я даю брату моему немного хлеба или иное что, то демоны очерняют это подаяние, как делаемое из человекоугодия. Старец говорит ему: хотя бы это было и из человекоугодия, но мы должны давать брату нужное. И рассказал ему следующую притчу: два земледельца жили в одном городе. Один из них, посеявши, сделал малое и нечистое, другой же, поленившись сеять, не сделал ничего. Когда же случится голод, кто из двух найдет пропитание? Брат сказал в ответ: сделавший малое и нечистое. Старец говорит ему: так и мы будем сеять хотя немногое и нечистое, чтобы нам не умереть с голода.

Проповедь в среду 3-й Седмицы по Пасхе протоиерея Вячеслава Резникова

Pages: 1 2 3

Оставьте комментарий!