Православный календарь 18 сентября (5 сентября ст.)

Сентябрь 17th 2012 -

Проповедь во вторник 16-й седмицы по Пятидесятнице

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». Это место и подобные ему, напр. : «брашно не поставляет нас пред Богом» — выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь — одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон — нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад — хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

День за днемъ.

Краткие духовные размышления на каждый день

«Богъ всякаго утѣшенiя, — утѣшающiй насъ во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утѣшать находящихся во всякой скорби тѣмъ же утѣшенiемъ, которымъ Богъ утѣшаетъ насъ самихъ».
(2 Кор. 1, 3, 4).

Многочисленны и разнообразны способы, которыми «Богъ всякаго утѣшенiя» утѣшаетъ насъ. Иногда какое-нибудъ слово изъ священнаго Писанiя вдругъ освѣтитъ нашъ умъ и сердце: какъ свѣтлый солнечный лучъ, пробивающiйся сквозь тучи, это слово долго звучитъ въ нашемъ сердцѣ, ободряя, возвышая наши мрачныя мысли. Иногда участiе ближняго, теплое слово, высказанная намъ любовь согрѣваетъ нашу душу, мнившую себя одинокой и покинутой всѣми; и любовь эта является намъ прообразомъ той вѣчной любви, которая окружаетъ насъ съ нашаго нашего рожденiя и до смертнаго часа. Нѣтъ той глубокой скорби, нѣтъ того мрачнаго дня, въ которые Господь не вливаетъ хотя малую долю утѣшенiя. Онъ не сразу отниметъ боль нашего сердца, — она нужна и полезна намъ, но Онъ облегчитъ ее Своимъ присутствiемъ. Будемъ только всегда ловить эти свѣтлые лучи, проникающiе къ намъ, не будемъ погружаться всецѣло въ наше горѣ, не будемъ унывать настолько, чтобы не замѣтить лучъ свѣта, пробивающiйся сквозь тучи. — Невольно спрашиваемъ мы себя иногда, почему нужна сердечная наша боль, поражающая всѣ струны нашего существа, почему все, что составляло наше счастiе, что наполняло нашу жизнь, мало помалу исчезаетъ, оставляя насъ одинокими, разбитыми! Не будемъ допускать такого вопроса, а будемъ искать глубокую цѣль всего случившагося въ этихъ словахъ апостола: «чтобы и мы могли утѣшать находящихся во всякой скорби».

Неужели мы не найдемъ облегченiя въ этой мысли? Горѣ было бы невыносимо при сознанiи, что оно безполезно, не нужно; о, не спрашивай никогда, почему? Та школа терпѣнiя и скорби, черезъ которую ты проходишь, имѣетъ свое особое назначенiе и, быть можетъ, придетъ время, когда Господь сподобитъ тебя утѣшить страждущаго брата тѣмъ утѣшенiемъ, которое ты прiобрѣлъ собственнымъ опытомъ. — Когда передъ тобою раскроется бездна чужого страданiя, ты будешь имѣть возможность облегчить его тѣмъ самымъ, что облегчило и твою безконечную скорбь, въ которой тебя не оставилъ Господь. Долготерпѣнiе Спасителя неисчерпаемо, Онъ терпитъ насъ годами, Онъ не перестаетъ слѣдить за нами шагъ за шагомъ, готовъ прощать наши слабости и отступленiя, и среди глубочайшаго мрака, среди самаго тернистаго пути, — «Отецъ Милосердiя и Богъ всякаго утѣшенiя... утѣшаетъ насъ самихъ».

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

Публикуется по изданию 1908 года
Древний Патерик

Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней
27.
Один старец пребывал в дальней пустыне. Он имел родственницу, которая уже несколько лет желала видеть его. Тщательно разузнав, где находится старец, она пошла по направлению к пустыне, увидала там идущих с верблюдами и вошла с ними в пустыню. Ее влек туда диавол. Подошедши к двери старца, она объявила себя его родственницей и осталась у него. Был тогда другой отшельник, обитавший в нижней части пустыни. Он налил в сосуд воды, и во время трапезы его сосуд этот начал вертеться. По внушению Божию он сказал сам себе: пойду в пустыню и объявлю это старцу; и, вставши, он пошел. Когда настал вечер, он лег на пути в капище идолов и слышал ночью разговор демонов: в эту ночь мы вовлекли оного монаха-пустынника в любодеяние. Услышав это, он опечалился, пошел к этому старцу, нашел его сокрушенным и сказал ему: что мне делать, авва? Наливаю я себе сосуд воды, и во время трапезы он вертится. Старец говорит ему: ты пришел спросить меня о том, что вертится сосуд? А я что буду делать? Я нынешней ночью впал в любодеяние. Я узнал об этом, — отвечал тот. Как ты узнал? — спросил его старец. Я, — отвечал брат, — спал в капище идольском и слышал там разговор демонов о тебе. Тогда сказал старец: пойду я в мир. Но брат убеждал его, говоря: нет, отец, оставайся в этом месте, а женщину отошли отсюда — это свидание произошло от диавола. Выслушав его, он остался, усиливая свои подвиги со слезами, доколе не пришел в прежнее состояние.

Pages: 1 2 3

Оставьте комментарий!