Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские

Февраль 21st 2011 -

 Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские

Память 9/22  февраля

Геннадий освятил ме­сто будущей обители своими продолжительными уединенными мо­литвами, а Никифор — строительными трудами.

Преподобный Геннадий был сыном благочестивых и состоятельных родителей, в молодых летах воспылал ревностью к иноческим подвигам, покинул мир и отправился к преподобному Александру, тогда еще одиноко подвизавшемуся на реке Свири. Преподобный долго не соглашался нарушить свое уединение при­нятием пришедшего юноши и уступил только неотступным его мольбам.

В течение нескольких лет проживая подле великого учителя, Геннадий показал столько великих подвигов труда, бдения, послушания и поста, что преподобный Александр признал его окончившим испытание и благословил его на уединенное подвижничество. Смиренный инок отошел от своего учителя на недалекое расстояние, к озеру Важе, устроил здесь для себя на берегу келлию-пещеру и весь остаток дней своих провел в ней одиноким отшельником. Молва о его подвижнической жизни не могла не распространиться, к нему приходили многие и изъявляли желание устроить жизнь свою возле него и под его руко­водством. Но лишь под конец своей жизни преподобный Геннадий позволил двум-трем ученикам, по настоянию их, поселиться недалеко от его келлии для безмолвной молитвы.

Господь возлюбил место подвигов преподобного Геннадия и открыл ему, что здесь будет построен и храм, и монашеское общежитие. Преподобный перед своей кончи­ной утешил таковым откровением учеников своих и мирно почил в 8 день января около 1516 года.

Преподобный Никифор родился в Важеском погосте, поблизости от реки Сви­ри. О детстве и юности его сведений не сохранилось. Известно только, что он происхо­дил из благочестивой крестьянской семьи и в доме родителей был научен страху Божию. В то время весь Олонецкий край был полон славой о высоких подвигах и благочестии преподобного Александра, уже основавшего на реке Свири обитель в честь Живоначальной Троицы. Ни мало не удивительно, если окрестные жители часто посещали Свирскую обитель, помогали ее строению или же оставались в ней навсегда. Никифор прибыл в обитель уже иноком около 1510 года и был принят преподобным Александром в число братии, так как святой игумен знал о подвижнической жизни преподобного Никифора, о том, что он носил тяжелые вериги на теле своем.

Несколько лет прожил преподобный Никифор в Свирской обители. Препо­добный Александр видел его добродетели, понимал духовную пользу, которую приносил братии Никифор, благодарил Бога. Из Свирского монастыря препо­добный Никифор совершил два великих путешествия: одно — по приказа­нию преподобного Александра к Новоезерскому подвижнику Кириллу, другое — по своей воле в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Преподобный Александр возложил на Никифора послушание — отправиться к преподобному Кириллу, в пределы Белого озера, в обитель Воскресения Хрис­това, и испросить у игумена благословения и молитв, побеседовать с ним и по­учиться от него монашеской жизни и уставу монастырскому. С радостью принял Никифор поручение- послушание и отправился в далекий путь. Через несколько дней он благополучно достиг западного берега озера, где расположено село Кобылина гора, в двух верстах от обители, лежавшей на противополож­ном берегу. Наступал вечер. Путник отошел к лесистому северному берегу озера и там заснул.

Между тем преподобный Кирилл в это время совершал в своей обители ве­чер­­нее келейное правило. Окончив его, подвижник один направился на берег, взял не­большую лодку и отплыл к северному берегу озера, где почивал преподоб­ный Никифор. Отсюда они переехали в монастырь Новоезерский, где преподоб­ный Никифор пробыл восемь дней, разделяя молитвенные подвиги монас­тыр­ского братства и услаждая слух свой поучительными беседами игумена. Вероят­­но, после того преподобный Никифор совершил свое паломничество в Киев.
Преподобный сказал своему игумену: «Отче, я отхожу в Киево-Печерский мо­настырь Пресвятой Богородицы и преподобных отец Антония и Феодосия. Ты же моли о мне Бога, чтобы ради святых молитв твоих благополучно совер­шить мне путь свой».

Преподобный Александр опечалился: он не хотел разлучаться с доброде­тельным старцем и начал молить преподобного Никифора, чтобы он пребы­вал с ним в монастыре, пока Бог не разлучит их. Но преподобный Никифор не пре­кло­нился к его молению и, только утешая подвижника, говорил ему, что разлучаясь телом, они неразлучны будут духом. Со слезами расстались преподобные старцы.

Из путешествия в Киев преподобный возвратился с горячим желанием устро­ить собственную монастырскую обитель и, вероятно, в таком намерении был поддер­жан преподобным Александром. Обходя и осматривая различные места на родине, он остановился наконец там, где незадолго окончил свое зем­ное странствие преподобный Геннадий, и основал монастырь и в нем храм во славу Преображения Господня. Много лет отдал преподобный своей обители, построил десять келлий, очистив место от леса и осушив болото, и испросил цар­скую грамоту на владение окрестной землей «вокруг монастыря на все че­тыре стороны по версте, опричь мхов и болот и глыб» (грамота 1557 года). Окон­чив таким образом давно заботившее его дело, преподобный, окруженный соб­ранной им братией, мирно скончался 9 февраля.

В начале XVII века Олонецкий край был опустошен бродившими повсюду иноземцами. Разграблена была и обитель, устроенная преподобным Никифором, иноки прогнаны, а имущество уничтожено и увезено. Но память о преподобном Геннадии и Никифоре не исчезла. Когда миновали опасности, над общей могилой преподоб­ных была восстановлена часовня, а потом мало-помалу восстанови­лась и обитель. В 1846 году она получила самостоятельное существование, а в 1854 году ей было дано разрешение над мощами преподобных построить храм на месте древней деревянной часовни. Этот храм, по благословению Свя­тейшего Синода и Олонецкого архиепископа Аркадия, 8 августа 1858 года освя­щен во имя Всех святых, в сонме которых благодарная память туземцев ис­кони почитала преподобных Ген­надия и Никифора.

Комментарии закрыты.