Иверская икона Божией Матери (видео)

Февраль 24th 2011 -

Теперь скажем о существующих в России списках Иверской иконы Божьей Матери.

I. Икона работы Ямвлиха Романова (1648 год)

В царствование Алексея Михайловича, архимандрит афонского Иверскаго монастыря Пахомий приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований. Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшего у него в милости Новоспасского архимандрита Никона, желавшего приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел архимандриту Пахомию доставить в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери. Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли и просьбы архимандрита Никона и послал точный список иконы Богоматери к Никону в Москву с почтенными иверскими иноками при грамотах (посланиях) к царю и Никону от 15 июня 1648 года. В этих двух грамотах обстоятельно изъяснено, как была писана икона, препровожденная в Москву: «Как есми приехал в наш монастырь, – пишет Пахомий в грамоте царю, – собрав всю свою братию 365 братов и сотворили весьма великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую Литургию с великим дерзновением и после святой Литургии дали ту святую воду и святыя мощи, преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую и священную икону». (Далее описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а братия дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии).

И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием (подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря); с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий (путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году) и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея и зданий Иверскаго монастыря. Икона прибыла в Москву 13 октября и встречена была у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и бесчисленным множеством народа; а 14 октября был у государя стол по столовой избе. По свидетельству диакона Павла Алеппскаго, бывшего с антиохийским патриархом Паисием в Москве в 1655 и 1656 годах, царица Марья Ильинична взяла у Никона эту икону, без сомнения, вскоре по принесении ея с Афона; а через 5 месяцев по прибытию ее Никон рукоположен был в митрополита Новгородского.

В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков. «Тогож месяца мая в 15 день, – говорят Дворцовые Разряды, – государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы из соборныя церкви в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверския, которая принесена в царствующий град Москву из Царьграда от Парфения, патриархa Цареградского, а за тем образом отпустил Государь в Вязьму Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского. А из соборной церкви образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России да святейший Никон, патриарх московский». Из тех же Дворцовых записок видно, что митрополит Корнилий был с иконою и под Смоленском. Эта икона, по всей вероятности, стояла в образной или в домовой церкви царицы, а пред провождением ее в поход перенесена в Успенский собор, по возвращении же снова поставлена в палатах царицы, и об ней более нигде не упоминается. Она находится теперь в московском Новодевичьем монастыре, что явствует из нижеследующего:

а) на этой иконе в самом низу пред полем есть греческая надпись, написанная золотыми буквами, разделяющаяся на два стиха и гласящая: «Писал сию со старанием Ямвлих Романов, в келиях Иверских живущий. Лета 7156». Под нею другая надпись по золоту красными словами: «Старанием и иждивением Пахомия II архимандрита Иверского. Лета 1648»;

б) в грамотах Пахомий говорит, что список Иверской иконы, посылаемый в Москву, писан на кипарисной доске, Новодевиченская Иверская икона написана как раз на кипарисной доске;

в) известно, что по двум боковым полям афонской Иверской иконы изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам венца Богоматери, два ангела. И на Новодевиченской иконе на правой сторон Богоматери (а от смотрящего на левой) на поле изображены шесть апостолов, в следующем сверху порядке: Петр, Иоанн Богослов, Марк, Андрей, Симон, Филипп; на левом поле: Павел, Матвей, Лука, Иаков, Варфоломей, Фома. Петр держит свиток, свитый таким образом, что представляет форму двух ключей; евангелисты держат евангелия, на разогнутых страницах на которых написаны по-гречески первые слова Евангелий; апостол Павел изображен с согнутою книгою, прочие апостолы с согнутыми свитками. Над каждым апостолом написано имя его по-гречески. По обеим сторонам Богоматерняго венца в углах изображены два архангела в кругах, обращенные к Богоматери, с греческою надписью: apy (архангел). На Валдайской Иверской иконе архангелы названы: Михаил и Гавриил;

г) все прочие слова и надписи на Новодевиченской иконе также греческие. Между архангелами над главою Богоматери надпись в две строки: «Вратарница Иверская», а над правым плечом: «милостивая» (то же и на Валдайской Иверской иконе);

д) на левой исподней стороне этой иконы на расстоянии 9,5 вершков от низу у края сделан ящичек (выдолблен) почти в вершок в квадрате ширины и около ¾ вершка глубины. Он задвигался со стороны крышкою, которая не сохранилась. Это объясняется тем сказанием об афонской Иверской иконе, по которому никейская вдовица, решившись пустить ее на воду, выдолбила на нижней стороне иконы ящичек и положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнана была икона, когда явилась на Афоне. То же сделано и на копии, посланной в Россию;

е) что касается меры, то рассматриваемая икона только на ¾ вершка (и в длину, и в ширину) менее афонской: она имеет 1 аршин 14 ¼ вершков в длину или высоту и 1 аршин 2 ¾ вершка в ширину; афонская же высотою 1 аршин 15 вершков, а шириною 1 аршин 3 ½ вершка. Это разность незначительная. Могло быть, что доска для иконы, посланной в Россию в 1648 году, заготовлена была из непросохшего дерева и потом усохла. Иверская Валдайская, или Святоозерская икона, которая также есть точный список с Афонской, имеет в высоту 1 аршин 15 ½ вершков, а в ширину 1 аршин 3 ½ вершка;

ж) к внешним признакам присоединяются мнения на основании исторических данных в подтверждение того, что Новодевиченская Иверская икона есть та самая, которая принесена с Афона в 1648 году. Царица Марья Ильинична взяла, как сказано выше, эту икону себе; поэтому надобно полагать, что она стояла или в ее домовой церкви, или в образной. От Марьи Ильиничны икона эта перешла к дочери ее Софии, постриженной с именем Сусанны в Новодевичьем монастыре и скончавшейся здесь схимонахинею; гробница ее стоит у той же южной стены собора, где находится и икона. На иконе, как видно, не было оклада, кроме серебряных венцов – на Богоматери и на Богомладенце. Это объясняется, во-первых, тем, что она стояла в домовой моленной царицы, и, во вторых, тем, что она писана по золоту, так что общий фон ее был золотой, почему она и без ризы имела вид ризы и блистала красотою. Теперь краски, особенно на полях, во многих местах опали, от чего немало пострадали изображения апостолов.

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.