Икона Владимирская Божия Матерь

Июнь 2nd 2010 -

Икона Божией Матери «Владимирская»

Икона «Образ Владимирской Пресвятой Богородицы».

Оборотная сторона: щит иконы состоит из трех кипарисовых досок, гладко обработанных и плотно пригнанных. Доски скреплены двумя дубовыми врезными встречными профилированными шпонками. Концы шпонок выбраны. Древесина имеет многочисленные мелкие сучки, небольшие выщербины, царапины, загрязнения, по периметру — многочисленные мелкие отверстия от гвоздей. Справа над верхней шпонкой проходит сквозная трещина вдоль волокон. На торцах и обрезах — железные гвозди, следы от гвоздей, фрагменты льняной домотканой сорочки. Торцы и обрезы окрашены в коричневый цвет.
Лицевая сторона: доска без ковчега. Богоматерь на правой руке держит Младенца, который прижимается к Ее щеке, обнимая Мать за шею; правая ручка Христа простерта, левая ножка подвернута ступней к зрителю (молящемуся). Левая рука Богоматери обращена к Младенцу в молитвенном жесте. Дева Мария облачена в вишнево-коричневый мафорий с черными притинками складок, и в темную ризу с охристым зарукавьем, на котором желтой краской имитирована инокопь. Мафорий украшен охристо-коричневой каймой с желтой разделкой и бахромой в виде цепочек зеленых бусин. Звезды девства переданы желтыми точками на фоне зеленых круглых клейм. Власы Пресвятой Девы скрыты темным чепцом-повоем. Христос одет в красно-коричневый хитон с золотой разделкой, пояс и перевязь зеленые.
Лики крупные, овальные. Серо-коричневый санкирь почти полностью перекрыт сильно разбеленным вохрением с розовой подрумянкой, нанесенной широкими полосами на щеки и шеи. Подрумянены также верхние веки, ушные раковины, носы (с одной стороны), уста. Подрумянка положена и на кисти рук и ступни ног. Глаза традиционно исполнены по санкирю, радужки коричневые, близкое по тону, зрачки-чернышки крупные, белки моделированы лессировочным слоем белил с одной стороны от радужек. Описи черт черные. Власы Младенца переданы коричневыми линиями по санкирю. Нимбы обозначены двойной красно-белой обводкой. В нимбе Христа видна часть перекрестья с буквой «ώ» (начало слова «ώон» — Сущий). Фон охристый. В углах средника помещена теонимограмма Богоматери (МР ΘY), слева от нимба Христа — Его теонимограмма (IС ХС). Обе теонимограммы исполнены красно-коричневой краской. Поля оливково-коричневые, от средника отделены красно-белой отводкой. Опушь двойная, красная с зеленой.
Оклад: из цельного серебряного листа, с просечками для ликов, рук и ножек Младенца, с накладным сдвоенным венцом, который крепится отгибами-лапками. Поля оформлены в виде возвышенной рамы, по фактурному фону вьются чеканные побеги роз, дополненные цветками крестоцвета. В верхних углах в круглых картушах гравирована теонимограмма Богоматери. На нижнем поле прочеканена фигурная дробница с гравированной надписью «ВЛАДИМИРСКIЯ ПР БЦЫ». Фон (свет) оклада гладкий, полированный, с гравированной теонимограммой Христа. Ризы исполнены в высоком рельефе, на мафории Богоматери контурно гравирован цветочный узор. Хитон Младенца гладкий, пояс, перевязь и кайма рукава (нарукавник) порезаны звездочками. Венцы состоят из лучей-штралов, с прочеканенными перлами.
Слева в нижней части средника расположены четыре клейма в прямоугольных щитках: (1) с инициалами «A3»; (2) с буквами и цифрами «А•К/1872»; (3) с пробой «84»; (4) с оленем, идущим влево. Клейма 2-4 объединенные (тройник). Слева на венце Младенца три клейма в прямоугольных щитках: (1) с оленем, идущим влево, в гербовом щитке, и годом «1872»; (2) с инициалами «A3»; (3) с пробой «84». На нижнем бортике-отгибе проканфаре-на надпись: «весу 99 ¼ золо[тника]».
Сохранность: хорошая. Утраты и прописи по контуру фигуры Богоматери, особенно на главе. Развитый жесткий кракелюр. Оклад незначительно деформирован, позолота потерта, имеются царапины, патина. Венец перезолочен.
Иконография: Богоматерь Владимирская — один из наиболее распространенных на Руси образов Богоматери, относящийся к типу «Умиление». Чудотворную икону, написанную, по преданию, евангелистом Лукой, принес во Владимир из Вышгорода в середине XII в. князь Андрей Боголюбский. Согласно «Сказанию об иконе Владимирской Богоматери» («Повесть на стретение чудотворного образа...»), икона даровала Андрею победу над волжскими болгарами и спасла в 1395 г. Москву от нашествия Тамерлана (Тимур-Аксака). В начале XV в. с этой иконы сделали два чтимых списка, которые отличаются от оригинала иным положением рук Богоматери. Поэтому, начиная с XV в., иконография существовала в двух вариантах: некоторые иконы «Богоматери Владимирской» восходили непосредственно к чудотворному греческому образу XII в., другие — к его спискам. В XVII-XIX вв. количественное преобладание получила иконография древней чудотворной иконы. Богоматерь Владимирская считалась главной заступницей русского народа и государства (празднование 21 мая / 3 июня, 23 июня / 6 июля, 26 августа / 8 сентября).
Датировка и атрибуция: икона была исполнена на заказ и изначально предназначалась под существующий оклад. Это объясняет упрощенность письма: оклад считался одеждой («ризой») иконы, и живописные детали как бы заменялись чеканными и гравированными. Кипарисовая доска свидетельствует о нерядовом характере заказа — кипарис считался священным древом, поскольку он, по преданию, был использован для изготовления Креста Христова. Живопись ликов тонка по исполнению и нестандартна, хотя при этом находится полностью в русле традиционных иконописных приемов. Свободное письмо одежд, их скупой декор вносят в интерпретацию образ фольклорную струю. Аналогией может служить «Богоматерь Владимирская», опубликованная в каталоге рождественского аукциона 2004 г. Галереи Темпл в Лондоне, хотя она уже целиком относится к категории народного иконописания (илл. 1). Похожее личное письмо обнаруживается также на иконе «Богоматерь Троеручица» из собрания банка Интеза в Милане (илл 2; фрагмент).
Городское клеймо с оленем на окладе показывает, что он был создан в Нижнем Новгороде. Инициалы пробирера «А•К» принадлежат нижегородскому пробирному мастеру А.С. Кудрину, работавшему между 1854 и 1865 г. Клеймо с инициалами «A3» ставил на своих изделиях один из лучших нижегородских серебряников третьей четверти XIX в., золотого и серебряного дела мастер Алексей Игнатьев Запольский (1850—1875 гг.). Чеканная доска от ковчега его работы хранится в собрании Государственного Исторического музея.
Оклад А.И. Запольского выгодно отличается от большинства современных ему окладов русского стиля и «второго барокко». Мастер воспользовался эффектными барочными розанами, а также характерным для русского стиля вьющимся стеблем, но, соединившись, эти два мотива приобрели новое художественное качество и бесспорную оригинальность. Кроме того, они инкорпорированы в классицистическое по духу окружение: гладкий фон, ризы с тонкой контурной гравировкой, венец в виде сияния из лучей-штралов. Благодаря этому сохранился монументально-торжественный строй декоративных форм, почти утраченный в столичном искусстве, а также ощущение рукотворности, строгости и чистоты произведения (в данном случае обусловленное разреженностью орнаментики и обилием гладкого фона).
Атрибутируемая икона «Богоматерь Владимирская» интересна как образец малоизученной традиционной иконописи Нижнего Поволжья. Ее оклад, исполненный в мастерской А.И. Запольского, отмечен оригинальностью и высокими художественными достоинствами. Он имеет несомненное коллекционно-музейное значение, а также представляет интерес для истории русского среброделия XIX в.

Экспертное заключение ГИМ.

Оклад иконы «Владимирская Пресвятая Богородица».
Россия, Нижний Новгород, 1872 год.
Серебро (84°); золочение, чеканка, резьба, канфарение.
Размер: 31,1×26,5 см.
Пробирный мастер — Кудрин Александр Стахиев, после 1854 — до 1865 г.г. Мастер — Запольский Алексей Игнатьев, золотого и серебряного дела мастер, 1850—1875 г.г.; преимущественно создавал церковную утварь. Известные по музейным собраниям произведения этого мастера, в том числе предметы православного культа, свидетельствуют о выразительной стилистической декоративности его творчества, отражающего современное ему художественное мировоззрение.
Описание оклада. Оклад скрывает все доличное иконы. Рама в виде чеканной орнаментальной полосы стилизованных цветов на гибком, непрерывно вьющемся стебле с листьями и отростками. На нижней полосе рамы чеканная дробница с именующей надписью: «Владимирская Пресвятая Богородица» (в тексте передана в современной литературной транскрипции). Фон-«свет» гладкий полированный, с резной монограммой Христа: «IС ХС». Риза, закрывающая одежду Богоматери, в виде мафория, моделированная мягкими складками, украшенная резным стилизованным цветочным узором. Кайма мафория имитирует бахрому, составленную из различных по фактуре нитей. На мафории на плече и над челом Богоматери расположены «звезды девства» в виде многолепестковых цветочных розеток. Риза Младенца Христа в виде хитона чеканная гладкая, полированная, с пластической моделировкой складок, с широким поясом, украшенным солярными розетками. Венец, закрывающий нимбы, двойной, в виде «Сияния», с сегментным чередованием лучей разных по длине и разделенных полосками, несущих «божественный свет».
Орнаментальный декор оклада иконы «Владимирская Пресвятая Богородица», в идее обращения к художественным достижениям прошлых эпох, определяет новобарочная эстетика.
Традиция почитания драгоценного вещества в культе икон была унаследована Древней Русью от высокого богословского осмысления драгоценного убора чудотворной иконы в Византии. Скрывающий святыню оклад, одновременно, способствовал прославлению иконы. Драгоценный материал и изысканное декоративное убранство оклада тождественны драгоценному изображению — символическому определению святости. Оклад полностью объясняет значение драгоценного украшения иконы.
Представленное драгоценное украшение иконы — оклад иконы «Владимирская Пресвятая Богородица» является удивительным по художественной выразительности памятником церковного искусства, оригинальным образцом русского золотого и серебряного дела второй половины XIX столетия. Автор оклада, в самобытной трактовке художественного мировоззрения времени, показал новое понимание красоты, как цели в искусстве. Декоративные возможности чеканного мастерства определили способ художественного оформления и живописную эстетику рельефного декора. Появление в традиционном чеканном украшении памятников церковного искусства выразительных элементов стилистического орнамента, интереса к новой художественной изобразительности, усилило их историческую духовность и сакральное достоинство. «XIX век» черпал замыслы и вдохновение в исторических стилевых эпохах, демонстрировал удивительную силу художественной воли и поразительное умение. Созданная через стилизацию под образцы искусства Нового времени, чеканная композиция оклада иконы «Владимирская Пресвятая Богородица» продемонстрировала поиск новых художественных идеалов. Оклад как художественное воплощение идеи, обогащенный необарочной стилистической декоративностью, является показательным примером нового творчества в русском золотом и серебряном деле, совершенства национальных традиций ювелирного искусства и их местных особенностей. Высокий профессиональный уровень исполнения, яркая выразительность художественного языка и оригинальная стилистическая трактовка характеризуют оклад как исключительное произведение церковного искусства второй половины XIX столетия, как памятник русскому художественному национальному творчеству.
Имеет историко-художественное и музейное значение.

Икона Владимирская Божия Матерь

(живопись — 1872 г.; оклад — 1872 г., мастер А.И. Запольский, Нижний Новгород). Дерево, левкас, темпера, масло, золочение (икона); серебро, позолота, штамп, чеканка, гравировка (оклад). Размер: 30,9×26,2×1,5 см.

Икона Владимирская Божия Матерь

Икона «Образ Владимирской Пресвятой Богородицы».

Москва, 1889—1890 г.г. Серебро (84°);золочение, штамп, резьба, гильошировка. Размер: 22×26,5 см. Пробирный мастер — Олекс Лев Федорович, 1889 — 1896 г.г.
Мастер — Абросимов Петр Евстратович, купец, придворный фабрикант, владелец фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий, основанной в 1869 году и известной до 1908 года. Упоминается по адресу: «Тверская часть, 1-й участок, Б.Знаменский пер., собственный дом. Москва». Содержание вывески предприятия повествовало о его профессиональных интересах: «Придворный фабрикант П.Е Абросимов. Серебряные, бронзовые и гальванопластические изделия. Золочение и серебрение металлических вещей гальванически и через огонь». Абросимов Петр Евстратович наследовал мастерскую, профессиональный авторитет и исключительное мастерство своего отца, Абросимова Евстрата Андреевича, «золотарных» дел мастера, купца 3-й гильдии. Профессиональные достоинства Е.А.Абросимова формировали устойчивые семейные традиции, продолжение которых осуществлялось в системе последовательного наглядного обучения.
Оригинальное интеллектуальное творчество, профессиональное художественное мастерство Абросимова П.Е. отражают историческую закономерность развития русского золотого и серебряного дела, национальных традиций ювелирного искусства, вновь возродившихся для продолжения в эпоху обращения к национальной самобытности. Оклад иконы «Образ Владимирской Пресвятой Богородицы» — совершенный образец безукоризненно точного и чистого технологического повторения художественного образца мастера.
Описание. Оклад скрывает все доличное иконы. Рама оклада в виде изысканно сложной узорной полосы, состоящей: по выступающим краям из геометрической плетенки и цветочных розеток в соединении с треугольниками, оформляющих угол рамы. Между полосами зигзагов-шевронов по центру спирально вьющийся стебель с проросшими листьями аканта с «астральными» розетками внутри, прерывающийся в середине каждой полосы рамы фрагментом растительно-геометрической плетенки, состоящей из стебля с листьями аканта, цветами крина и крестообразным знаком в центре. Наугольники рамы в виде концентрической композиции из спирально вьющегося стебля, кринов, волют, художественно представленных символическими переплетениями. Для декоративного равновесия и символической симметрии верхние наугольники «выпускают» пальмету из семи сегментов. Сплетенный из реальных образов узор является творческим вариантом развития древнейшей мировоззренческой идеи, связанной с глобальным универсальным образом мировой мифологии — Мировым Древом — Древом Жизни. Символическая трактовка орнаментального образа — это художественное воплощение идеи бесконечного развития бытия, через сакральную мировоззренческую идею «Рождения» (круг, цветочная розетка, волюта, S-образный завиток — спираль, крин), трансформированной в Христианство через символические понятия: человеколюбие, верность, любовь, доброта как суть Истины. С декоративной точки зрения орнаментальное украшение рамы исполнено изящно, умно, оригинально. Фон — «свет» оклада декорирован зигзагообразным, выполненным механической гравировкой (гильошировкой), орнаментом, восходящим к древнейшему мировоззренческому символу небесной воды, космологическая знаковость которого в христианском искусстве объясняет идею сакральной чистоты. Символически трактованная орнаментальная аранжировка оклада объясняет священный Образ Богоматери, давшей миру Спасителя, через смерть и воскресение сохранившего в христианском миропонимании жизнь Вечную. Риза, закрывающая одежду Богоматери, в виде мафория с пластической и светотеневой моделировкой складок и фактуры, украшенного резным стилизованным узором геометрических сплетений в форме креста и волютами. Края рукавов и горловину рубашки Богоматери опоясывают ленты симметричной спирали; край мафория -орнаментальная полоса стилизованного ионического киматия. Хитон Младенца Христа гладкий с пластической и светотеневой моделировкой складок и фактуры, со штрихованной декорировкой. Венцы Богоматери и Младенца Христа гладкие, полированные, с узорчатым прорезным краем в виде спирально закрученной полосы со стилизованными цветами крина в овалах каждого фрагмента.
Появление в христианском искусстве космологических образов носило характер «перепосвящения». Через христианские символы сакральная образность древнейших мотивов получила свою совершенную, законченную смысловую декоративность. Орнаментальный репертуар оклада иконы «Образ Владимирской Пресвятой Богородицы» демонстрирует символическую содержательность христианского искусства, через художественный образ объясняет идею Вечного прославления.
Оклад полностью объясняет значение драгоценного украшения иконы, скрывая,одновременно, прославляя ее. Символическое совершенство чтимого Образа Богоматери определяется священным изображением, исполненным на доске и согласованным с ним художественным декором оклада, служившим сакральным покровом для иконы,традиционной формой благочестия. Орнаментальные мотивы в декоре оклада иконы «Образ Владимирской Пресвятой Богородицы» — стилистический вариант христианской эстетики, обогащенный логикой, ритмом и гармонией византийского искусства. Обращение к византийской стилистике объясняется стремлением через соответствие с художественными и духовными традициями первого христианского государства,возродить русское начало в культуре России последней четверти XIX столетия.
Отличительной особенностью представленной украшенной иконы Богоматери, убор которой содержательно и функционально связан с почитаемым Образом, является изысканная стилизация виртуозно декоративного константинопольского художественного стиля палеологовской эпохи. Нескрываемая изощренность драгоценного убранства определяет представленный оклад иконы, как удивительный памятник русскому церковному и драгоценному искусству последней четверти XIX века. Оклад иконы «Образ Владимирской Пресвятой Богородицы» — это исключительный по художественной выразительности образец «русско-византийского» стиля в русском ювелирном искусстве второй половины XIX столетия, времени, когда в рамках движения «национального романтизма», Византия считалась единственным историческим началом русского национального искусства; «русско-византийский» стиль определялся как «истинно народный», олицетворением официального курса: «самодержавие, православие, народность». Как художественный образ символической идеи, оклад иконы через стилистическую трактовку демонстрирует новое понимание красоты, как цели в искусстве. Оклад иконы, как художественное воплощение идеи, обогащенный стилистической декоративностью, является показательным примером декоративной новизны в русском золотом и серебряном деле и совершенства национальных традиций ювелирного искусства. Творческое осмысление духовных и художественных истоков русской национальной культуры и совершенный профессионализм позволили мастеру оклада, в поисках новой стилистической трактовки, продемонстрировать изобретательную орнаментальную изобразительность и художественный вкус в объяснении духовного содержания сакрального образа.
Как декоративный стилистический вариант, трансформирующий искусство выдумки и духовного интеллекта в совершенный образец творческого исполнения, как пример высокопрофессионального мастерства, как исключительный памятник русской церковной культуры, оклад иконы «Образ Владимирской Пресвятой Богородицы» имеет историко-художественное и музейное значение.

Икона «Образ Владимирской Пресвятой Богородицы».

Богоматерь Владимирская
17 век. Москва е
Дерево, левкас,  темпера. 31×26,5 см.

читать также:

Владимирская икона Божией Матери


Оставьте комментарий!