Логопед, Смолякова Лариса, советует

Июль 29th 2013 -

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Работая в лечебнице, часто сталкиваюсь с речевыми проблемами детей. Особенно важна работа по преодолению речевого негативизма, вызывания желания говорить. Для начала необходимо уточнение произношения гласных и простых согласных звуков. Удобно это делать на материале звукоподражаний, а также с опорой на символы звуков. Хорошо зарекомендовала себя методика Т.А.Ткаченко, благодаря которой дети, которые произносили только отдельные звуки, или вообще отказывались говорить, начали произносить сначала слоги, затем односложные и двусложные слова. Так как в дошкольном возрасте хорошо развито наглядно-образное мышление, дети, опираясь на символы звуков, легче проговаривают заданные звуки. Например, ветер дует – звук [в], комар звенит — звук [з], барабан стучит — звук[б] и т.д. Соединение гласных и согласных звуков тоже происходит с опорой на символы.

Также хорошо зарекомендовали себя попевки, в которых распеваются как отдельные гласные звуки так и звукоподражание.

Параллельно обучению умению произносить звуки, необходимо вести работу по развитию фонематического слуха, т.е. умение ребенка слышать каждый звук как изолированно, так и в слове и четко отделять его от рядом стоящего, что является предпосылкой для правильного обучения грамоте. Здесь я использую множество игр, помогающих детям, например:

Игра «Поймай звук».

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если они слышат заданный звук изолированно, в слоге или в слове.

Игра «Разноцветные коврики»

Нужно назвать картинку, определить звук на который начинается слово-название картинки и найти цветной квадрат название которого начинается с того же звука. Например, сеть – синий, коробка – красный, очки – оранжевый и т.д. Разноцветные квадратики выкладываются в дорожку или коврик.

Игра «Утенок гуляет»

Дети должны произнося слово, определить позицию заданного звука в слове. Карточка – «озеро» разделена на три части (начало слова, середина и конец), утенок плывя по «озеру», останавливается в нужном месте. Например, в слове «арбуз» звук [а] стоит в начале слова, в слове «рука» — в конце, а в слове «мак» — в середине.

Игра «Назови гласный звук»

Ребенку предлагаются односложные слова (мост, кит, рысь, шар и т.д.). Малыш должен четко назвать только гласный звук. (часто дети не могут отделить на слух гласный звук от предшествующего согласного, например: на вопрос, какой первый звук в слове «кот», отвечают [ко], «сад» — [cа]и т.д.)

Очень важно чтобы на занятиях у ребенка была положительная эмоциональная мотивация. Ребенка необходимо поощрять. В этом могут помочь «волшебные пузыри» (Н.В.Гальская). пузырьки бывают улыбающиеся, спокойные и грустные. Если ребенок громко и четко произносит заданный звук, ему дают веселый пузырек, если с ошибкой – грустный. Ребенок конечно же постарается чтобы все пузырьки были веселые.

В заключение, хочется процитировать слова И.П.Павлова «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия». Желаю вам взаимопонимания с вашими детьми.

С любовью, Смолякова Лариса Николаевна.

Комментарии закрыты.