«Христианская проповедь в Европе». Светлый вечер с Тимофеем Китнисом (08.02.2016)

Апрель 1st 2016 -

А. Митрофанова

— Оставляет теплое насиженное место — аббатство в монастыре — и становится странствующим проповедником.

Т. Китнис

— Становится, опять же, да, странствующим епископом, проповедником. Некоторое время они даже вместе со святым Виллибрордом в Утрехте подвизаются, и святой Виллиброрд его воспринимает как, возможно, своего преемника на кафедре. Но у него другая судьба. Надо сказать, что в то время — это время уже царствования мажордома Карла Мартелла, деда Карла Великого, который объединит всю Европу и закончит дело христианизации, в каком-то смысле слова закончит дело святого Виллиброрда, святого Бонифация и всего сонма вот этих миссионеров… Со святого Колубана(?) начинается так называемая «ирландская миссия»…

Он идет своим путем. Карл Мартелл — это замечательный человек, который, в том числе… Одно из его великих деяний — он не только укрепляет земли франков, не только укрепляет центральную власть, но и отбивается от мусульман. Мы помним, что, так скажем, исламизация очень быстро… Вся Северная Африка и Испания подпадают под власть сарацин, и экспансия идет дальше, и вот Европу спасли франки. И, в том числе, и Карл Мартелл, и Пипин Короткий, которые нанесли им… И далее Карл Великий и его сын Людовик Благочестивый, которые отбились информации, более того, остановили вот эту экспансию.

И вот он вместе с армией Карла Мартелла уходит на Восток. Ну, конечно, святой Бонифаций, надо отметить одну такую вещь. Да, они были странствующими епископами, но все-таки без благословения они свое дело не начинали. И тот, и другой брали благословение на свою деятельность у папы. Вот святой Бонифаций — он у папы Григория взял благословение на деятельность и всячески поддерживал, укреплял вот эту вот… считал, что нужно, прежде всего, те народы, которые он просветит… Нужно, чтобы был некий центр. И естественным центром для Запада был Рим. Еще раз напомню, что это было время, когда Церковь была единой.

А. Митрофанова

— Собственно, поэтому мы и почитаем этих святых.

Т. Китнис

— Да. И, конечно, святой Бонифаций совершил просто колоссальную работу. Он основывал монастыри, он просвещал саксов, но вернулся и продолжал просвещать фризов на Севере. И, в итоге, будучи уже… Вы знаете, это был такой интересный человек — вот, к сожалению, мало времени для того, чтобы, может быть, подробно о нем рассказать… Но вот то, что он в 40 лет, по сути, взял, остановился, чего-то достиг, остановился и сказал: «Все, с этого момента я начинаю новую жизнь».

А. Митрофанова

— Жизнь заново, да.

Т. Китнис

— Да. И, будучи уже 80-летним старцем…

А. Митрофанова

— Ого!

Т. Китнис

— …когда он, безусловно, пользовался потрясающим влиянием, когда он короновал Пипина Короткого, сменилась династия, он благословил династию нового короля…

А. Митрофанова

— Нового короля франков благословил, да!

Т. Китнис

— Каролинга, новую фамилию! Да, Меровингов сменили Каролинги, да…

А. Митрофанова

— На Каролингов, да.

Т. Китнис

— Он непосредственно имел к этому самое прямое отношение. Это отдельный разговор. То есть его деятельность была настолько многообразной, настолько удивительной… В Майнце кафедра у него была, он просвещал между Рейном и Эльбой. И вот, будучи 80-летним старцем, как говорит одно замечательное предание, он жаждал все-таки завершить жизнь мученически. Ну, то ли об этом сказали немного позднее, но, в любом случае, он и в 80 лет продолжал свои вот эти миссионерские поездки. Они были, кстати, очень оригинальны — он не просто просвещал тот или иной регион. Он отправлялся туда не просто с монахами — он отправлялся туда, там были солдаты, ремесленники… Была такая колонизация. Он образовывал не просто монастырь, а подчас и поселение — христианское поселение, которое позволяло людям не только слушать Христа, но и какие-то даже навыки ремесленные воспринимать. Устанавливалось право, закон.

А. Митрофанова

— Усовершенствовать быт, организовывать, да?

Т. Китнис

— Да, это было все… Вот как-то комплексно он к этому подходил. Безусловно, всячески ратовал о том, чтобы постоянно была связь с епископом Рима. На тот момент, еще раз напомню, все-таки папы были… Они, естественно, в то время… Кстати, на Западе не было иконоборчества, и папы даже в тот момент помогали с этим злом бороться.

А. Митрофанова

— С иконоборчеством?

Т. Китнис

— Да-да. И вот святой Бонифаций заканчивает жизнь мученически. Он, будучи 80-летним старцем, отправляется в свое путешествие, и на него нападает дикое племя — даже не дикое племя, разбойники на него нападают. И он вот заканчивает жизнь, увенчал свою жизнь мученическим венцом. Безусловно, очень почитаем. Это вот такая тоже духовная доминанта замечательная. О нем, кстати, написано очень много информации и на русском языке сейчас, в настоящий момент. И он — да, местночтимый святой Берлинско-Германской епархии. Его святые мощи почивают в городе Фульде, в монастыре Имжасон(?).

А. Митрофанова

— А почему в Германии? А Вы были там, в Фульде?

Т. Китнис

— Да.

А. Митрофанова

— Расскажите, как там. Вообще, что собой сейчас представляет этот монастырь, и насколько к святому Бонифацию приезжают паломники, например, чтобы поклониться?

Т. Китнис

— Ну, Вы знаете, у него была как бы и в Майнце кафедра, а в Фульду регулярно приезжают паломники, и, прежде всего, конечно, это паломники западные. Вообще, само паломничество, в принципе, на Западе тоже, особенно среди католиков, безусловно, очень-очень распространено. Там, в основном, правда, паломничают пешком. Ну, либо куда-то уезжают. Но очень распространено паломничество пешком. Но, что для нас самое интересное, сейчас Фульду очень часто посещают и паломники православные. Православные группы, которые молятся об общих святых у общих святынь. И те, кто знает, безусловно, святого Бонифация — это имя он получает как раз как благословение, как новое имя, когда становится епископом, молитва звучит, в том числе, и православная.

А. Митрофанова

— Да, спасибо Вам большое за этот рассказ! Святой Виллиброрд, святой Бонифаций были сегодня героями нашего разговора с Тимофеем Китнисом — историком, богословом, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе. Собственно, мы выбрали этих двух людей, потому что они являются святыми как для Западной, так и для Восточной церкви. К сожалению, меньше известны у нас, в России, но в Европе их знают и почитают, там и иконы написаны, они есть, в общем, в Православном календаре. Очень интересные люди, и, собственно, прославились они в то время, когда не было такого понятия, как Западная и Восточная церковь — Церковь была едина.

Т. Китнис

— В Церкви было… Пространство церковное было единым, да, несмотря на то, что были какие-то особенности, безусловно. Но, тем не менее, это пространство было единым. И вот, опять же, я хочу напомнить о деятельности святого Иоанна Шанхайского. Он считал одним из важнейших своих служений на Западе — это выявить, проявить и показать подвиг и красоту, в том числе, и святых, мало известных в нашей восточной традиции. Я думаю, что, кстати, эта тенденция сейчас продолжает развиваться, и очень много современных исследователей действительно открывают для нас великих подвижников, которые прославляли Христа своей деятельностью, в том числе и в западных пределах Римской империи.

А. Митрофанова

— Тимофей Китнис, я — Алла Митрофанова. Дорогие слушатели, прощаемся с Вами. Это была программа «Светлый вечер» на радио «Вера». До новых встреч, до свидания!

Т. Китнис

— До свидания!

Источник:  Радио ВЕРА

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.