Православный календарь 7 ноября (25 октября по ст.ст)

Ноябрь 6th 2010 -

Православный календарь 7 ноября (25 октября по ст.ст)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Прп. Матроны (Власовой) инокини, исп. (1963).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII—XIV).
Мч. Анастасия (III).
Мчч. Маркиана и Мартирия, нотариев Константинопольских (ок. 355).
Св. исп. Матрона Дивеевская (1963).
Прав. Тавифы (I).
Свт. Фронта, еп. Периго (II) (Кельт. и Брит.).
Свт. Григория, еп. Кипрского (Греч.).
Двух мчч. Фракийских (Греч.).
Свт. Макария, еп. Пафосского Кипрского (Греч.).
Свв. Филадефа и Поликарпа (Греч.).
Свв. мчч. Криспина и Криспиана Суассонских (286).
Мч. Миниата Флорентийского (251).
Мартирий, диакон Печерский
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь воскресный, глас 7.
Разрушил еси Крестом Твоим смерть, / отверзл еси разбойнику рай, / мироносицам плач преложил еси, / и апостолом проповедати повелел еси, / яко воскресл еси, Христе Боже, / даруяй мирови / велию милость.

Богородичен, глас тойже.
Яко нашего воскресения сокровище,/ на Тя надеющияся, Всепетая,/ от рова и глубины прегрешений возведи;/ Ты бо повинныя греху спасла еси,/ рождши Спасение наше; / яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева,/ и по рождестве паки пребываеши Дева.

Кондак, глас тойже.
Не ктому держава смертная/ возможет держати человеки:/ Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея;/ связуемь бывает ад,/ пророцы согласно радуются,/ предста, глаголюще, Спас сущим в вере:/ изыдите, вернии, в воскресение.

Мчч. Маркиана и Мартирия. Тропарь, глас 1.
Мученик двоица единонравная,/ Маркиан с Мартирием славным, Ариево нечестие разрушиша/ и Соприсносущна Сына Отцу и Духови веровати научиша,/ Павлу повинующеся истинных повелений учителю,/ темже мечем убиени, умроша;/ и присно со Христом живуще,/ о нас Того молят/ спасти души наша.

Кондак, глас 4.
Подвигшеся добре от младейства,/ Маркиане с мудрым Мартирием,/ отступника Ария низложисте,/ невредно сохранше Православную веру,/ Павлу последующе, мудрому учителю,/ темже с ним обретосте живот,/ яко Троицы поборницы изряднейшии.

Прав. Тавифы. Тропарь, глас 4.
Днесь вера Христова утверждается камнем веры,/ и ликовствует в веселии Иоппия,/ псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии,/ видяще совершаемо велие чудо:/ первоверховный апостол глаголет,/ и умершая востает от гроба,/ юже Низложитель смерти дарует Церкви,/ да украшаются во образ ея добродетельми люди./ Приидите убо, христиане,/ принесем ко святей моления наша:/ блаженная Тавифо и милосердная,/ вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице/ и молися со дерзновением,/ да сынове Света Превечнаго будем,/ да сподобимся Божия милости,/ да пребываем в любви Божественней,/ и да царствует мир во вселенней.

Кондак, глас 4.
Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся Ангели Божий,/ егда исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную,/ о нейже к нему взываху вдовицы неимущыя./ И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимый,/ и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его,/ да, блажаще тя, вопием ти:/ радуйся, добродетели нас научающая.

Прп. Мартирия, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 1.
Служивый в чину диаконства Господеви добре,/ честный иеродиаконе Мартирие, / и тамо яко слуга Господень обретыйся, / идеже и Господь твой, / молися Ему и о нас, / да подаст нам велию милость.

Кондак, глас 2.
Диаконе честный, иночествующим похвало/ и преподобным сопричастниче всеблаженне Мартирие,/ молися Господеви непрестанно о всех нас.
Проповедь митрополита Антония Сурожского.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Я хочу обратить ваше внимание на два момента в сегодняшнем евангельском чтении. Во-первых, на заключительных словах Спасителя. Если мы не сумели послушать Моисея и пророков, то есть того множества свидетелей, которые от начала времен говорили нам о Боге и о Его правде, то и воскресший не убедит нас ни в чем.
Тем, кто тогда Его слушал, это слово казалось таким непонятным, но разве теперь эти слова не ясны для нас?
Воскрес Христос. Явился в славе Своего Божества и во всей красоте и величии Своего Человечества. И все равно мы, христиане, слышим Его слова, дивимся Его учению, поклоняемся Ему, и так далеки остаемся от того, чему Он нас учил. Разве кто-то может в нас узнать учеников Христовых так, как можно было их узнать в лице ранних Его учеников и апостолов?
Тогда печатью апостольства, печатью христианства была непостижимая для земли любовь христиан одного к другому, и любовь их, крестная жертвенная ко всему миру. Они были готовы свою жизнь отдать для того, чтобы другой человек, им чужой, порой их ненавидящий, мог поверить в благовестие Христово и ожить новой жизнью.
Как далеко от этого то, что люди могут видеть в нас. И это приводит меня ко второму, что я хотел сказать.

Кто-то из древних сказал, нет более страшного места отлучения, чем то место, где будут неверные христиане. Когда мы читаем эту притчу, мы всегда думаем о Лазаре и богаче, думаем о других. Но что если эта притча обращена к нам? Разве мы не похожи на этого богатого человека?
Какое несметное богатство у нас есть духовного ведения. Мы знаем Бога, мы познали Христа, нам открылось Его учение, нам даны Его таинства, в нас обитает Его благодать, веет в церкви Святой Дух, а мы все равно остаемся самодостаточны, замкнуты и стараемся жить привольно обеспеченно этим богатством, которое Господь нам дает.
Рядом с нами тысячи и тысячи людей, которые изголодались, готовы бы покормиться крупицами, которые падают постоянно с нашего стола, но мы им не даем. Православие принадлежит нам, вера принадлежит нам, все принадлежит нам. А другие люди у нашего порога, под лестницей нашей, у нашей двери голодают, умирают с голода и не получают порой ни одного из тех животворящих слов, которым они могли бы ожить. Мы знаем слишком много, мы слишком богаты.
Древние святые невежды, не имевшие доступа к тому множеству книг, которые мы можем читать, иногда слышали одно евангельское слово, и на нем строили святость целой жизни. А мы читаем, читаем, слушаем, молимся, и святость не вырастает среди нас, потому что мы скупы, как тот богач, который хотел все себе сохранить, которому не жалко было другого человека.
И вот Евангелие говорит нам, что умер бедный, может быть, просто изголодавшись у двери богатого, и ангелы унесли его на лоно Авраамово, в рай Божий. Умер и богатый, но ни один из ангелов не подошел к нему. Схоронили его подобные ему жадные и богатые, схоронили его в сердце земли. Умер он и оказался перед лицом суда.
И не потому, что он был богат, а Лазарь беден, не потому просто, что ему досталось в жизни светлое, а тому только горькое. Потому что все светлое, что у него было, он жадно сохранил и ничем не поделился. Теперь и бедняк, такой теперь богатый в вечности, не может поделиться с ним ничем.
Подумаем о нашем православии, подумаем о богатстве нашем, подумаем о том голоде, который вокруг среди инославных, среди неверующих, среди безбожных, среди ищущих и не ищущих, и не останемся подобными этому богачу, чтобы и над нами не произнес Господь Свой Суд: Я воскрес, и Мне вы не поверили.
Но какая радость будет у Спасителя, и у ангелов Божиих, и у Отца нашего Небесного, и у Матери нашей Богородицы, и у святых, и у грешников, если мы окажемся простодушными и щедрыми, и если все наше богатство мы будем давать, давать, не стараясь ничего сохранить, потому что человек только тем богат, что он отдал по любви.
И тогда и среди нас и в наших душах откроется Царство Божие, Царство торжествующей, ликующей, все побеждающей любви. Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Притча о богаче и бедном Лазаре, всем нам хорошо известная и вместе с тем являющаяся одной из самых глубоких и емких по своему содержанию, наверное, в каждую эпоху наполняется все новым и новым смыслом. И для нас сейчас, живущих в ХХ веке эта притча, обращенная к древним временам, имеет очень глубокий смысл, несмотря на то, что рассказывается в ней о совершенно другой стране и совершенно другой эпохе.
Но все то, что исходило из уст Спасителя, было сказано на века, и должно во все времена восприниматься нами, христианами, как указание серьезного переосмысления своей жизни.
На первый взгляд кажется, какое отношение к нам, современным православным христианам, имеет этот рассказ о богатом древнем человеке. Он ходил в порфире и виссоне, пребывал на пирах, окруженный толпами друзей и слуг и нищих. Есть ли у нас с вами порфира и виссон? Есть ли у нас с вами такие богатые застолья? Есть ли у нас с вами возможность иметь слуг? Окружают ли нас нищие, питающиеся крохами с наших столов?
Казалось бы, ничего этого у нас нет. И значит, какое отношение к нам имеет этот рассказ? А между тем, несмотря на то, что мы не одеты в порфиру и виссон и нет около нас одного или нескольких нищих, которые бы питались от крох нашего стола, мы все же можем подвергнуться тому страшному искушению, которому подвергся этот богач.
Ибо не потому он был грешником, что он был богат, но потому он был грешником, что, имея много из того, чего не было у других людей, был равнодушен, был безразличен, был самодоволен.
И мы с вами, дорогие братья и сестры, даже не являясь подчас такими богачами, разве не оказываемся наделенными Господом гораздо большими благами, и духовными и материальными, нежели другие люди, окружающие нас. Если мы внимательно всмотримся в окружающий нас мир, мы увидим, что вокруг нас есть люди, которые, возможно, подобны нищему Лазарю, ожидавшему крох со стола богача, ожидают и от нас способности разделить с ними то, что мы имеем.
Но всегда ли мы отзываемся на эти просьбы? Всегда ли мы оказываемся способными поделиться тем, что у нас есть не только в материальном, но и в духовном плане.
Если мы с вами христиане, то значит, мы работаем, наверное, более добросовестно, чем другие люди. А значит, есть у нас за эту нашу работу, пусть малое, но все-таки воздаяние, которого подчас нет у других людей, которые работают, может быть, менее добросовестно, нежели мы, но у которых действительно не оказывается практически ничего.
Если мы с вами христиане, то, наверное, и в духовном смысле живем благополучней, чем живут другие люди. Может быть, меньше у нас бывает ссор дома, может быть у нас больше остается времени, чтобы подумать о своих грехах и в чем-то исправить себя. Мы духовно подчас оказываемся благополучнее других людей. Но разве свой мир, свой покой, свою христианскую радость мы готовы разделить с теми, у которых нет ничего, даже семейного счастья, даже домашнего уюта и покоя, сочувствия и любви их близких. Увы! Далеко не всегда бывает так.
И вот получается совершенно парадоксальная ситуация. Не будучи богачами, одетыми в порфиру и виссон, мы точно так же, как он равнодушны и безразличны к людям. А между тем, у него так же, как и у нас, было очень ясное указание от Бога, каким ему должно быть.

Для него это был Закон, данный еще Моисеем и пророками. У нас есть нечто большее – закон Христов. Вместе с тем, мы все так же равнодушны. Не живущие в том изобилии, в каком жил богач, мы столь же скаредно делимся подчас с теми, кто ожидает от нас хоть какого-то внимания и участия. А значит, мы так же, как этот богач, можем быть осуждены. Значит, точно так же, как богач, мы можем быть наказаны.
Однако когда мы размышляем над этой притчей, наверное, часто мы говорим о том, что если уж мы и похожи на кого-то, то, наверное, на этого самого бедного Лазаря. Действительно, мы постоянно видим вокруг себя людей, которые живут гораздо более богато, чем мы, которые могли бы помочь нам, оставаясь при этом богатыми людьми, поделившись самым малым, а они не делают этого.
И вот здесь перед нами возникает еще одно искушение. Ведь не потому бедный Лазарь был принят в лоно Авраамово, что он был бедняк. Он был принят в лоно Авраамово, прежде всего потому, что он был исполнен смирения и кротости, что ему была чужда зависть по отношению к этому богачу.

Представьте себе состояние этого человека, который лежал целыми днями, неделями, месяцами, может быть, даже годами среди голодных собак, которые лизали его струпья, ибо он был болен. И при этом он ни разу не исполнился зависти и злобы по отношению к богачу. И вот это его свойство, а не то, что он был беден и болен, делало его праведником.
А мы с вами, дорогие братья и сестры? всегда ли мы с вами оказываемся чужды духу зависти?
Увы! В наше время эта пагубная страсть распространяется, как нельзя более широко. И очень часто мы слышим сейчас, как люди говорят о том, что не должно быть тех, кто богат, что нужно все опять взять и разделить, что те, кто богат, тот плох, а те, кто беден, тот хорош.

Был уже у нас в ХХ веке такой опыт, когда зависть подвигла бедняков на страшное преступление. Когда бедняки решили, что они праведны, просто потому, что они бедняки. И тот же самый соблазн стоит перед многими из нас сейчас.

Да, мы православные христиане, большей частью являемся сейчас одной из наименее обеспеченных частей нашего общества. Мы иногда оказываемся даже в худших условиях, чем живут те, кто не верует во Христа, кто подчас может быть, попирает Христа и словом и жизнью.
Но если мы христиане, то мы должны, даже пребывая в бедности, сохранять то высокое достоинство христианина, которое было уже у этого бедняка Лазаря, жившего еще до Христа. И это достоинство заключается в том, чтобы нести бремя своей бедности с осознанием того, что это дается нам от Бога, и что в этом качестве мы должны оставаться христианами, должны оставаться достойными людьми.
И один из самых страшных соблазнов, которым дьявол искушает бедного человека во все времена, является соблазн зависти. Когда люди завидуют не только богатству других людей, но их талантам, их нравственной добродетели.
Увы! В церковной среде бывает и этот вид зависти весьма распространенным. Вместо того, чтобы радоваться добродетели нашего брата или сестры, мы исполняемся зависти и неприязни к нему за то, что он лучше нас. И дело здесь не в богатстве или бедности, а дело в том, что очень трудно сознавать свою немощь.
Так вот, дорогие братья и сестры. Эта притча оказывается актуальной на все времена. И сейчас мы должны задуматься над тем, чтобы, не будучи богачами, мы могли исполниться сочувствия и сострадания к ближнему, поделиться тем, что у нас есть. Мы должны задуматься над тем, что, может быть, будучи бедняками, хотя и не такими, наверное, как Лазарь, мы все равно не должны исполняться зависти и ненависти к тем, у кого есть что-то, чего нет у нас.
И каждый день, каждый час жизнь испытывает нас в подобного рода искушениях. И каждый час мы должны быть готовы к тому, чтобы по-христиански отозваться на эти искушения и преодолеть их с достоинством христианина. Это очень трудно.
Настолько трудно, что, как повествует сегодняшняя притча, богач стал просить Авраама о совершении чуда, о том, чтобы Лазарь был послан в этот мир, воскрес из мертвых и предупредил его братьев, что нельзя так жить, как живут они. И были сказаны слова, очень значимые для всех нас, христиан, живущих сегодня. Слова о том, что тот самый закон, который дает нам Бог, указывает, как нам жить.
Тогда был закон Ветхого Завета. У нас сейчас с вами – закон Христов, отныне и до века, пребывающий в этом мире, как путеводная звезда для каждого человека. И если мы, христиане, не будем исполнять свой Христов закон, то даже если в нашей жизни будут совершаться чудеса и будут приходить мертвые, чтобы указать нам, как нужно жить, мы не послушаем их, ибо мы не слушаем Христа, не исполняем Его закон, Его заповеди.
Будем же верны Христу, дорогие братья и сестры, и тогда итогом нашей, наверное, скорбной, наверное, трудной земной жизни будет великая радость пребывания не просто с ветхозаветными праведниками, как это было у бедного Лазаря, но великая радость пребывания со Христом в этом мире и в мире ином. Аминь.

Оставьте комментарий!