«Лавровые» разборки в стиле Борджиа

Июль 9th 2012 -

Когда несколько лет назад известный церковный публицист и миссионер, диакон Андрей Кураев назвал неуточненную группу «молодых прелатов УПЦ МП», добивающихся полной автокефалии для украинской церкви, «оранжевыми борджиками», особого ажиотажа это сравнение не вызвало. Ну чего не скажешь в пылу полемики? Даже если с поведением «молодежи» при дворе Папы Римского Александра VI в лице его сына Чезаре Борджиа прозрачно сравнивается ситуация с архиепископом Александром (Драбинко), любимцем и выдвиженцем престарелого главы церкви митр. Владимира Сабодана.

Ведь Борджиа тоже имел немало значительных титулов вроде герцога, принца, генерал-капитана Церкви и т.д., используя даваемую ими власть для объединения всей Италии под властью Рима. Ну а бывший глава Отдела внешних церковных сношений и постоянный член Священного Синода УПЦ МП, член Межсоборного Присутствия РПЦ арх. Александр положил немало усилий для создания «единой Поместной Церкви» на Украине. Естественно, ориентирующейся исключительно на Киев в лице его националистической элиты и, по умолчанию, на западных и заокеанских союзников в пику Москве. И все это несмотря на довольно «юный» для архипастыря возраст (он был рукоположен во епископа в 29 лет, через пять лет после окончания Духовной Академии и три — после пострижения в монашество).

Однако никому и в голову не могло прийти, что сравнение с эпохой Борджиа начнет сбываться в текущем году просто с пугающей точностью. Пусть даже и безотносительно тех людей, которые попали под критику о. Андрея Курева. Если не считать, конечно, памятного «отравления Ющенко диоксином» — впрочем, доподлинно не подтвержденного даже в период всецелого контроля «оранжевого» лидера над прокуратурой. Но сия интрига хотя бы происходила вне церковных стен.

Девятого июля СМИ облетела сенсационная новость: в крови настоятеля Киево-Печерской Лавры обнаружены ртуть и мышьяк! Озвучил ее глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. По его словам, Владыка Павел после отравления провел несколько дней в реанимации — а затем пролечился в Германии. А ныне архипастырь вместе с коллегами и друзьями решает, будет ли обращаться к правоохранительным органам за помощью в расследовании происшедшего.

В качестве основной версии украинскими наблюдателями чаще всего высказывается «экономическая» подоплека происшедшего. Ведь Киево-Печерская Лавра — не просто крупный монастырь и «Православное сердце Руси» в целом и Украины в частности. Это еще и место паломничества «сильных мира сего» к духовным святыням. Во всяком случае, при посещении обители нужно очень внимательно смотреть по сторонам и идти строго по тротуару — ведь мимо то и дело проезжают сверкающие автомобили ВИП-марок с тонированными стеклами. И вряд ли хотя бы десятая часть из них принадлежит священнослужителям — пусть даже более прочих облагодетельствованным богатыми «паломниками».

Соответственно, «начальник» такого популярного для верующей элиты места имеет влияние не только на «облегчение души» указанных лиц. В его руках — возможность в любой момент привлечь значительные «пожертвования» — которые, как показывает опыт, постсоветские бизнесмены и политики охотно дают в качестве своеобразной «индульгенции» за свои, часто не очень соотносящиеся с христианской этикой, дела. Впрочем, не будем судить их слишком строго — ведь и Господь в Евангелии советовал в «притче о неверном домоправителе» «приобретать друзей мздой неправедной» — как раз для того, чтобы те «приняли грешников в вечные обители».

Косвенно о высоком статусе наместника Лавры свидетельствует его прошлогоднее рукоположение в митрополита — сан, исключительно редко встречающийся вне среды руководителей отдельных крупных епархий. Ясно, что желающих занять такую хлебную должность среди тех церковных «товарищей, которые совсем не товарищи», мягко говоря, немало.

Однако сводить всю интригу отравления Владыки Павла лишь к материальной заинтересованности гипотетических недоброжелателей, видимо, не совсем оправданно. Ведь за последние девять месяцев ситуация в Украинской Православной Церкви резко обострилась — и положение продолжает усугубляться. Дошло уже до «открытых писем» в адрес предстоятеля. И со стороны митр. Одесского Агафангела, лидера «пророссийского крыла»
Церкви с критикой «ревизии» взятого курса на унификацию Устава УПЦ и РПЦ в целом. И со стороны главы юридического отдела Церкви, Валентина Волынца — с не менее жесткой критикой возглавляющего комиссию по редактированию нынешнего Устава УПЦ МП донецкого митрополита Илариона. С очень прозрачными намеками на скорую ликвидацию данной комиссии. Ведь, по словам г-на Волынца, больше 30 украинских архиеереев относятся к этой деятельности негативно — согласно проведенному главным церковным юристом телефонному опросу «преосвященных».

Страницы: 1 2

Оставьте комментарий!