Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.

Февраль 9th 2010 -

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя»

Преподобный Ефрем Сирин.


Прощеное воскресенье: как проходит Чин Прощения

В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечром — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас тойже.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8:

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша.

Стих: К Тебе возведох очи мои:

И повторяем тойже.

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники прост прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Пост и прощение (мф. 6,14-21)

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения. Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; сделать усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, «показным». Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (нашим), Который втайне» (Матф. 6,18). Второе условие поста — прощение: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6,15). Торжество греха, главный признак его владычества в мире — это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим «врагом», если я ему прощу. Простить — это значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Прощение — настоящее «вторжение» Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.

Прот. Александр Шмеман

Прощеное Воскресенье

В Церкви принято вступать в Великий пост, испросив прощения у всех, кого обидел, укорил, примирившись, с кем враждуешь.

«Необходимо, если возможно, расположить и враждующего к прощению.

Но зачем мне идти к врагу и говорить с ним, не достаточно ли простить его в сердце?

Нет. Этого мало. Таким образом исцелишь­ся лишь ты один, а он останется болен, а Господь хочет, чтобы вы оба были здоровы.

Но мой враг так зол на меня, — ответишь ты, — что я скорее возвращусь от него ни с чем.

— Пусть! Это для тебя новый венец. Человече­ская природа, как бы она ни была груба и зла, — все же не камень. Любого человека ничто так не тро­гает, как смирение и христианская любовь. Нередко недоброжелатель, пораженный твоим христи­анским смирением, смягчается и бросает свою ненависть; Как бы ни поступил твой враг, ты со своей стороны сделаешь то, что повелевает тебе Господь. А без этого, сколько бы священник ни говорил: «Прощаю», ты не получишь прощения».

Архиепископ Иннокентий (Борисов)

**********************************

Три средства рассеивающийся ум далают постоянным: бдение, размышление и молитва. Непрестанное упражнение в них и непрерывное внимание доставляют душе постоянную твердость, которая, впрочем, никаким способом не может быть приобретена иначе, как если посредством непрерывного, неутомимого занятия делом, совершаемым не по сребролюбию, а в пользу общежития, наперед будут отвергнуты совершенно все заботы и попечения настоящей жизни, чтобы таким образом мы могли исполнить эту апостольскую заповедь: «непрестанно молитесь». Ибо весьма мало молится тот, кто привык молиться только в то время, когда преклоняет колена; но никогда не молится тот, кто даже и при преклонении колен развлекается блужданием сердца где-либо. И потому какими хотим быть во время молитвы, такими должны быть прежде времени молитвы. Ибо дух наш во время своей молитвы необходимо получает настроение от предшествующего состояния и, молясь, возносится к небесному и или погружается в земное теми же помыслами, какими занимался пред молитвою.
(Св. Иоанн Кассиан Римлянин)

Святитель Филарет Вознесенский
СЛОВО ПЕРЕД ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ

Во всем церковном богослужебном году сегодняшний вечер является одним из самых светлых и радостных моментов, ибо, по порядку, укоренившемуся в нашей Православной Церкви, верующие, вступая в Великий пост, испрашивают друг у друга прощения в вольных и невольных обидах, для того чтобы, примирившись, вступить в поприще святой четыредесятницы. Понятно. Почему это так. В Великом посту большинство чад Церкви Православной говеет; хотя есть такие, которые говеют часто, и не только в Великом посту.
И вот, готовясь принести Богу покаяние и помня слова Спасителя о том, что Отцом Небесным будут отпущены грехи только тому, кто сам прощает грехи ближнему своему, верующие люди стараются примириться друг с другом. Таким образом, при вступлении в поприще поста и покаяния, Церковь как бы ставит нам условие при входе: ты в двери покаяния не войдешь, если, прежде чем просить у Господа милости и прощения, не примиришься с ближними своими. Ибо говорит слово Апостольское (Иак. 2:13), что «суд без милости не сотворшему милости», и поэтому, если только человек не примирился с ближними своими, пусть он и не надеется получить от Господа милость.
В житиях святых есть поразительный пример того, как опасно не прощать свих ближних. Когда-то в Киево-Печерской обители в числе монашествующих жили два больших друга: пресвитер (иеромонах) Тит и иеродиакон Евагрий. Долгая и тесная и глубокая дружба связывала этих двух иноков, но случилось вражие искушение, и дружба превратилась во вражду. Долго враждовали они, не поддаваясь ни на какие уговоры братии прекратить вражду примирением. Но вот одни из них, иеромонах Тит, тяжко заболел. И после бывшего ему видения в этой болезни, чувствуя, что он умирает, стал упрашивать братию, чтобы они привели к нему Евагрия, т. к. ему необходимо с ним примириться. Братия пошли. Евагрий сопротивлялся и не хотел приходить его привели насильно. Когда Тит увидел своего прежнего друга и, несмотря на то, что он ослабел от смертельного недуга, собрал свои последние силы, сказал: «Брат, прости меня, Христа ради», — поднялся с постели и поклонился Евагрию, — Евагрий в ответ воскликнул: «Не примирюсь с ним ни в этом веке, ни в будущем». Сказавши это, как повествуется в житиях святых, он отчаянно рванулся из рук братии, вырвался и упал на землю мертвым. А пресвитер Тит встал здоровым, как будто совсем не болел. Потом он поведал братии, что когда Евагрий в ответ на его призыв к примирению ответил злобным отказом, то — говорил преподобный Тит — «я увидел ангела, который огненным копьем ударил Евагрия, и он упал мертвым, а мне этот ангел подал руку, поднял меня, и я сразу почувствовал себя здоровым».
Трогательный обряд сегодняшнего дня, конечно, человека умиляет и настраивает добрым образом. Но помните то, что мы говорили в прошлом году, а теперь снова напоминаем. К сожалению, часто бывает так, что люди приходят в церковь, соблюдая этот благочестивый обычай, с поклонами просят друг у друга прощения но сплошь и рядом это делают те, кто почти никогда не встречались, а иногда и совсем незнакомые друг с другом. В этом плохого, конечно, нет ничего, это чисто христианский поступок, тем более, что мы часто и не знаем, когда мы можем обидеть своего ближнего совершенно не подозревая того, если не словом, то чем-нибудь другим. Но печально бывает, когда, кланяясь в церкви тому, с кем у него нет, как говорится, «счетов», человек отходит и уклоняется от примирения с тем, с кем у него действительно «испорчены отношения» и нет взаимной любви. А вот тут-то и надо исполнить долг любви христианской. Именно здесь. И если есть у тебя, брат или сестра, кто-либо, с кем у тебя нет добрых отношений, непременно переломи свое самолюбие и сделай шаг примирения. Если ты не встретишь ответного шага то ты исполнил заповедь Христову, а тот, кто не хочет мириться, ответит за это пред Господом, ибо, повторяю, священное писание говорит: «суд без милости не сотворшему милости». Поэтому — необходимо все усилия приложить к тому, чтобы призывом к миру, любви и прощению прекратить всякие недобрые, неудачно сложившиеся отношения.
И вот, прежде всего сами мы, служители престола Божия, обращаемся к вам с просьбой о прощении нас. В Святом Евангелии говорится: кому много дано, с того много и спросится. Одно дело мiрянин, хотя бы и благочестивый, другое дело — служитель престола Божия. Чем виднее человек, тем заметнее его недостатки. Чем выше то положение, которое он занимает в Церкви, тем больше эти недостатки и промахи бросаются людям в глаза. Поэтому я прежде всего, конечно, от себя, а также и от собратий своих и сослужителей, усердно прошу у вас прощения: покройте любовию наши промахи и недостатки. Нам, которые являемся такими же немощными людьми, как и вы, понятны и знакомы все искушения и слабости, которым все люди подвержены, ибо ничто человеческое нам, служителям Престола, не чуждо. Но и у нас, помимо искушений общих с вами, есть и свои, если так можно выразиться, специальные искушения, которые знакомы только тем, кто проходит путь служения Божию алтарю и престолу. Быть может, погрешили мы против вас невнимательностью, несправедливостью, недостатком любви, небрежным поведением при совершении Божией службы или другим чем-либо, что, конечно, бросается верующим в глаза. Часто бывало так, что люди, у которых вера колебалась и была слаба, резко отходили от Церкви, увидевши что-нибудь соблазнительное или какую-нибудь небрежность у священнослужителя. Сознавая глубочайшее наше недостоинство и всецелую грешность, повторяю, мы просим у вашей любви прощения и благоснисхождения. Господь наш Иисус Христос Своим Апостолам, а через них и всем Своим служителям говорил: «даже если исполните все повеленное вам», и то говорите смиренно: «мы рабы ничего не стоящие, потому что исполнили только то, что должны были исполнить» (Лк. 17:10). А мы, конечно, и не исполнили того, что должны были исполнить, как следует, и чувствуем себя в этом отношении виноватыми, и просим у вашей любви — и снисхождения, и прощения. Простите нас, грешных. Аминь.

Тэги:

Оставьте комментарий!