google-site-verification: google21d08411ff346180.html Жития преподобномучеников Раифских и Казанских иеромонаха Иосифа (Гаврилова), иеромонаха Сергия (Гуськова), иеромонаха Антония (Чиркова), иеромонаха Иова (Протопопова) и послушника Петра (Тупицына), насельников Раифской Богородичной пустыни | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Жития преподобномучеников Раифских и Казанских иеромонаха Иосифа (Гаврилова), иеромонаха Сергия (Гуськова), иеромонаха Антония (Чиркова), иеромонаха Иова (Протопопова) и послушника Петра (Тупицына), насельников Раифской Богородичной пустыни

Январь 26th 2013 -

Память 14/27 января

27 января 1930 года в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действующую на место разгромленной в 1928 году обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря.

Еще накануне – ко всенощной – прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега, по благословению настоятеля общины иеромонаха Иосифа расположились прямо в церкви.

А на утро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. Удивительно трогательная, печальная, и вместе с тем, торжественная была в тот день служба. В последний раз причащалась братия Святых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. И было что-то особенно пронзительное в том, что служили в тот день не в зеленых, а в красных облачениях, как бы провидчески облекшись в цвет мученических риз.

После Литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. И, воистину чуден Промысел Твой, Господи! – пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже бывшее много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали в грузовики и отправили в Казань. По заснеженной дороге, обдуваемые ветрами и понукаемые грубыми конвоирами, ехали иноки прочь от родной обители, чтобы вдали от нее стяжать – кто – мученический венец, кто – жизнь исповедническую (лагерную и ссыльную).

В августе 1918 года в Казань была занята белочехами, но через месяц Казань вновь была взята большевиками. Почти весь 1918 год обитель подвергалась беззастенчивому грабежу со стороны дезертиров, бежавших с фронта и новой власти. Об ужасающем состоянии обители повествует рапорт братии Раифской пустыни за №101 от 20 декабря ст.ст. 1918 года: “Честь имеем донести в Епархиальный Совет, что Раифская пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена. Ни одной лошади и коровы не оставили, одни пустые стены остались, дохода никакого нет, и икона дома стоит (т.е. чудотворная Грузинская икона Божией Матери находилась не в храме, ибо тот был осквернен и разграблен, а в келии, братия таким образом сберегала монастырскую святыню от поругания) и сами Христа ради питаемся”.

Братия Раифской пустыни находилась в отчаянном положении, усугублявшемся уходом из монастыря части старшей братии (во главе с игуменом Варсонофием) из-за опасения мести со стороны ЧК. И если в 1917 году братии Раифской пустыни насчитывалось 81 человек (игумен, 11 иеромонахов и 1 священник, 7 иеродиаконов, 44 послушника и 6 рабочих), то к концу 1918 года оставалось всего 48. Временно исполняющим обязанности настоятеля был назначен ризничий пустыни иеромонах Сергий (Гуськов).

В декабре 1922 года в Раифе состоялось пострижение в мантию послушника Иоанна Гаврилова – того, кому позже Господь приведет стать последним настоятелем Раифского храма, действующего в 1930 году на месте упраздненной властями обители. Будущий священномученик Иосиф, а тогда еще послушник Иоанн, писал: на имя другого будущего новомученика иеромонаха Сергия: “Прожив в Раифской пустыни 12 лет, я убедился, что для спасения моей души самая подходящая обитель эта. Поэтому покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие походатайствовать за меня куда следует, постричь меня в монашество, дабы более потрудиться для св.обители в монашеском чине”.

Видя такое стремление к принятию монашества, иеромонах Сергий 30 ноября 1919 года направил на имя епископа Анатолия рапорт с прошением разрешить пострижение Иоанна Гаврилова, проживающего в монастыре с 1907 г. до империалистической войны., Прилагалась и выпись из метрической книги, что Иван Гаврилов родился 16 октября 1888 года в семье крестьян Иллариона Ивановича и Дарьи Ивановны Гавриловых. Прибыв в Епархиальный Совет, отец Сергий лично дал одобрительных отзыв о послушнике Иоанне и Совет постановил: “Принимая во внимание возраст представляемого к пострижению – 31 года, его безбрачие, освобождение его от военной службы, 12-летнее пребывание в пустыни и устный одобрительный отзыв о нем иеромонаха Сергия, разрешить заведующему Раифской пустыни иеромонаху Сергию постриг в мантию послушника Иоанна”, и 22 декабря/4 января 1920 г. Иоанн Гаврилов был пострижен благочинным монастырей игуменом Феодосием (будущим настоятелем пустыни) с наречением имени Иосиф.

Несмотря на тяжелое для обители время, она все же не переставала жить молитвенными подвигами. Пост и молитва монастырская не только не ослаблялись, но – напротив, усиливались против прежних. Спасение искали в наложении на себя новых обетов, духом строгой аскеты изгоняя невольный трепет перед грядущими испытаниями, всякую тень отчаяния или уныния, столь понятных в последние времена.

Господь в нужное время посылал Свои милости для поддержания духа веры. Так, с приездом в Казань 26 июня ст.ст. (в день празднования Смоленской иконы Божией Матери) 1920 г. митрополита Кирилла (Смирнова), назначенного на Казанскую кафедру, церковная жизнь в епархии оживилась. Народ сплотился вокруг своего архипастыря. В течение месяца был найден для Раифы настоятель — прежний настоятель Макарьевской пустыни игумен Феодосий, известный аскет, безупречной нравственности и твердости веры человек, не имевший высокого образования, но обладавший большим духовным и жизненным опытом. Обитель с радостью восприняла это известие, ведь игумена Феодосия очень уважали среди православных мирян.

Игумен Феодосий (вскоре ставший архимандритом) родился в 1886 г. в семье благочестивых крестьян Казанской губернии Акила Григорьевича и Акилины Михайловны Лузгиных и при крещении был наречен Феодором. Феодор поступил в Раифскую пустынь уже в зрелом возрасте – в 31 год (10 июля 1897 г.). В августе 1902 г. он был пострижен в монашество с именем Феодосий, а 16 марта 1903 г. рукоположен во иеромонаха. Был и.д. эконома Архиерейского Дома, казначеем Свияжского монастыря, а затем был назначен игуменом Макарьевской пустыни, пока решением владыки Кирилла не был переведен настоятелем Раифской обители.

Однако, не долго продолжалась радость православных казанцев. Вскоре митрополит Кирилл был арестован и увезен в Москву, а годом позже арестовали и заключили в тюрьму епископа Анатолия (Грисюк). В 1922 году в Казань прибыл обновленческий архиепископ Алексий и самовольно захватил церковное управление. Казанские викарии – епископ Иоасаф (Удалов) и епископ Афанасий (Малинин), а за ними и все монастыри отказались признать обновленцев. Однако, большинство приходского духовенства подпало под власть живоцерковников, которые требовали подчинения и от монастырей. но последние были верны православной вере. Так, из Раифской пустыни в обновленческое епархиальное управление поступило постановление, что “Братия Раифской пустыни не признает обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ), как порвавшее единение с Единой, Соборной и Апостольской Церковью, архиепископа Алексия и КЕУ, возглавляемое незаконным архиепископом”. Под этим решением подписалось 25 человек братии и 18 послушников.

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.