google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой священномученик Александр, епископ Иерусалимский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой священномученик Александр, епископ Иерусалимский

Декабрь 24th 2010 -

Святой священномученик Александр, епископ Иерусалимский

Память 16/29 мая, 12/25 декабря

Святой священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский1 собирал около себя в Александрии, и находился в тесной дружбе с Оригеном 2.

В начале III века святой Александр был сделан епископом во Флавии, в Каппадокии3. В гонение Септимия Севера4 за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет.

По освобождении из заключения, святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме5, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и, по ясному небесному откровению, избран соправителем престарелого патриарха Иерусалимского Наркисса 6. В течение целого поколения, 38 лет святой Александр мудро управлял Иерусалимскою церковью7. Он был известен своею любовью к просвещению.

При Иерусалимской церкви он устроил на свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писание и существовавших в то время творений христианских писателей8. В гонение Декия святой Александр был вытребован в Кесарию Палестинскую 9 на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал дух свой Господу 10

Древние о нем:

Когда он [еп. Наркисс] по глубокой старости не смог нести епископское служение, то велением Господним призван был к сослужению с ним упомянутый Александр, бывший епископом другой Церкви: а было ему это открыто в ночном видении. (2) Следуя как бы Божественному знамению, он отправился из Каппадокии, где впервые был удостоен епископского сана, в Иерусалим, чтобы помолиться и разузнать о тех местах. Местные жители приняли его очень радушно и упрашивали не возвращаться домой, ссылаясь и на свое ночное видение, и на голос, отчетливо указавший на него наиболее ревностным братьям; им приснилось, что они вышли за городские ворота принять епископа, предназначенного Господом. Так они и сделали и с общего согласия соседних Церквей принудили его остаться. (3) Об этом вспоминает и сам Александр в своих письмах к жителям Антинои, до сих пор у них сохраняемых. О своем сослужении с Наркиссом он пишет в конце одного письма так:

“Приветствует вас Наркисс, бывший до меня здесь епископом и теперь молитвенно трудящийся со мной. Ему исполнилось сто шестнадцать лет; он убеждает вас, как и я, пребывать в единомыслии”.

Евсевий. Церк. история VI, 11

Известный нам Александр в одном из писем Оригену вспоминает Климента и Пантена как людей хорошо ему знакомых и пишет так: “Мы считаем отцами блаженных предшественников наших: ...Пантена, воистину блаженного мужа и учителя, святого Климента, моего учителя и благодетеля, да и других таких же. Через них познакомился и я с тобой, человеком безукоризненным, господином и братом моим”.

Евсевий. Церк. история VI, 14, 8

После восемнадцати лет царствования Севера ему наследовал сын его Антонин. В тогдашнее гонение среди мужественных борцов, уцелевших по Промыслу Божию во время исповедании и состязании, был некий Александр, которого мы недавно упоминали как епископа Иерусалимской Церкви; он так отличился своим исповеданием Христа, что был удостоен упомянутого епископства, хотя Наркисс, его предшественник, был еще жив.

Евсевий. Церк. история VI, 8, 7

  1. Климент Александрийский — один из замечательнейших и знаменитейших христианских ученых первых веков – в 217-м году, катехет (учитель) знаменитого Александрийского т. н. «Огласительного» училища, по своему положению в центре всемирной образованности и учености принявшего характер богословско-учёного образовательного заведения, привлекавшего в свои стены массы образованных слушателей Ориген — ученик Климента Александрийского, знаменитейший христианский учитель III века, первоначально бывший выдающимся из преподавателей Александрийского «Огласительного» училища. Св. Александр впоследствии, когда управлял уже Иерусалимскою церковью, по уважению и дружбе к Оригену, позволил ему говорить поучение в своем присутствии в церкви Иерусалимской и за это позволение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригенова, но св. Александр указал ему на пример других церквей, после он даже рукоположил Оригена в пресвитера, чрез что опять возгорелся спор между ним и Димитрием
  2. Каппадокия — обширная область в восточной части Малой Азии. Флавия — один из городов Каппадокии
  3. Около 209-210 года. — Септимий Север — римский император — царствовал с 193-211 г.
  4. Это было в 212 году
  5. Наркисс патриаршествовал ок. 196 года и потом вторично в 212 году
  6. С 212-250 год
  7. Этой библиотекой, между прочим, пользовался в свое время (в IV веке) и знаменитой церковный историк Евсевий, который и сохранил в своей истории сведение о жизни св. Александра Иерусалимского
  8. Кесария Палестинская — на восточном берегу Средиземного моря, один из богатейших и великолепнейших городов Палестины; получила свое наименование в честь Кесаря (Октавия) Августа от царя Иудейского Ирода, строившего повсюду города и храмы в честь Кесаря и украсившего Кесарию. Ныне — на месте прежнего великолепного города расстилается совершенная пустыня с одними грудами развалин
  9. Св. Александр Иерусалимский преставился в 251 году

Комментарии закрыты.