google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Премудрый Гильда Бадоник | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Премудрый Гильда Бадоник

Февраль 10th 2013 -

Святой Гильда, иногда Гильдас (лат. Gildas, др. -ирл. Gillas, брет. Gweltas, также Гильда Премудрый (Gildas Sapiens).

Святой Премудрый Гильда Бадоник Памятник недалеко от деревни Grand-Mont

Память 29 января /1 февраля.
Святой Премудрый Гильда Бадоник (Gildas Badonicus) родился примерно в 520 году .

Гильда, возможно, родился в нижней части долины Клайдсайда (Clydeside) в Шотландии. Его часто называют Бадоником, потому что он родился в тот год, когда англичане победили саксонцев при Басе (Bath).

Его отец был из правящей семьи маленького королевства на границах Нортумбрии со столицей в Дамбартоне (Dumbarton). Но он был послан с берегов Клайда в монастырь Лланильтут (Llaniltut), или Ллантвит (Llantwit) в южном Уэльсе, где он обучался под руководством Святого Илльтыда (Illtyd, память 6 ноября) вместе со Святым Самсоном (память 28 июля) и Святым Павлом Аурелианом (Paul Aurelian, память 12 марта), хотя он был намного моложе.

Известные Ирландские монахи, включая Святой Финниана (Finnian, память 12 декабря), стали его учениками.

Сразу после рукоположения в сан священника отправился в Ирландию проповедовать христианство, на столетие раньше святого Патрика, и  оказал значительное влияние на развитие Ирландской церкви.

Затем  Гильда Бадоник  возвратился на Север Англии, чтобы учить и проповедовать на родной земле. Его успешное служение сделало его известным, и Анмерик (Ainmeric), Король Ирландии, пригласил его назад  в Ирландию для  служения Литургии в монастырях,

Гильда Бадоник  время от времени он преподавал в Школе Армы (Armagh).

В течение некоторого времени он жил как отшельник на острове Флэтхольм (Flatholm) в Бристольском заливе, где он переписал молитвослов для Святого Кадока (Cadoc, память 25 сентября) и, возможно, написал " De excidio ".

Гильда предпринял паломничество в Рим, и по пути он посетил Кадока. Он принес с собой кожаный мешочек, и когда он открыл его, то там был колокольчик в виде квадратной чашечки. Звонок был сделан из кованого металла, смеси серебра и меди, и имел очень приятное звучание. Так что Кадок возжелал его для монастыря, который он строил в то время. Гильда, однако, сказал ему, что колокольчик был предназначен для Святого Петра в Риме, но когда он представил его Римскому папе по своему прибытию в Святой Город, колокольчик вообще не издавал никаких звуков. По пути назад он снова посетил Кадока и дал ему колокольчик, который теперь звучал слаще, чем когда-либо. После этого события Гильдла понял, что ему надлежит трудиться среди своих собственных сограждан.

После возвращения из своего паломничества в Рим Гильда основал монастырь на острове около Рюйса (Rhuys), или Рюиса (Rhuis), или Морбигана (Morbihan), что в Бретани, который стал центром его почитания. Хотя он жил какое-то время на крошечном острове в Морбиганском заливе, он собрал вокруг себя учеников, хотя вел отшельническую жизнь.

Место, где Святой Гильда основал монастырь, нынче называется Сан-Жильда-де-Рюй. Согласно Питеру Абеляру (Abelard), который позже был его игуменом, это место не было очень целительным. Могила Святого Гильды располагается позади алтаря существующей церкви, его мощи имеются также в Ризнице. Его имя содержится в ранних мартирологах, таких как Молитвослов Леофрика (Leofric Missal), относящийся приблизительно к 1050 году, а также англо-саксонские календари 9 — 11 веков.

Святого Гильду изображают с колокольчиком.

Незадолго до своей смерти, он удалился на остров Houat (Morbihan), где он умер в 569/570 году

В первую очередь Гильда известен своим сочинением «О погибели Британии» (De Excidio Britanniae). «О погибели Британии» — это обширное письмо-проповедь на латинском языке в 110 главах. В нём автор анализирует причины морального упадка своих современников: главы 3-25 содержат краткий очерк истории Британии в I—VI веках нашей эры и являются уникальным историческим источником, особенно в отношении истории завоевания востока Британии англосаксами. Используя обширные цитаты из Ветхого и Нового Завета, прежде всего из книг пророка Исаии и Иеремии, а также из посланий апостола Павла, Гильда показывает, что светские и духовные власти бриттов не отвечают евангельским идеалам. Гильда также упоминает «немногих» верных сыновей церкви и с похвалой отзывается о зарождавшемся в его эпоху монашеском движении.

Судя по этой книге, Гильда получил блестящее образование, был знаком с произведениями Вергилия, Овидия, и церковных писателей: Кассиана, Иеронима. Призыв к моральному возрождению, содержавшийся в «О погибели Британии», оказал большое влияние на современное Гильде общество, причём не только на бриттов в самой Британии и Бретани, но и на ирландцев: около 600 года святой Колумбан в послании к папе Григорию Великому ссылался на Гильду, как на авторитет по вопросам церковной дисциплины. До нас также дошли отрывки из посланий Гильды, содержавшиеся в корпусе ирландского канонического права; они посвящены вопросам монашеской дисциплины. Кроме того, Гильде приписывается «Пенитенциалий», где установлены правила покаяния, в основном также для монашествующих. «Лорика» — молитва-оберег, сочинение которой приписывается Гильде, на деле является позднейшим ирландским произведением. Скорее всего, на момент написания «О погибели Британии» Гильда являлся диаконом; в написанном около 800 года ирландском мартирологе — «Календаре Энгуса», он вспоминается как епископ, однако где именно могла находиться его епархия, неясно. Согласно валлийской традиции, Гильда был женатым человеком, и его сыновья Гвиннок и Нуитон признаны в Уэльсе местночтимыми святыми. Кроме того, в генеалогиях упоминаются и его внуки (Увели и Фили), также святые.

Сохранились три жития Гильды, составленных в Бретани и Уэльсе. Все они созданы не ранее XI—XII веках и их достоверность вызывает сомнение. По сведениям этих житий, Гильда был сыном пиктского князя по имени Кау, получил образование на юге Уэльса, в школе святого Ильтуда, впоследствии проповедовал в Шотландии и Ирландии, где боролся с различными ересями и язычеством, совершил паломничество в Рим и Равенну. Согласно Первому, бретонскому житию, Гильда осел в Бретани, где основал аббатство  l'Abbaye de Saint-Gildas de Rhuys. Согласно второму, Гильда скончался в Гластонбери на юге Великобритании, где и был погребён.

ГИЛЬДА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТРАДИЦИИ УЭЛЬСА, БРЕТАНИ, ИРЛАНДИИ И АНГЛИИ

Попытка собрать средневековые свидетельства о Гильде была предпринята Моммзеном в его издании Гильды 5. Моммзен как дословно приводил цитаты, так и отмечал, что у данного писателя упоминается в таком-то контексте Гильда. Таким образом, в его подборку вошли свидетельства святого Колумбана, Ненния (упомянут), Беды, Алкуина, бретонских церковных писателей Урдистена и Урмонок, отрывок из жития святого Тейло, из сочинений Гальфрида Монмутского (цитата, разбор его данных о Гильде), Уильяма Ньюбургского, Радульфа из Дицето, Гиральда Камбрийского. Кроме того, в издании Моммзена приводятся полностью два жития Гильды 6.

Настоящая подборка средневековых свидетельств о Гильде ни в коей мере не претендует на полноту. Сюда включены в первую очередь самые ранние упоминания о Гильде (у святого Колумбана, Беды, Алкуина); бретонское (Первое) и валлийское (Второе) жития Гильды, краткое содержание неопубликованного Третьего жития, а также параллельные места к ним из житий других бриттских (валлийских и бретонских) святых.

Сюда не включены упоминания о Гильде у Ненния и Гальфрида Монмутского, поскольку перевод этих памятников на русский язык уже имеется 7. Необходимо учитывать, что значительное число ссылок на Гильду у Гальфрида является мнимыми, в чем читатель сам сможет убедиться, сравнив подлинный текст Гильды с произведением Гальфрида.

Материал расположен по времени составления — от более древнего к более новому. По этому критерию жития Гильды, возможно, следовало бы поместить после других валлийских житий, но предложенный порядок изложения представляется нам более логичным и удобным для восприятия.

1. СВЯТОЙ КОЛУМБАН

ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ

Послания святого Колумбана содержат наиболее раннее из дошедших до нас упоминаний о Гильде.

Святой Колумбан (ок. 543-615) 8 был видным деятелем ирландской и европейской церкви, основателем ряда монастырей на территории франкских королевств и на севере Италии. До нас дошло несколько его посланий на латинском языке, адресованных различным римским папам (в том числе Григорию Великому), и другим клирикам 9.

Основной темой переписки Колумбана являются его взаимоотношения с меровингскими клириками и проблема только что возникшего тогда конфликта между церквами бриттского происхождения — ирландской, валлийской, бретонской, отчасти англосаксонской — и континентальной церковью по поводу даты празднования Пасхи и другим вопросам церковного обихода.

Два упоминания о Гильде содержатся в Первом послании святого Колумбана, адресованном папе Римскому Григорию Великому. В послании Колумбан затрагивает ряд вопросов, относящихся к нормам церковной жизни: проблему даты празднования Пасхи, вопрос о епископах, впавших в грех симонии (поставления священнослужителей за деньги), и вопрос о монахах, оставляющих монастыри самовольно. По двум последним вопросам Колумбан счел нужным сослаться на авторитет Гильды.

Ранние рукописи посланий Колумбана до нас не дошли. Что касается Первого послания, то оно известно по двум источникам. Первый — это копия, сделанная в XVII веке Й. Метцлером со старинной рукописи, хранившейся в основанном Колумбаном монастыре Боббио (MS St Gall 1346). Она обозначена в издании Уокера как М. Второй источник — это первое издание посланий Колумбана, осуществленное П. Флемингом в 1667 году. Флеминг пользовался также каким-то старинным манускриптом из Боббио, содержавшим пять посланий Колумбана. Был ли это тот же манускрипт, каким пользовался Метцлер, и если это были две разные рукописи, то в каком отношении они находились друг к другу — неизвестно 10. Первое послание имело особую судьбу: в рукописи, которую взял за основу для издания Флеминг, текст первого послания был в очень плохом состоянии, и он сам не смог его переписать. Уже после кончины Флеминга Первое послание было добавлено в «Collectanea Sacra» его сотрудником Т. Шеерином, однако остается неясным, смогли Шеерин разобрать нечитаемую рукопись или копию с нее Флеминга, или воспользовался другим источником 11. В издании Уокера публикация Шеерина обозначена буквой S.

Перевод сделан по изданию: Sancti Columbani opera. Ed. by G. S. M. Walker. Dublin, 1970 (Scriptores Latini Hiberniae, Vol. II). P. 8-9.


[...] 6. Кроме того, спрашиваю, как ты рассудишь о тех епископах, которые поставляются против церковных правил, то есть ради прибыли; ведь и Гильда писатель (Gildas auctor) 12 писал, что они симониты и зараза. Неужели следует быть в общении с такими? [...]

7. Третий вопрос у меня такой: ответь, прошу, если тебя не затруднит, что нужно делать с теми монахами, которые ради созерцания Бога и воспламененные жаждой совершенствования жизни, идя противу обета, оставляют места первого своего обращения и, вопреки желаниям аббатов, побуждаемые монашеской горячкой, или ослабевают, или бегут в пустыни. Финниан писатель (Vennianus auctor) 13 спросил о таковых Гильду (Gildam) 14, и тот изящнейшим образом отписал (elegantissime ille rescripsit); однако от желания учиться постоянно возрастает беспокойство.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

Оставьте комментарий!