google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Иаков Алфеев апостол от 12-ти | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Иаков Алфеев апостол от 12-ти

Октябрь 21st 2010 -

Преовраженский храм Покровского монастыря, Франция. Monastère Orthodoxe Notre Dame de Toute  Иконописец: Ярослав Добрынин

Святой Иаков Алфеев апостол от 12-ти

греческое ᾿Ιάκωβος τοῦ ῾Αλφαίου, апостол от 12

Память 9 октября и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая
В традиции, отождествляющей его с Иаковом, братом Господним, называется Иаковом Младшим (Minor).
В Новом Завете упоминается во всех списках 12 апостолов, причем всегда на 9-м месте (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 15; Деян 1. 13). Свт. Кирилл Александрийский называет родиной Иакова Алфеева Капернаум. Судя по тому, что в Мк 2. 14 Матфей мытарь называется Левием Алфеевым, можно предположить, что он был братом Иакова Алфеева, а поскольку о призвании Иакова Алфеева в Евангелиях ничего не сообщается, то вполне вероятно, что к Иисусу Христу его привел Матфей. Деян 1. 13 сообщают об участии Иакова Алфеева вместе с другими апостолами в праздновании Пятидесятницы.

Уже с самого раннего времени в церковной письменности делаются попытки отождествить Иакова Алфеева с другими апостолами, носящими имя Иаков. Так, свт. Иоанн Златоуст считал Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева одним лицом. отождествляли c Фаддеем и Левием; может быть, именно поэтому Феодорит Кирский называл Иакова Алфеева мытарем. Однако наиболее частым, а для западной традиции (за исключением блж. Иеронима) общепринятым стало отождествление Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, к-рый хотя и не упоминался в списках апостолов Нового Завета, но играл важную роль в апостольской общине. На Востоке, вопреки Р. Плотино, это мнение разделяли немногие: вероятно, впервые оно встречается в «Очерках» Климента Александрийского, который говорит лишь о 2 Иаковах: Праведном и другом, усеченном мечом. Большинство греч. церковных писателей, упоминавших Иакова Алфеева, умалчивали о его тождестве с другими одноименными апостолами. Предположение Плотино и о первоначальном тождестве Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, и об их разделении только с III в. выглядит совершенно безосновательным.
Сведения о дальнейшей судьбеИакова Алфеева в церковной письменности крайне скудны. Греч. анонимное Мученичество Иакова Алфеева остается неизданным, но, судя по его размеру — в рукописях (2 листа), — оно содержит самые краткие сведения об апостоле. Никита Давид Пафлагон в своем энкомии Иакова Алфеева; опубликовано в сообщает о его проповеди и столкновениях с язычниками в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире и смерти на кресте в египетском Острацине.

  Апостол Иаков Алфеев  Мастерская "Byzantica" для Св.-Покровского храма с.Бритовка Одесской обл. Авторы эскизов: Кавешикова З.А, ОгородникМ.А. Исполнители: Огородник М.А, Кавешикова З.А.,Амет-Уста З.А.

Иакова Алфеева, из-за смешения с другими Иаковами и Левием Фаддеем, в апостольских списках агиографов либо не встречается вовсе, либо занимает место даже ниже евангельского девятого: с десятого до четырнадцатого (исключение — восьмое в греч. списке Псевдо-Симеона Логофета). Также имя Иакова Алфеева упоминается и в других апокрифических произведениях, перечисляющих апостолов. Ввиду скудости прочего агиографического материала сведения об Иакова Алфеева, содержащиеся в апостольских списках, крайне важны. Они сводятся в основном к следующему: он происходит из колена Манассии. Согласно спискам т. н. «2-го сирийского типа» и «византийского типа» Иаков Алфеев принимает смерть в Мармарике (Псевдо-Симеон Логофет уточняет: побит камнями иудеями). Полностью отличные от этой традиции сведения сообщают 2 списка т. н. «1-го сирийского типа». Иаков Алфеев проповедовал в Вост. Сирии: Пальмире (Тадморе), Каллинике (Ракке), Киркесии, Маскане и был убит и погребен в Батнане (греч. Батны, ныне Суруч, Турция), где построил храм и основал апостольскую кафедру. По мнению М. ван Эсбрука (Van Esbroeck. 1983), это предание порождено желанием доказать независимость Церкви Саруга. Арм. список BHO, N 87, равно как и визант. списки, начиная с самых ранних (Turner. 1914), отождествляет И. А. с Иаковом, братом Господним, а BHO, N 91 называет девственником. В греческих списках из кодексов Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 братом И. А. называется Иуда. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. А. в Кесарии и Мармарике. Списки из кодексов Vat. gr. 1967 и 2156 дают не подтверждаемые другими источниками сведения об И. А.: его отца звали Андроном, а мать — Евтихией; он происходил из Иераполя, был камнерезом и умер с перебитыми голенями. В списке из Комментариев на Евангелие от Луки (в катенах) свт. Кирилла Александрийского имя И. А. переводится как «сила хождения жизни», а в двух лат. — как «усиливающий учение» или «обходящий учение» (Capelle. 1926).

В Западной Церкви память И. А. (отождествляемого с Иаковом, ап. от 70, сщмч.) совместно с ап. Филиппом отмечалась 1 мая (день освящения базилики в честь 12 апостолов на пл. Венеции в Риме). В 1956 г. римский папа Пий XII перенес день памяти  Иакова Алфеева на 11 мая.

Глава  Иакова Алфеева хранится в соборе ап. Марка в Венеции, частица мощей — в базилике свт. Николая Чудотворца в Бари. В ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве хранилась икона, в к-рую была вставлена лобовая кость  Иакова Алфеева. Икона поступила в храм в 1857 г. от нежинского грека К. А. Буба по благословению свт. Филарета, митр. Московского.

Иконография

В греческой Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (1-я пол. XVIII в.) описание облика  Иакова Алфеева («молод, с остроконечною бородою») дано в числе апостолов от 70 с пояснением: «Он из числа двенадцати апостолов». В русской иконописных подлинниках (XVIII в.) сводной редакции  Иакова Алфеева указано изображать под 30 июня в Соборе 12 апостолов напротив ап. Андрея: «...рус, брада Козмина (св. Космы Бессребреника. — Ред.), риза багор с белилом, испод лазорь» и в день памяти святого под 9 окт., причем уподобления облика святого разнятся: «...брада менши Василиевы Кесарийского, риза вохра с белилом, испод лазорь», «...подобием рус, брада проста, доле Матфея евангелиста, риза апостольская вохра с белил, испод лазорь».

И. с раннехрист. времени изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики  Иакова Алфеева могли меняться. Это мог быть средовек с короткой темной бородой (в мозаичном медальоне на своде Оратория архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519 гг.) или безбородый юноша (в мозаиках разрушенных церквей Сант-Агата ин Субурра в Риме, 2-я пол. V в., и Сан-Приско в Капуе, V-VI вв.). В разные периоды варьировались и атрибуты святого: с венцом мученика в руках  Иаков Алфеев представлен в ряду апостолов в мозаике купола в ц. Сан-Джованни ин Фонте в Равенне (сер. V в.). Изображение  Иакова Алфеева входит в состав апостольского чина, украшающего алтарную преграду (темплон) на мраморной панели, происходящей из Фессалоники (2-я пол. X в., Византийский музей, Афины), апостол представлен в рост (с подписью: «ΙΑΚΩΒΟΣ ΤΟΥ ΑΛΘΑΙΟΥ») рядом с апостолами Филиппом и Лукой. Фигуры сделаны в технике углубленного (или плоского) рельефа, некогда были заполнены стеклянной пастой, видимо синего или голубого цвета (фрагментарно сохр. на одеждах ап. Луки). Др. пример изображения  Иакова Алфеева среди 12 апостолов — икона «Собор святых апостолов» 1-й четв. XIV в. (ГМИИ), где  Иаков Алфеев представлен среди молодых апостолов во 2-м ряду справа, в синем хитоне и темном гиматии, с короткими темными волосами и бородкой, чуть склонившим голову и устремившим на молящегося прямой взгляд.

Примеры единоличного изображения  Иакова Алфеева в рост встречаются в минейных циклах под 9 окт., напр. на миниатюрах рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 257v. К-поль, 3-я четв. XI в.), Синаксаря Захарии Валашкертского (Кекел. А648, 1-я четв. XI в., без пагинации).

Сцена мучения  Иакова Алфеева есть в Минологии имп. Василия II, где изображено, как его забивают камнями (Vat. gr. 1613. P. 102. К-поль, 976-1025 гг.). Вероятно, к этой схеме восходят композиции, известные по минейным циклам в росписях средневек. храмов Балкан. Во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317—1318), на зап. склоне арки сев. стены под 9 окт. располагается сцена, где поверженного  Иакова Алфеева избивают 2 человека. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), в нижнем ярусе на сев. стороне юго-вост. столпа др. сцена: лежащего полуобнаженного И. бьют 2 стоящих по краям ложа мужчины (надпись: «стии апсл иаков алфеев волоуими жилами биен бив»). В росписи кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1547) в сцене мучения Иакова Алфеева пронзают стрелами. В росписях ц. св. Апостолов в Пече (1561) в центральной травее находится распятие  Иакова Алфеева на кресте: апостол с повязкой на чреслах, в его ноги палач вколачивает гвоздь.

В памятниках изобразительного искусства сохранились сцены гибели  Иакова Алфеева, отличающиеся от визант. минологиев и, возможно, связанные с влиянием истории ап. Иакова, брата Господня. Согласно этой версии, И. А. был сброшен с крыши храма. Такое изображение сохранилось на миниатюрах Штутгартского Пассионала (Stuttg. Cod. bibl. 56-58, ок. 1130, см.: Boeckler A. Das Stuttgarter Passionale. Augsburg, 1923. Add. 30). В мозаиках Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) среди циклов апостольских мучений представлено, как некий иудей сталкивает И. А. с крыши здания, имеющего форму октагона с куполом на колоннах, 2-й раз И. А. представлен лежащим у подножия.

Изображения  Иакова Алфеева в памятниках зап. искусства даже в рамках византийского влияния сближают его с ап. Иаковом, братом Господним.  Иаков Алфеев представлен стоящим в облачении епископа (в полиставрии, с омофором и с книгой). Подобным же образом, как епископ с омофором и с Евангелием, рядом с Петром и Павлом, И. А. представлен на фресках в крипте Сан-Лоренцо в Фазано (XI-XII вв.). В зап. иконографии Иаков. всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее — с атрибутами мученичества.

В Древней Руси центром особого почитания Иакова Алфеева был Великий Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой, как, напр., на иконе «Рождество Богоматери» в качестве поясного образа в медальоне на поле с подписью (кон. XIV — нач. XV в., ГТГ). Образ Иакова Алфеева присутствует в новгородских рукописях Хроники Космы Индикоплова в составе композиции со святыми в медальонах по сторонам Креста Господня (известны неск. экземпляров, созданных в 1-й пол. XVI в.: рукопись 1539 г. из собрания кн. Оболенского, входившая в августовский том Великих Миней по Софийскому списку; из библитотеки свящ. Сильвестра, духовника царя Иоанна Грозного, вложенная в 1552 г. в Соловецкий монастырь, и из библитотеки Софийского собора в Великом Новгороде.  Иаков Алфеев изображен в медальоне по пояс (с подписью: «оагиос иаковъ алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со свт. Сильвестром, папой Римским.  Иаков Алфеев зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его — омофор, на покровенной левой руке — книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией ап. Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Великом Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине ул. в 1615 г., согласно росписи новгородских мон-рей и церквей, существовал придел во имя ап. Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона.

В русском искусстве позднего средневековья образ Иакова Алфеева встречается на иконах из деисусного чина (нач. XVII в., Национальный музей, Стокгольм); как небесный покровитель заказчика представлен на иконе «Богоматерь Печерская, со св. Евфимией, Иаковом Алфеевым, прп. Мартином и Иоанном воином» (XVII в., частное собрание).

Оставьте комментарий!