google-site-verification: google21d08411ff346180.html Житие святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Житие святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария

Февраль 15th 2016 -

Итак, эта благочестивая женщина по имени Фридеборг 51 проводила дни жизни своей вплоть до старости в добродетельной жизни и похвальной твердости веры. И когда она уже решила, что приблизился день ее смерти, в Свеонии после отъезда Гаутберта не было ни одного священника. Она же желала причаститься и, услыхав, что в их краях были путевые запасы христиан, велела купить из них и отлить в небольшой сосуд вина и наказала своей дочери, также весьма благочестивой, чтобы, когда настанет ее последний час, та — поскольку тогда не будет возможности причаститься — накапала бы ей в рот этого вина, дабы хоть так препоручить мать милосердию Божьему. Итак, это вино хранилось у нее почти три года, но случилось так, что туда приехал упоминавшийся священник Ардгарий. Когда он находился в тех краях, она, покуда были силы, проявляла свое благочестие, часто посещая его святые мессы и учительные проповеди. Между тем ее охватила слабость, и она стала терять силы. И вот, беспокоясь о своей смерти, она велела призвать к себе упоминавшегося пресвитера и, приняв из его рук желаемое вино, счастливо отошла к Господу

Она всегда раздавала милостыню, ибо в земной своей жизни была богата добром, и поэтому поручила упоминавшейся дочери своей по имени Катла 52, чтобы та после ухода матери из этого мира все, что у нее было, раздала бедным. Она сказала: «Поскольку здесь недостаточно бедных, после моей смерти, когда тебе представится первая возможность, продай все, что не раздашь здесь, возьми с собой серебро и иди в Дорестад 53. Там много церквей, священников и клириков, там множество нуждающихся; придя туда, найди там верующих, которые научат тебя, каким образом распорядиться деньгами, и для исцеления души моей раздай все».

Итак, после смерти матери дочь охотно исполнила то, что она повелела. Отправившись в путь, дочь прибыла в Дорестад, где спросила благочестивых женщин, которые обходили вместе с ней святые места, и те научили ее, что и кому следует раздать.

И когда в один из дней они обходили святые места, раздавая серебро, и половина уже была роздана, она сказала своим спутницам: «Мы уже утомились, будет лучше, если мы купим вина, чтобы восстановить силы, и тогда доведем до конца начатое». И вот, потратив на это четыре денария, они восстановили силы и окончили начатое.

Когда они закончили, она вернулась в свой госпиций54 и положила мешок, в котором было серебро, в какое-то пустое место. Но даром щедрости небесной, снова придя в это место, она обнаружила его полным, как был раньше. Приведенная в изумление подобным чудом, она призвала к себе благочестивых женщин, которые перед тем ходили с ней, и показала, что с ней произошло. В их присутствии она пересчитала содержимое мешка и обнаружила, что в нем было столько же денег, сколько она привезла, за вычетом четырех денариев.

Итак, по совету своих спутниц, она отправилась к наиболее уважаемым, как казалось, священникам и рассказала им о случившемся. Они же восхвалили благодать Божью за такое Его благодеяние и объяснили, что Господь вернул ей деньги за ее труд и благое намерение. Они сказали: «Поскольку ты послушалась своей матери и сохранила нерушимую верность ей, взяв на себя труд совершить такой путь и охотно раздав ее милостыню, Господь, дарующий всяческое благо, в награду и в помощь нужде твоей дал тебе сие. Ибо Он всемогущ и, имея все, не нуждается ни в чем 55. И все, что во имя Его раздается на нужды бедных и рабов Его верующими в Него, возместит Он в царствии небесном. А дабы ты никоим образом не сомневалась, что это так, и дабы не раскаялась в том, что раздала имущество, Господь удостоил тебя, подтвердив это чудом. По этому знаку твердо уверься, что мать твоя спасена Господом. Наставленная чудом сим, не бойся раздавать свое добро во имя Христа, зная, что Господь воздаст тебе это на небесах. Итак, сие есть дар тебе от Бога, и, как хочешь, так по своему решению и распорядись этим. А то, что ты потратила на себя, Он не пожелал тебе вернуть, ибо в милости своей Он возвращает только то, что было роздано во имя любви к Нему нищим Его».

Итак, после смерти вышеупоминавшегося мужа Херигария священник Ардгарий из любви к уединенной жизни, [46] которую он вел раньше, уехал из тех краев и возвратился в место свое. Таким образом, находящиеся там христиане снова лишились священнослужителя. Это было ясным свидетельством того, что упомянутый отшельник Ардгарий отправился в Свеонию для укрепления веры мужа Херигария и упоминавшейся женщины, дабы при смерти их он препоручил их души божественному милосердию и, как они благочестиво желали, дал им в последний раз причаститься святых таинств.

25. А между тем господин и отец наш Ансгарий, весьма сострадая племени свеонов из-за того, что они в то время были лишены присутствия епископа, стал просить упомянутого короля Эрика56, который был ему очень дружествен, чтобы тот помог ему посетить пределы тамошнего королевства. Эрик принял эту его просьбу весьма благосклонно, пообещав так во всем и поступить57.

Итак, наш господин епископ стал обсуждать это с самим епископом Гаутбертом58, говоря, что необходимо снова проверить, не позволит ли случайно этот народ, волею небесной переубежденный, находиться среди себя священникам, дабы вера Христова, начало которой в тех краях уже было положено, не погибла бы каким-либо образом вследствие их пренебрежения. Упомянутый епископ Гаутберт, он же Симон, ответил, что, будучи изгнан оттуда, не дерзнет опять возвратиться в это место и что дело сие совсем не сможет принести пользы, а даже будет более опасным, если свеоны, вспомнив прежнее, снова поднимут из-за него какой-нибудь мятеж. Гаутберт сказал, что ему представляется более правильным, чтобы туда отправился тот, кто первоначально получил это назначение и был там радушно принят. Сам же он пошлет с ним своего племянника, который, если в тех краях предоставится возможность для проповеди, останется там и займет должность священника.

Затем, так между собой об этом договорившись, они явились к всемилостивому королю Людовику и рассказали ему о своем намерении, прося его позволения на то, чтобы так поступить. Людовик спросил, единодушны ли они в этом желании, на что получил такой ответ достопочтенного епископа Гаутберта: «В служении Богу мы всегда были и есть  единодушны, и жаждем поступить так по взаимному согласию». Итак, светлейший король, всегда ревностный в том, что касается Господа, в соответствии с их совместным решением во имя Христа возложил эту миссию на нашего благочестивого пастыря, а со своей стороны, так же, как делал его отец, дал Ансгарию грамоту59 к королю свеонов...

26. Итак, когда он собрался предпринять путешествие60, Ансгарий имел при себе посланца, равно как и повеление уже упоминавшегося короля Эрика. Последний, со своей стороны, велел сообщить королю свеонов по имени Олаф61 следующее: «Раб Божий, который, будучи послан из страны короля Людовика, пересек пределы моего королевства, хорошо мне известен, и я никогда в своей жизни не видел столь прекрасного человека и не разу не встречал у кого-либо из смертных такой веры, как у него. Поэтому, зная его святую добродетель, я позволял ему в моем королевстве делать все, что он хотел на пользу вере христианской, и прошу тебя, чтобы ты точно так же разрешил ему, как он пожелает, установить почитание Христа в своем королевстве, ибо он не хочет совершить ничего иного, кроме того, что будет добром и благом».

Итак, отправившись в намеченный путь, после приблизительно двадцати дней плавания Ансгарий прибыл в Бирку, где Обнаружил короля и множество народу, пребывавшего в плену глубоких заблуждений. Кознями дьявола, заранее знавшего о приезде святого мужа, случилось в это время так, что пришел в Бирку некто и сказал, что он был на собрании богов, которые, как считалось, владели тамошним краем, и послан от них, чтобы сообщить королю и народу следующее:

«Мы62 в течение долгого времени были к вам благосклонны, и вы долгое время с нашей помощью хранили землю, на которой обитаете, в великом изобилии, мире и процветании. Вы отплачивали нам положенными жертвами и обетами, и дары ваши были нам угодны. Ныне же вы лишили нас обычных жертв и реже даете добровольные обеты и, что всего более нас раздражает, стали почитать, кроме нас, другого Бога. Итак, если вы желаете умилостивить нас, верните нам недоданные жертвы и принесите великие обеты, а почитание иного Бога, который наущает вас против нас, не допускайте и службу ему не отправляйте. И коли вы хотите иметь много богов, а нас вам недостаточно, мы единодушно принимаем в наш сонм вашего бывшего короля Эрика63, дабы стал одним из богов».

Pages: 1 2 3 4 5 6

Комментарии закрыты.