Святитель Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский и Нежинский

Май 27th 2013 -

22 января 1919 года рабоче-крестьянское правительство Украины издало декрет об отделении церкви от государства. Развернулась борьба с церковью. В Чернигове была закрыта духовная семинария и училище, прекратилась издательская деятельность епархии. Осенью 1919 года Чернигов оккупировали белогвардейцы, распространивши репрессии против тех, кто поддерживал советскую власть. Были попытки привлечь к военнополитическому противостоянию духовенство. Например, белогвардейцы требовали от епископа Пахомия отслужить молебен в честь «освободителей». Владыка проявил мужество и стойкость перед «освободителями» и категорически отказался от таких религиозно-политических акций. Итак, никакого облегчения для церковной жизни в Чернигове белогвардейская власть не принесла, тем более ей не удалось закрепиться. Через месяц она удирала из Чернигова, в город снова вернулась советская власть.

В августе 1920 года появилось постановление РНК УССР, которое лишало религиозные общины прав юридического лица. Изымались официальные юридические документы, печати и т.п. На руках у Пахомия осталась печать «Черниговской архиепископии», которой он еще некоторое время пользовался. Однако во время судебного преследования в 1922 года его обвинили в намеренном утаивании и использовании этой печати, а, следовательно, в противозаконной деятельности, хотя он доказывал, что печать осталась у него с разрешения ликвидационной комиссии, которая считала ее частной собственностью архиепископа и такой, что не имеет юридической силы. В конце 1920 – в начале 1921 годов большевистская власть развернула массовую антирелигиозную кампанию: репрессии против священнослужителей, осквернение христианских святынь, ограбление церковного имущества. Все эти «меры» затронули и Черниговскую епархию. Черниговский Елецкий монастырь в 1920 году был преобразован в концентрационный лагерь. В начале 1921 года в Чернигове состоялась кощунственная акция – «освидетельствование мощей» святителя Феодосия Угличского, который считался покровителем города.

18 февраля, именно в день празднования памяти святителя, за постановлением губернского съезда советов в кафедральный Спасский собор прибыла комиссия, которая встретила сопротивление со стороны верующих. Была вызвана на помощь милиция или команда красноармейцев. Владыка Пахомий успокаивал толпу, объясняя, что решению власти нужно подчиниться, то есть делал все возможное, лишь бы не было применено оружие и пролита кровь. «Освидетельствование» состоялось, однако выводы комиссии оказались неожиданными для власти. «Вскрытие мощей оказалось крайне неудачным. Тело было целое и затвердело. Настроение масс напряженное», – говорилось в секретной телеграмме из Чернигова начальнику политсекции Правобережной Украины. Пришлось создавать чрезвычайную комиссию из представителей московских и харьковских «ученых». Впрочем, и она не нашла религиозного мошенничества, а подтвердила выводы предшественников: имеет место естественно мумифицированное тело человека. После этой акции Пахомий обратился к местным властям с просьбой возвратить мощи верующим, но напрасно. В конце концов, Политбюро ЦК КП (б) утвердило решение перевезти мощи Феодосия Угличского в Москву. Зимой – весной 1921 года в северных уездах Черниговщины состоялись волнения населения. Местная власть опасалась, что недовольство превратится на антисоветское восстание. В феврале в тюрьму бросили заложников, грозясь казнить их в случае попытки захвата Чернигова повстанцами. Антисоветские настроения в губернии были подавлены. 5 марта 1921 года владыку Пахомия освободили из тюрьмы.

В начале 1922 года московское и харьковское правительства издали декреты об изъятии из церквей и монастырей ценностей с тем, чтобы использовать их для ликвидации голода, который начался в нескольких районах Украины и России. «Изъятия ценностей» началось в марте 1922 года, наименьшее сопротивление наказывалось беспощадно, вплоть до расстрела включительно. Представители местной черниговской власти заставляли владыку Пахомия подписать составленное ими воззвание к населению по поводу изъятия ценностей, но он отказался, мотивируя свой отказ желаниям самому заключить подобный документ. В самом деле, Пахомий обратился к населению с просьбой не оказывать сопротивление комиссиям и правоохранительным органам, а приходским священникам пожертвовать предметы и украшения, которые не используются в богослужении. Несмотря на это, работа комиссий сопровождалась постоянными конфликтами, церковнослужителей арестовывали, из храмов и монастырей часто изымали практически все, а архиерею, наконец, предъявили обвинение в организации в Черниговской епархии сопротивления политике изъятия ценностей.

Так, дело судебного преследования архиепископа Пахомия и еще пятерых священнослужителей Матвея Храмцова, Александра Короткевича, Никифора Воскресенского, Семена Яковенка и Леонида Терлецкого началась 20 октября 1922 года из обыска сотрудниками ЧГОДПУ (Черниговское губернское отделение государственного политического управления) в канцелярии епархиального управления и на квартирах, где жили подозреваемые. Хотя, как свидетельствуют материалы дела, слежка за священнослужителями Чернигова велась, по меньшей мере, с лета 1922 г. В помещении канцелярии епархиального управления (в шкафу, который не замыкался) были найдены прокламации мифического «Юго-Западного областного комитета», что стали основным доводом контрреволюционной деятельности черниговского духовенства во главе с архиепископом Пахомием. Владыка сразу заявил, что «прокламации подброшены в незапирающийся шкаф неизвестными лицами с целью злостной провокации». В поле зрения следствия попала также Евгения Короткевич, дочь священника Александра Короткевича. Она работала в губернском отделе юстиции, и несколько бланков этого учреждения было найдено во время обыска, которое стало поводом обвинения ее в служебном преступлении. Но основной удар был направленный на архиерея.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.