google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Филарет, митрополит Киевский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Филарет, митрополит Киевский

Январь 2nd 2016 -

Митрополит Киевский

18 апреля 1837 г. пожалован саном митрополита Киевского и Галицкого, со званием священно-архимандрита Киево-Печерской Лавры. На Киевской кафедре митрополит Филарет пробыл до самой своей кончины, приняв 13 августа 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия (во честь преподобного Феодосия Печерского).

20 лет продолжалось служение митр. Филарета на Киевской кафедре. За этот период времени с новой силой раскрылись замечательные черты его как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным и сиротам и особенно усердного молитвенника за всех.

В первые годы по вступлении на Киевскую кафедру митрополиту Филарету встретилось много трудностей. Это было время воссоединения униатов. Нежелавшие воссоединения лица старались всячески вредить укреплению православия и различными ложными слухами старались поселить среди народа недоверие к духовенству православных церквей. Во избежание подобных явлений митр. Филарет старался назначать в приходы, где население состояло из католиков и православных, священнослужителей достойных и опытных. Он выступал в защиту духовенства перед лицом гражданской власти, с полным знанием дела изложил создавшееся положение и указал источники распространения ложных доносов на духовенство. В это же время митр. Филарет активно участвовал в обсуждении вопроса о материальном обеспечении сельского духовенства, защищая положение 1842 г., по которому сельское духовенство обеспечивалось землями, домами и единовременным пособием от прихожан.

Значительное место, как и прежде, в деятельности митр. Филарета занимали духовные учебные заведения епархии как с точки зрения воспитания в них достойных пастырей Церкви, так и со стороны материального обеспечения воспитанников.

По ходатайству архипастыря в Киеве было открыто Киево-Софийское духовное училище, в распоряжении которого преосвящ. Филарет передал 3-этажный митрополичий дом и на свои средства содержал 40 учеников этого училища из 110 принятых. Этому училищу он уделял наибольшее внимание из всех учебных заведений епархии. Он интересовался всеми сторонами жизни воспитанников: учебно-воспитательной, материальной, бытовой и культурной. Но интересовался он не как простой наблюдатель, а как активный участник и помощник, оказывая свое содействие во всех необходимых делах. Такие заботы оправдали себя. Из стен училища вышли сотни достойных служителей Церкви, оно подготовило большое количество воспитанников для поступления в Киевскую семинарию, где они показали себя лучшими среди других воспитанников.

По отношению к Киевской духовной семинарии заботы митр. Филарета состояли главным образом в обеспечении религиозно-нравственного воспитания будущих служителей Церкви и усовершенствовании учебного процесса. Он передал семинарии свою личную библиотеку и распорядился о передаче ей же библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нем значительно увеличилось число воспитанников семинарии. При вступлении его на епархию из 1213 священников было только 377 окончивших семинарию, а к концу его святительства — 887.

Под непосредственным руководством митр. Филарета было написано инспектором Киевской семинарии архим. Антонием (племянником высокопреосвящ. Филарета) и вышло в свет в 1848 г. учебное пособие для семинарии по догматическому богословию.

Этот труд получил всеобщую положительную оценку.

Чтобы лучше следить за состоянием всех духовных учебных заведений, митр. Филарет требовал предоставления ему еженедельно подробного отчета о положении дел в каждом учебном заведении. Эти отчеты должны были лично представлять сами руководители учебных заведений одновременно все. При этом путем обмена мнениями избиралось лучшее из практики одних руководителей и предлагалось другим для руководства.

Что касается Киевской духовной академии, протектором которой был митр. Филарет, то можно сказать, что двадцатилетний период его протекторства был периодом особенного процветания ее в деле науки и духовно-нравственного развития. В этот период она привлекала в свои стены представителей других стран и даже иных вероисповеданий. По окончании академии они покидали нашу страну с чувством глубокой благодарности ко всем воспитателям и особенно к великому архипастырю, окружавшему их своей заботой и вниманием.

Особенное внимание митр. Филарет обращал на преподавательский состав академии, на характер и содержание лекций. На ректорскую и другие руководящие должности он старался назначать людей, хорошо знавших особенности и привычки местного края. Достойную смену преподавателям он стремился подготовить из числа воспитанников самой академии.

Высокопреосвящ. Филарет был известен всей стране как деятельный покровитель развития просвещения. Это обращало на него внимание многих учебных заведений России, которые считали за большую честь быть под его покровительством. Благодаря этому, он был почетным членом Академии Наук, Московского общества истории и древностей, четырех духовных академий (Киевской, С. -Петербургской, Московской и Казанской), а также трех университетов (Киевского, Московского и Казанского). Он был не просто формально почетным членом, но и активно интересовался и участвовал, в частности, в жизни Киевского университета. И другие светские и военные учебные заведения Киева не оставались без его внимания.

Не менее важным предметом забот митр. Филарета было благоустройство и благосостояние Киево-Печерской Лавры, которая стала излюбленным местом его пребывания с первых же дней приезда в Киев. Поселившись в Лавре, митр. Филарет занялся устройством внутренней жизни лаврской обители по правилам монашеского жития, установленного основателями Лавры — преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Он запретил отвлекать братию монастыря на полевые работы, строго следил за нравственным состоянием братии, постоянно наставляя ее (братию) своими добрыми и мудрыми поучениями. Вскоре и братия стала относиться к своему архипастырю с благоговейным почитанием и любовию. Современники говорили о нем: «Мы знали его, как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников».

Схима

Пример, достойный подражания, представляла личная святоподвижническая жизнь митр. Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший на себя подвиг схимонашества 13 августа 1841 г. При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, высокопреосвящ. Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосьевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вел себя, как самый простой инок. На его средства в этой пустыни была устроена каменная церковь. Отличительными чертами личности митр. Филарета было его глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так продолжалось всю жизнь. Он не делал сбережений, а все, что имел раздавал неимущим, сам оставаясь без копейки. Так было во время посвящения его во епископа, когда он получив назначение на епархию не мог выехать из-за неимения средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. А смирение его было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность, которая заключалась в бесконечной милостыни нищим и помощи всем нуждавшимся. Нищие были постоянными посетителями его дома, так что даже келейники смущались этим перед знатными личностями, посещавшими митрополита, а он только радовался.

По-прежнему большое внимание уделял митр. Филарет и делу строительства, благоустройства и обновления храмов, преодолевая при этом все преграды со стороны лиц, недовольных его деятельностью. Большую помощь в этом деле оказывали благотворители, вносившие значительные суммы на обновление храмов.

Митр. Филарет содействовал устройству вокруг Лавры каменной стены, а также разрешил занять имеющиеся на территории Лавры помещения под гостиницу, странноприимницу и лечебницу. Высокопреосвящ. Филарет активно участвовал в делах Св. Синода, членом которого он был с 1836 г. до освобождения его от этой должности по его просьбе в 1842 г. Этот период был особенно насыщен событиями в делах Высшего Церковного Управления. По указанию Св. Синода он был организатором и главным участником торжества, происходившего в Витебске в 1839 г. по случаю воссоединения униатов.

Митр. Филарет пользовался известностью не только в России, но и за границей. Он вел переписку с патриархами Иерусалимским, Константинопольским, Александрийским и Дамасским.

До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так в подвигах иноческой жизни и переносил эти трудности и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше.

С 1855 г. после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: «Я вижу Господь скоро позовет меня к Себе». Такая уверенность архипастыря не обманула его. 1857 г. он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но не надолго. «Храмина тела моего разрушается», — говорил он. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 г. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал божественную литургию в домовой церкви и причащался св. Христовых Таин. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.

21 декабря 1857 г. в девятом часу вечера высокопреосвящ. митрополит Филарет скончался.

Погребение совершалось 29 декабря согласно его завещанию в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня.

В заключение можно сказать, что святитель Филарет был образ «словом, житием, любовию, духом и чистотою». Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества. Творец Иисусовой молитвы. Постник в строжайшем смысле. Обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы. Удостоился многих благодатных откровений и видений.

Навеки незабвенен его подвиг основания Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни, явившегося рассадником истинных ревнителей отшельничества и старчества.

Никогда не пропускал слушание литургии, а последние три года ежедневно причащался св. Таин.

Строгий к себе во всем и особенно в образе жизни высоко подвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только в исключительных случаях.

Его нищелюбие вошло в пословицу и называли его не иначе, как «Филаретом Милостивым».

Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему общее внимание и глубокое уважение, даже более того — благоговение.

Митр. Филарет был более практик, чем теоретик, был выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Однако и в учено-литературном отношении он остался не без следа в истории Русской Церкви, за что, также как и за покровительство просвещению, был избираем в действительные и почетные члены различных обществ и учреждений. Митр. Филарет состоял членом Императ. Российской академии, Императ. московского общества истории и древностей российских, конференций духовных академий киевской, с. -петербургской и московской и Императ. университетов киевского и казанского. Кроме лекций по догматическому богословию и истолковаиельному чтению Св.Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространнных мнений по вопросам церковным, писем и т.п., не предназначавшихся к печати, от митр. Филарета осталось немало и печатных трудов. Личные черты характера митр. Филарета ясно представляются в его произведениях, особенно же его простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св.Писания.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.