google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Дионисий Грек, епископ Ростовский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Дионисий Грек, епископ Ростовский

Май 20th 2018 -

Память 23 мая/ 5 июня (в Соборах Ростово-Ярославских святых) и преподобных русских Святогорцев

Наиболее полные сведения о Дионисии Греке сохранили древнеруской летописи и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря», составленное в последней четверти XV в. Паисием (Ярославовым). Согласно «Сказанию...», Дионисий Грек был афонским пострижеником (в «Сказании...» не говорится о том, что святитель был греком). Его приезд из Константинополя в Москву совпал с активизацией русско-византийских (в частности, русско-афонских) контактов в конце XIV — нач. XV в. Дионисий Грек был с почестями принят вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским, по распоряжению которого получил келью в московском в честь Богоявления муж. мон-ре.

Ранее 19 мая 1389 г. по просьбе монахов Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря и с согласия вел. кн. Димитрия Иоанновича Дионисий Грек был поставлен настоятелем этой обители.

Уточнить время назначения Дионисия Грека игуменом Спасо-Каменного монастыря (и дату его приезда из Константинополя в Москву) позволяют следующие обстоятельства. В конце XIV в. вел. князь Московский не был ктитором Спасо-Каменного монастыря, обитель перешла под великокняжеский патронат между концом 40-х гг. XV в. и 1455 г., после окончания феодальной войны. Известие о приходе иноков этой обители к вел. кн. Димитрию Иоанновичу, вероятно, либо свидетельствует об отсутствии в Москве митрополита, либо маскирует обращение иноков не к вел. князю, а к главе Церкви, которого автор XV в. не хотел упоминать (т. е. нареченному митр. Митяю (Михаилу) или Пимену). При этом обращение монастырской братии в Москву, а не к епархиальному архиерею было возможно только в случае вдовства Ростовской кафедры либо продолжительного отсутствия епископа на месте. В правление вел. кн. Димитрия Иоанновича подобная ситуация складывалась дважды: после смерти митр. св. Алексия — в 1378—1380 гг. — и после изгания из Ростова еп. св. Иакова — в 1386—1389 гг. Второй вариант находится в противоречии с хронологией Жития прп. Дионисия Глушицкого, родившегося ок. 1362/63 г. и в юном возрасте принявшего от Дионисия Грека постриг в Спасо-Каменном мон-ре (к 1393 прп. Дионисий Глушицкий уже прошел 9-летний искус послушания в обители). Отсутствие архиерея в Ростове между кон. 1378 и сер. 1379 г. подтверждается свидетельством Жития свт. Стефана, еп. Пермского, к-рый (будучи поставлен в иеродиаконы еп. Арсением) для хиротонии во иерея был вынужден поехать в Москву, где его по повелению нареченного митр. Михаила рукоположил Коломенский еп. Герасим . Исходя из этого можно предполагать, что посланцы из Спасо-Каменного монастыря приезжали в Москву в кон. 1378—1379 гг. (возможно, одновременно со свт. Стефаном), а Д. Г. прибыл из К-поля, вероятнее всего, с патриаршими апокрисиариями зимой 1376/77 г. В Спасо-Каменном монастыре Дионисий Грек ввел общежительный устав по образцу афонского («устав Святыя горы»), снабдил обитель иконами и книгами, часть которых, возможно, была получена из Констанинополя или из южнославянских земель. О контактах обители с Балканами в кон. XIV в. свидетельствует запись на последних листах сборника творений свт. Григория Богослова, в к-рой сообщается о привозе ок. 1394 г. этой книги иноком Вассианом (Румянцевым) «от Сербьские земли» в Спасо-Каменный мон-рь, где «держаше старишиньство области преподобный игоумен Дионисии» . В годы настоятельства Дионисия Грека в Спасо-Каменном монастыре в течение долгого времени подвизались и были им пострижены в монашество преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский.

12 июля 1418 г. Дионисий Грек был хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского вместо умершего 5 мая 1416 г. свт. Григория (точная дата хиротонии приведена в Типографской летописи кон. XV в., часть летописи, в к-рой читается данное известие, восходит к московскому своду, летопись не называет святителя греком). В Софийской II и Львовской летописях известие о поставлении Д. Г. в 1418 г. сопровождается повествованием о его нежелании принимать епископский сан («бо желаше пустынное житие и труды»). Несмотря на это, Киевский митр. Фотий и вел. кн. Василий I Димитриевич «поставиша его себе нужею». (По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», хиротония Дионисий Грек во епископа Ростовского и Ярославского совершилась в 6900 (1391/92), но эта дата ошибочна, в ней недописаны цифры десятков и единиц.) Игуменом Спасо-Каменного мон-ря Д. Г. назначил «ученика своего Илариона».

В Ростове новый епископ вместе с местным духовенством отслужил водосвятный молебен, после чего в городе прекратился мор. К Д. Г. в Ростов за благословением приходили ученики: прп. Дионисию Глушицкому святитель дал икону «Пречистыа Богородица со Превечным Младенцем» и церковную утварь; прп. Александр Куштский получил разрешение на основание новой пустыни, а также «вся потребнаа на устроение пустынное». Согласно древнейшим редакциям Жития прп. Дионисия (по определению Г. М. Прохорова, Основной и Минейной, XVI в.), преподобный побывал в Ростове в 6927 (1418/19) г. (Святые подвижники и обители Рус. Севера. С. 117, 154). В Основной редакции под 6928 (1419/20) г. сообщается о получении прп. Дионисием благословения от Д. Г. на освящение ц. во имя Иоанна Крестителя и на создание Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (Там же. С. 110, 112-113). Согласно 1-й редакции Жития прп. Григория Пельшемского (по определению С. А. Семячко, Редакция сборников), Д. Г. упросил прп. Григория стать архимандритом ростовского Спасского на Песках муж. мон-ря.

Смерть Дионисия Грека во всех источниках отнесена к 18 октября, но различаются указания на год. Согласно Типографской летописи, святитель скончался в 6935 (1427) г., при этом сообщается, что он «пас Церковь Божию 7 лет и 5 месяцев»; в таком случае Дионисий Грек преставился в 1425 г., что, по-видимому, является правильной датой. 6933 (1425) год фигурирует в некоторых списках «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря», в частности в сб. РНБ. Соф. № 1457, сер. XVI в. Др. встречающиеся даты (напр., 6903 (1395)) являются результатом описок. Дионисий Грек был погребен в ростовском кафедральном Успенском соборе.

О местном почитании Дионисия Грека в Спасо-Каменном монастыре во 2-й трети XV в. свидетельствует уже цитировавшаяся запись в сборнике творений свт. Григория Богослова. В записи отмечается, что «преподобныи игоумен Дионисии... житиемь преизящен и разоум глоубочаишь имоущь»; «многаго же его ради смиренья и глоубочаишаго разоума и добродетелнаго его ради жития... епископомь поставлен бысть градоу Ростовоу». Имя «священного Дионисия» внесено в Ростовский соборный синодик. Вероятно Дионисий Грек упомянут в синодике Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря: «Помяни Господи… митрополита Фотиа, митрополита Филиппа, митрополита Феодосиа, епископа Дионисиа, архимандрита Феодора, преподобнаго отца нашего Павла».

Комментарии закрыты.