google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Антоний (Смирницкий) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Антоний (Смирницкий)

Январь 1st 2013 -

***

Антоний снисходил к слабостям других, будучи строгим к себе («Недолго сделать человека несчастным»). При назначении на епитимию в монастыре семье наказанного священнослужителя выдавал пособие. О злоупотреблениях в епархии при архиепископе Антонии нет сведений, в его управление Воронежская консистория не получила ни одного замечания от Святейшего Синода; все представления архипастыря уважались и не оставлялись без внимания.

Святитель был удостоен наград: алмазного наперсного креста (1816); орденов Святой Анны II степени (1817), Святой Анны I степени (1831), Святого равноапостольного князя Владимира II степени (1837); алмазного креста на клобук (1837); ордена Святого благоверного князя Александра Невского (1840); алмазных знаков на орден Святого благоверного князя Александра Невского (1846).

Еще при жизни Антония многие почитали его святым.

Антоний был невысокого роста, но представительного вида, в последние годы жизни — даже величественного, приятные черты лица имели печать серьезности; проницательные, живые и ласковые глаза всегда располагали к нему. Нередко на службе и после многие видели его «полузакрытые очи, полные слез», которые «катились по седой длинной бороде». Голос имел ясный, говорил с незначительным малороссийским акцентом, до самой кончины читал и говорил внятно, имел хороший слух и голос. Никто не видел, чтобы Антоний смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой.

В последний год своей жизни, будучи уже больным, Антоний освятил два храма, находящиеся в 200 километрах от Воронежа: в Дивногорском монастыре — во имя Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилом Острогожского уезда — в честь Преображения Господня, действующие в настоящее время. Накануне своей кончины посетил храм и молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 декабря вечером исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 декабря святитель все дела по управлению епархией передал своему викарию — епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа. Продиктовал духовное завещание (известное как «Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве», которое, оставшись без его подписи, не получило статуса формального акта, но по силе своего нравственного воздействия напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана), и подписал последнее письмо на имя государя. 20 декабря в полдень благословил присутствующих и, по окончании чтения отходной, тихо и мирно отошел ко Господу. Панихиды по святителю были отслужены по всей России. 27 декабря после заупокойной Литургии было совершено погребение в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. Над местом погребения была положена чугунная плита: Антоний завещал похоронить себя при самом входе в церковь (вне ее) с западной стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами», без дорогих архиерейских украшений в схимонашеском образе. В 1914 году тщанием архимандрита Александра (Кременецкого) и А.А. Полянского на пожертвования почитателей памяти Антония были устроены над могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид.

Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: «засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия». По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Еще при жизни Антония — «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл Антония не иначе, как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагией Ивановной Серебренниковой.

Жизнеописание святителя Антония. Чудеса по его молитвам.

Первое жизнеописание было составлено по благословению Антония его биографом Н.М. Савостьяновым и издано в 1852 году в Санкт-Петербурге под названием «Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского». Уже в нем Антоний представлен как доблестный иерарх, истинный праведник, осиянный благодатию святости. Позже стали появляться воспоминания о почитаемом иерархе в журналах, альманахах и епархиальных ведомостях. Создание пространного жизнеописания было поручено епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику протоиерею Михаилу Некрасову (впоследствии — епископ Тульский и Белевский Лаврентий).

Вслед за ним вышли жизнеописания Е. Поселянина (в «Душеполезном чтении») и архимандрита Александра (Кременецкого), наместника Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря, с последующими переизданиями. Кроме книг об Антонии, архимандрит Александр собрал наиболее яркие случаи, подтвержденные свидетельскими показаниями, и постоянно публиковал в 1913—1916 годах сообщения в «Воронежских епархиальных ведомостях» о чудесах по молитвам Антония, в которых подвиги и духовные дарования Антония ставили его в один ряд со святителями Митрофаном и Тихоном. П. Никольский в своем исследовании «Антоний II, архиепископ Воронежский, и открытие мощей святителя Тихона» (1911) также сравнивал Антония с великими Воронежскими святителями. Священномученик Серафим (Чичагов) в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» называл Антония «благодатным рабом Божиим», сравнивая его со святителем Московским Филаретом (Дроздовым) и преподобным Антонием Радонежским. А. Кондратов в статье «По святым обителям и богоспасаемым градам» (1897) писал, что «пред преосвященным Антонием преклонялась вся Россия». Большой раздел посвящен Антонию в исследовании архиепископа Сергия (Петрова), впоследствии митрополита Херсонского и Одесского, «История Воронежской епархии» (1961—1968). О даре прозорливости Антония и чудесных вспоможениях рассказывается в книге «Cерафимово послушание. Жизнь и труды Н.А. Мотовилова» (1996).

Имя Антония пользуется почитанием много лет спустя после его праведной кончины. Имеется более 100 письменных свидетельств чудес и знамений милости Божией, явленных по молитвам святителя Антония до 1890 года, более 50 опубликованы. И сегодня память Антония чтится не только в Воронеже, но и по всей России: служатся панихиды, имя его предваряет многие синодики, а в некоторых семьях сохраняются с прошлого века как святыни иконки и молитвы, подаренные или присланные архиепископом Антонием.

Могила архипастыря

Архиепископ Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Антония было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован.

По утверждению митрополита Мануила (Лемешевского) к Поместному Собору 1917—1918 гг. были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония — великого светильника Церкви. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте № 760 на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 года на городское кладбище, после чего была отслужена панихида.

В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Среди перечисленных на надгробии — и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года — года 150-летия кончины святителя Антония — и по настоящее время место захоронения уточняется.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.