Меллит, архиепископ Кентерберийский, святой

Май 6th 2012 -

День памяти 24 апреля/ 7 мая
Первый епископ Лондона и третий архиепископ Кентерберийский, участник «Григорианской миссии» 595 года.

Меллит был отправлен папой римским Григорием I в помощь Августину, первому архиепископу Кентерберийскому в Англию в 601 году. В 604 году Меллит был рукоположён Августином в сан епископа и в том же году он основал собор Святого Павла в Лондоне. Вскоре после этого сыновья эссекского короля Себерта изгнали его из Лондона и он бежал в Галлию, откуда вскоре был вызван назад архиепископом Лаврентием.

Считают, что Меллит был благородного происхождения, хотя история его ранней жизни остаётся неизвестной. Папа Григорий I писал о нём, как об аббате монастыря Святого Андрея в Риме, основанном самим Григорием. К братству монастыря принадлежал и сам Григорий, до избрания папой, и Августин Кентерберийский, перед поездкой в Кент с миссией.

Средневековый летописец Беда описывает Меллита как человека благородного происхождения. Впервые Меллит упоминается в письмах папы Григория, и никаких других сведений о его ранней жизни не имеется. В письмах папа называет его аббат, хотя неясно, являлся ли Меллит аббатом в Риме или получил сан от папы перед путешествием как глава миссии. В регистре же посланных папой писем Меллит записан как «франкский аббат». Похоже, он был родом из Рима, так же как и миссионеры, прибывшие в Кент с Августином.

Путешествие в Англию

В июне 601 года папа Григорий послал Меллита в Кентербери к Августину в ответ на его просьбу о помощи. Августин, первый архиепископ Кентерберийский, нуждался в новых миссионерах для развития и распространения христианства среди англосаксов.

Миссионеры, в их числе и Меллит, привезли в Кент подарки от папы, книги, а также, как пишет испорик Беда, всё, что нужно церкви для работы.

Вместе с письмом Августину миссионеры привезли письмо Этельберту, с призывом последовать примеру Константина Великого и обратить свой народ в христианство. Кроме того, папа призывал Этельберта запретить использование языческих храмов.

Историк Ян Вуд пишет, что путь Меллита можно проследить по письмам папы Григория епископам Вьенны, Арля, Лиона, Тулона, Марселя, Меца, Парижа и Руана с просьбой поддержать Меллита в его миссии. Также Григорий написал франкским королям Хлотарю II, Теодориху II, Теодеберту II и королеве Брунгильде, бабке Теодориха и Теодеберта и их регентше. Вуд считает, что поддержка франкских епископов и правителей стала залогом успешной миссии Меллита. Во время поездки Меллит получал письма от папы с наставлениями об освещении языческих церквей и дальнейшем развитии церкви в Британии. Эти письма внесли кардинальные изменения в развитие миссии и были позже включены в описания Беды «Церковная история народа англов» как «поворотный момент». Историк Маркус считает, что «поворотным моментом» в развитии британской церкви являлось письмо папы Григория Этельберту с призывом крестить свой народ. И хотя традиционно считается, что письма к Этельберту и к Меллиту как бы противоречат друг другу, историк Георг Демацополос пишет, что письмо Этельберту должно было поощрить его веру, а письма Меллиту имели скорее практическое значение.

Епископ Лондона

Точная дата прибытия Меллита в Англию неизвестна, но в 604 году Августин назначил его епископом в столицу Эссекса Лондон. Выбор был вполне логичен, так как Лондон, основанный в эпоху правления римлян, был центром южной торговой сети. Перед своим посвящением Меллит окрестил Себерта, племянника Этельберта и правителя Лондона, который после позволил основать в своей столице новую епархию. Церковь, основанная в Лондоне, была построена Этельбертом, и Беда утверждает, что Этельберт выделил земли для поддержки новой епархии, хотя поздние источники это утверждение опровергают. И хотя по плану папы Григория именно Августин должен был перенести свою епархию в Лондон, вместо себя он назначил Меллита. После смерти Августина в 604 году, пост архиепископа принял Лаврентий, а Меллит остался епископом в Лондоне. Вполне возможно, что король Кента Этельберт не желал расставаться с архиепархией и хотел сохранить превосходство Кента.

Меллит получил подверждение сана епископа в феврале 610 года в Италии от папы Бонифация IV, которому он отвёз письмо нового архиепископа Лаврентия. Историк Хигам считает, что руколожение должно было подтвердить независимость английской церкви от франкской. Бонифаций дал Меллиту с собой два письма, одно для Этельберта и его народа, а другое для Лаврентия, в котором передавал архиепископу решение синода. Письма с решением синода не сохранились, а в 1060-х и 1070-х годах некоторые из них были подделаны. Также известно, что Меллит и Юст поддержали Лаврентия в его обращении к епископам британской церкви с просьбой изменить исчесление церковных праздников на принятое в Риме.

Этельберт и Себерт умерли около 616 и 618 года, что вызвало кризис миссионерства в Британии. Сыновья Себерта не были крещены и изгнали Меллита из Лондона. Беда утверждает, что причиной изгнания послужил отказ Меллита дать сыновьям Себерта попробовать «тела Господня», просвиру. Произошли ли эти события непосредственно друг за другом или прошло какое-то время, неизвестно. Беда описывает оба события в одной главе, но не указывает точных дат. Историк Хайэм считает, что братья изгнанали Меллита, так как не нуждались больше в поддержке кентского королевства. Это вполне возможно, так как после смерти Этельберта бретвальдом стал Рэдвальд, король восточной Англии и нужда в покровительстве Кента отпала.

Меллит сбежал в Кентербери, но наследник Этельберта, Эдбальд оставался язычником и Меллит вместе с Юстом покинули Англию и скрылись в Галлии. После крещения Эдбальда Августин призвал Меллита вернуться в Англию, но как долго Меллит пробыл в Галлии, неизвестно. После прибытия Меллит не стал возвращаться в Лондон, так как правители всё еще оставались язычниками и после его побега в восточной Англии не осталось христианских миссионеров. Следующая попытка обращения восточных англосаксов в христианство произошла лишь после 654 года.

После смерти Лаврентия в 619 году Меллит стал третьим архиепископом Кентерберийским. Как пишут историки, во время своего архиепископства в 623 году Меллит совершил чудо: пожар охватил город и загорелась церковь в Кентербери. Меллит вбежал в огонь, ветер внезапно изменил направление и церковь удалось спасти. Кроме пожара, в эпоху правления Меллита ничего выдающегося не случилось, но Беда приписывает ему трезвый и расчётливый ум, и упоминает, что Меллит страдал подагрой.

Папа Бонифаций поощрял Меллита в его миссии, возможно, в связи с женитьбой Эдвина, короля Нортумбрии на дочери Этельберта Этельбур. Получил ли Меллит паллий от папы, символ архиепископства, остаётся неизвестным.

Меллит умер 24 апреля 624 года и был похоронен в Аббатстве святого Августина в Кентербери в тот же день. После смерти Меллит был причислен к лику святых, его день празднуется 24 апреля. С 1120 года он также почитается в день святого Августина.

Вскоре после норманского завоевания Англии Госцелин написал историю жизни святого Меллита, опираясь на описание Беды и не добавив никаких новых фактов. Сам страдая от подагры, Госцелин призывает страдающих этим недугом молиться святому Меллиту для облегчения боли. Госцелин также пишет, что останки Меллита хранятся вместе с останками Августина и Лаврентия в пресвитерии в Кентербери.

После смерти Лаврентия в 619 году Меллит наследует сан и становится третьим Архиепископом Кентерберийским.

Во время высокого Средневековья его реликвии попали также в Лондонскую церковь св. Павла.
Его могила в Кентербери была обнаружена в 1916 г.

Комментарии закрыты.