google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский и Нежинский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский и Нежинский

Май 27th 2013 -

Память 15/25 мая

Будущий святитель родился под именем Пётр 30 июля 1876 года в многодетной семье священ­ника кладбищенской Благовещенской церкви г.Яранска Вятской губернии Кедрова. Все его бра­тья пойдут по духовному пути, а двое, как и он, станут епископами: Поликарп (владыка Житомир­ский Аверкий) и Михаил (владыка Вроцлавский в Польше).

Был первым черниговским епископом, избранным по традиции Древней Церкви на епархиальном съезде в мае 1917 года. Жизнь Пахомия (Кедрова) крепко и надолго соединилась с Черниговщиной. Здесь было признано его духовное и пастырское достоинство, здесь он был свидетелем и участником бурных событий революции, из Черниговщины началось его восхождения на собственную Голгофу. Управлять епархией ему пришлось в сложный революционный период и первое десятилетие существования советской власти. Когда начались полномасштабные репрессии против церкви и священнослужителей, как истинный «пастырь своего духовного стада», он первым пострадал в 1921 – 1922 годах.

После окончания Яранского духовного учили­ща и Вятской духовной семинарии, в 1896 году Пётр поступил в Казанскую духовную академию .

Постриг в монашество Петра Кедрова, совершил 6 декабря 1898 года ректор Казанской духовной академии епископ Антоний (Храповицкий) с именем Пахомий. В следующем 1899 году Пахомий (Кедров) был рукоположен в иеромонахи.

Во время учёбы случилось не­предвиденное: он случайно обжёг глаз на огне от лампадки и перестал на этот глаз видеть. Но это его не ужесточило и он остался таким же добродуш­ным человеком, как и был, до конца жизни.

В 1900 году Пахомий закончил академию и был недолгое время настоятелем Яранского Анно-Пророчицкого монастыря, затем преподавал в Липецком и Кременецком духовных училищах. В 1905 году иеромонах Пахомий возведён в сан архи­мандрита и направлен на должность настоятеля Дерманского Свято-Троицкого монастыря на Во­лыни с одновременным заведованием церковно­приходской школой.

30 августа 1911 года в Почаевской Лавре архи­мандрит Пахомий рукоположен во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Так как он в основном находился в Чернигове, то ему вменялось заведование Черниговским Елец­ким Свято-Успенским монастырём и поручались владыкой Василием (Богоявленским) различные церковные дела. В сентябре 1916 года была учреж­дена кафедра для второго викария епархии — епи­скопа Стародубского, и Пахомий недолгое время занимал этот пост, так как эта кафедра стала счи­таться первой.

В сентябре 1911 г. в Чернигове состоялось знаменательное событие: город посетил император Николай ІІ. Одним из пунктов высочайшего визита был обзор императорской семьей святынь древнего Чернигова, поклонение мощам святителя Феодосия Угличского. Черниговская местная власть, светская и церковная, тщательно готовилась к встрече высокого гостя. В честь императора подчистили и удалили немалый фолиант из истории Черниговской епархии, отремонтировали и принарядили церковные сооружения. В конце концов, император Николай ІІ остался удовлетворенный поездкой в Чернигов, хотя, как известно, сентябрьские дни 1911 года были омраченные смертельным покушением в Киеве на премьер-министра П.Столипина.

Черниговская епархия в период стремительного развития капитализма между двумя революциями, благодаря деятельности правящего архиерея, отметилась рядом экономических, хозяйственных, социальных, образовательных проектов. Епископ Василий (Богоявленский), будучи человеком властным, хотя, в конце концов, священномученик, настойчиво и твердо реализовывал задуманное, привлекая для этого ресурсы епархии и священнослужителей, из-за чего зажил неоднозначной, как оказалось потом, довольно критической характеристики кое-кого из них. В это время епископ Пахомий оставался в тени правящего владыки. Кроме церковных служб, его обязанностью было поставлять дьяконов, возглавлять временные комиссии, принимать участие в заседании разных епархиальных советов.

От июня 1916 года епископ Василий находился в Петрограде на заседании летней сессии Священного Синода, в октябре того же года он был возведен в сан архиепископа. Обязанности правящего архиерея перешли к епископу Пахомию. В сентябре 1916 г. в Черниговской епархии была основана еще одна викарная кафедра – Стародубская. Ее возглавил епископ Пахомий, сохранив право исполнять обязанности правящего архиерея. Через полгода состоялась революция. Архиепископ Василий (Богоявленский) вернулся из Петрограда в Чернигов 24 марта 1917 г., а через два дня был арестован и вскоре отправлен под арестом назад в Петроград. Там его освободили из-под ареста и отправили «на покой». Со временем он был вовлечен в подготовку Всероссийского церковного собора. В Чернигове же было инициировано расследование деятельности владыки Василия в епархии, однако о результатах ничего неизвестно, а, следовательно, они не имели никаких юридических последствий.

В городе продолжал управлять епархией Пахомий (Кедров). Временное правительство заставило освободить архиерейские кафедры владык, которые выступали ярыми монархистами, и не спешило инициировать назначение новой церковной администрации. Тем временем демократические преобразования затронули также церковную сферу. В некоторых епархиях, в том числе Черниговской, было восстановлено древнюю церковную традицию – выбор верующими духовного архипастыря. В мае 1917 года в Чернигове состоялся епархиальный съезд духовенства и мирян, на котором единогласно избрали епископа Пахомия (Кедрова) действующим владыкой Черниговским и Нежинским. Эти демократические выборы удостоверили уважение к Пахомию и его авторитет в среде духовенства. Со временем свидетель по делу 1922 года, бывший секретарь консистории, а потом учитель в советской школе О.Богословский отметил: «Епископ был единодушно выбран в архиепископа на съезде мирян и духовенства. Это первый случай такого единодушия, такой симпатии, за что получил благословение свыше. Пахомий, владыка с чистой христианской душой – бессребреник, который отдаст последнюю рубашку. Редкий тип архиерея, который не ждет просьбы, а сам предлагает то, что у него есть». Пахомию (Кедрову) исполнилось сорок лет, когда его избрали архипастырем, человек в расцвете физических и моральных сил, с большим доверием черниговской общественности, полностью готов посвятить себя служению Богу, церкви, людям и обществу.

В 1917 году архиепископ Пахомий (Кедров) принимал участие от Черниговской епархии во Всероссийском поместном церковном соборе, где, между прочим, высказывался против избрания патриарха путем жребия. «Окончательное избрание Патриарха из сих кандидатов, по примеру Церквей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской, – отмечал он, – следовало бы предоставить одним епископам, которые и произвели бы это избрание тайной подачей голосов. Что касается предполагаемого избрания Патриарха из трех намеченных Собором лиц посредством жребия, то этот способ в Церквях Восточных при избрании Патриарха не применяется, только в Церкви Александрийской прибегают к сему образу в случае равенства голосов, полученных кандидатами в патриархи при вторичном голосовании всего Собора». Эта реплика свидетельствует о глубоком знании им церковного права и канона, что, кстати, было не очень распространенно среди тогдашнего духовенства. Пахомий и в дальнейшем соблюдал мнение, что все самые важные для церкви вопросы должны решать архиереи. Тем временем параллельно с Всероссийским церковным собором происходил церковный собор в Киеве, который должен был решить ряд важных вопросов канонического и организационного характера Украинской православной церкви. Делегатом на этот собор был избран епископ Пахомий (Кедров), так вот в январе – феврале 1918 года он находился в Киеве. Владыка Пахомий занимал место в президиуме собора. Работа собора усложнялась через наступление красной армии на Украину и захвата большевиками Киева. Особенно гнетущая атмосфера создавалась после убийства Киевского митрополита Владимира (Богоявленского). Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспомнил случай, когда он и Пахомий чуть ли не погибли в те кровавые дни: «Мы с епископом Пахомием Черниговским сидели как-то раз утром в квартире начальницы Епархиального училища, где мы жили, и пили кофе из сушеной моркови. С питанием в то время было плохо, и наш утренний завтрак был голодноватый. Я уселся за письменный стол писать письмо, а владыка Пахомий принялся швырять один за вторым дикие каштаны в печку, приговаривая: бомба, бомба... И вдруг, в самом деле, бомба угодила во фронтон нашего дома. Шрапнельные осколки, пробили стекла в окнах, зажужжали, как пчелы, по всей комнате... Письмо мое, тронутое пулей, скрутилось спиралью... Чудом Божиим мы остались невредимы». Вернувшись в Москву, епископ Пахомий выступил на заседании Всероссийского собора с информацией о церковных событиях в Украине.

В конце апреля 1918 года к власти в Киеве пришел Павел Скоропадский. Гетман, в отличие от предыдущей власти – Украинской Центральной Рады, проявлял интерес к церковным делам. Образовался временный орган церковной власти в Украине – малый Собор епископов, к составу которого принадлежал и Пахомий (Кедров). Консервативная политика гетмана, реставрация в определенной степени дореволюционных порядков усилили антиреволюционные и, конечно, антибольшевистские настроения участников Киевского церковного собора. В частности, было составлено «Послание Всеукраинского Собора», в котором решительно осуждались революционные события, революционные деятели назывались убийцами, ворами, грабителями и т.п. Поскольку в этом послании и других обращениях прозрачно указывалось, прежде всего, на большевиков, то со временем, после окончательного установления советской власти на судебном процессе 1922 года, Пахомию (Кедрову) пришлось отвечать за свои действия во время работы собора. Он делал ударение на том, что не разделял враждебного отношения к большевизму тогдашнего высшего духовенства, а документы подписывал потому, что это должны были делать все тогдашние иерархи. У себя же, в Черниговской епархии, данные воззвания собора он не распространял как не согласный с их содержанием. Гетманская власть относилась к епископу Пахомию с недоверием, инициировав проверку Черниговской епархии. Результаты ревизии Черниговской епархии летом 1918 года нам пока что не известны. В конце того же года гетманская власть в Украине упала. После кратковременного правления правительства Директории установилась власть большевиков.Настал самый кровавый революционный 1919 год.

Pages: 1 2 3

Оставьте комментарий!