google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святая Ольга: от варварства к святости | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святая Ольга: от варварства к святости

Июль 23rd 2016 -

Равноапостольная княгиня Ольга

День празднования: 11/24 июля

Евангельские слова: “Я пришел призвать не праведных, но грешников к покаянию” (Мф. 9:13), явившиеся ответом Христа на порицание фарисеев, упрекавших Его в общении с мытарями и блудницами, находят отклик в каждой эпохе. Более всего чувствуют потребность следовать христианской вере люди жестокосердные и грешные, нежели те, что мнят себя праведниками. Легче находят дорогу, ведущую в вечную жизнь, блудницы, мытари и разбойники, чем духовно независимые и “благочестивые” люди.

Осознание этого факта может привести к пробуждению и трезвенному бдению тех, кто ограничился лишь внешним соблюдением христианских традиций, оставаясь при этом непричастными небесной благодати. Этому пробуждению способствует и внимательное прочтение житий святых. Старец Паисий радостно говорил, что в день своей памяти святые “угощают духовными пирожными”. Он придавал огромное значение изучению житий святых каждого дня. В частности, он учил: “Если можешь, читай каждый день житие святого, память которого сегодня празднуется, чтобы быть связанным со всеми святыми. Чтение жития празднуемого святого, равно как и Синаксаря в целом, очень помогает, поскольку согревает душу и побуждает ее подражать святым. Жития святых способствуют обретению духовного мужество, помогают в скорбях” (Слово о молитве).

Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены

Многие святые, прежде чем решительно обратиться к христианской вере, проявляли жестокость, ненависть, впадали в греховные крайности. Известный пример – Константин Великий, который был замешан винтригах и убийствах, но после принятия крещения духовно преобразился и стал почитаться как святой. Это происходило и с другими святыми, и, таким образом, исполнялись библейские слова: “Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим. 5:20). Иными словами, там, где является бездна греха, благодать Божья перекрывает ее с избытком.

Нечто подобное мы наблюдаем и в житии русской княгини Ольги, удостоившейся называться равноапостольной, как и Константин Великий. В житии святой Ольги, память которой наша церковь чтит 11 июля, мы читаем, что после убийства ее супруга, киевского князи Игоря, она повела себя с невообразимой жестокостью, показательно отомстив не только убийцам, но и всеми народу, к которому они принадлежали. Историк Николай Карамзин, оправдывая Ольгу, проявившую такую жестокость, пишет, что, тогдашняя религия и языческие законы допускали безоговорочную месть, и нам следует судить героев истории, согласно нравам и обычаям эпохи, в которую они жили.

Но впоследствии Ольга обратилась в христианскую веру. Согласно автору жития, она прибыла в Константинополь, где  была с почестями встречена императором Константином VII Багрянородным и, как считается, приняла крещение от патриарха Полиевкта и была наречена Еленой. Возвратившись в Киев, она попыталась обратить в христианство своего сына Святослава (945 – 972), но тот остался ревностным язычником.

Когда сын взял на себя бразды правления, Ольга “некоторое время жила в мире, наслаждаясь любовью сына и народа, равным образом признательных ей”. В этот период она пыталась передать свет Евангелия своим внукам, но не крестила их из-за противоборства отца. Однако один из них, Владимир, после смерти Ольги в 969 году принял крещение, следуя святому примеру свой бабушки, и приказал окреститься в реке Днепр всем жителям своего государства. Так, благодаря дальновидности и молитвам святой равноапостольной Ольги, началась официальная христианизация русского народа.

Протопресвитер Василиос Каллиакмани

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Оставьте комментарий!