Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский

Июль 5th 2013 -

Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский (в миру – Дмитрий Иванович Краснопольский) родился в 1869 году в Воронежской губернии в семье рабочего кирпичного завода. Мать будущего святителя происходила из семьи сельского псаломщика и еще до рождения молилась Царице Небесной о даровании ей сына, который пошел бы по духовному пути.

Был лучшим учеником в сельской школе. Благодаря ходатайству сельского учителя, его определили в духовное училище, где он содержался на средства этого же благодетеля.

Окончил духовное училище, Воронежскую духовную семинарию.
В  1890 женился и был рукоположён в сан диакона.

В 1893 году умерла его супруга, после чего он после чего он избрал монашеский путь и поступил в духовную академию.

На третьем курсе был пострижен в монашество с именем Митрофан.

Киевскую духовную академию в 1898 году со степенью кандидата богословия.

С 1898 года — инспектор Иркутской духовной семинарии.

С 1902 года — архимандрит, ректор Могилёвской духовной семинарии.

С 11 февраля 1907 года — епископ Гомельский, викарий Могилёвской епархии.

В 1907 году архимандрит Митрофан (Краснопольский) в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре был рукоположен во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. Хиротонию совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий).
В городе Гомеле по инициативе епископа Митрофана были организованы миссионерские курсы для уездного духовенства. Сектанты и старообрядцы, ищущие истины, не уклонялись от открытых собеседований с православными. И священниками – слушателями курсов — было проведено несколько таких собеседований. В епархиальном центре – Могилеве — действовало Могилевское церковно-православное братство, председателем которого был епископ Митрофан. Братство распространяло бесплатно книги, брошюры и листки для поучения народа в вере и укрепления в нем добрых навыков христианской нравственности.

В 1907—1912 годах — член III Государственной думы от Могилёвской губернии, был председателем противоалкогольной комиссии, членом комиссий: переселенческой, церковной, по народному образованию. Член фракции правых, выступал с речами в защиту интересов православной церкви, в том числе её роли как первенствующей конфессии.

В 1908 году стал одним из членов-учредителей Русского окраинного общества.[1]
С 3 ноября 1912 года — епископ Минский и Туровский. Духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело». Во время Первой мировой войны часто ездил на фронт для поддержания морального духа солдат, неоднократно попадал под обстрел. Развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных противником, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых бойцов. За эту деятельность в 1916 году был награждён орденом Святого Александра Невского.
В 1916 году святитель становится епископом Астраханским и Царевским.

Астраханский край всегда привлекал массу выходцев из других губерний. Сюда стекались раскольники, хлысты, молокане, штундисты; кроме них, епархию населяли калмыки-идолопоклонники и киргизы-магометане. Все это определяло характер епархии как миссионерский и побуждало духовенство стоять на страже православия.
Сторонник восстановления Патриаршества в Русской Церкви, епископ Митрофан возглавил на Священном Соборе Российской Православной Церкви отдел о Высшем Церковном Управлении, и был основным докладчиком на Соборе по вопросу о Патриаршестве.

28 октября 1917 г. было вынесено решение о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви; это событие стало главным в деяниях Священного Собора.

24 мая 1918г. по благословению Патриарха Тихона совершил прославление святителя

Иосифа, убиенного митрополита Астраханского. По окончании первой сессии Св. Собора епископ Митрофоан возвратился в Астрахань. С этого дня начались его непрерывные служения.

В январе 1918 г. в Астрахани началась братоубийственная война. Кремль, в черте которого находился кафедральный собор и Архиерейский дом, был занят солдатами, воевавшими на стороне советской власти, и обстреливался белоказаками.

Осенью 1918 г. власти потребовали от архиепископа Митрофана освободить Архиерейский дом и собор в Астраханском Кремле.

19 января 1919 г. в Астрахань прибыл Киров, после чего были проведены расстрелы духовенства и старост храмов. Архиепископ Митрофан несмотря на угрозы 7 апреля, в праздник Благовещения совершил в Благовещенском монастыре литургию и в проповеди помянул «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей», а после литургии отслужил панихиды по убиенным.
В Астрахани, в канун Троицына дня 1919 года, после всенощной, в 1 час ночи он был арестован.

Вместе с архиепископом Митрофаном был арестован и епископ Леонтий. Их обвинили в руководстве белогвардейским заговором; арест же десятков людей, обвиненных в том, что они являются участниками этого заговора, был произведен на месяц позже. Пастыри и прихожане нескольких астраханских церквей ходатайствовали об их освобождении, зная их полную невиновность. Находящемуся в узах святителю миряне каждый день носили пищу. В следственном деле не содержится ни протоколов допросов архиепископа Митрофана, ни предъявленного ему обвинения, только на арестном листе против имени архиепископа Митрофана написано: «Расстрелян».
Расстрелян в Астрахани в 1919 году в день Владимирской иконы Божией Матери. В 3 часа ночи комендантом ЧК был грубо вытащен в одном белье из камеры. В закоулке их уже ждали трое солдат с винтовками. Владыка Митрофан их благословил двумя руками, за что комендант ударил его рукояткой револьвера по правой руке и, схватив его за бороду, рванул его голову вниз и в таком положении выстрелил из револьвера в левый висок.

Верующие смогли забрать тела убитых архиереев и совершить погребение. На месте захоронения был поставлен кирпичный памятник, который в 1930 году был разрушен. В Астраханской епархии существовало почитание погибших. После войны прошел слух о перезахоронении  архиепископа   Митрофана  и епископа Леонтия на городское кладбище, где верующие поставили деревянный крест. Местные власти регулярно его уничтожали, но он вновь появлялся на этом месте.

26-27 декабря 2001 года в Москве состоялось заседание Священного синода Русской Православной Церкви, на котором было решено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священномученика  Митрофана  (Краснопольского). 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани состоялось его торжественное прославление.

Комментарии закрыты.