google-site-verification: google21d08411ff346180.html Священномученик Макарий (Кармазин), епископ Екатеринославский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Священномученик Макарий (Кармазин), епископ Екатеринославский

Декабрь 2nd 2012 -

 Священномученик Макарий (Кармазин), епископ Екатеринославский

Священномученик Макарий (в миру Григорий Яковлевич Кармазин) родился 1 октября 1875 года в местечке Меджибаж Винницкого уезда Подольской губернии в семье землемера.

По окончании Подольской духовной семинарии 23 августа 1893 года Григорий Кармазин был рукоположен во иерея к церкви села Витковец Каменецкого уезда Подольской губернии, где прослужил семь лет, а 21 апреля 1900 года был переведен в село Бандышевка Ямпольского уезда той же губернии.

В 1902 году стал военным священником 8-го запасного кавалерийского полка, с 4 мая 1912 года числился священником 152-го пехотного Владикавказского полка. 2 марта 1915 года, во время Первой мировой войны, был контужен, через несколько месяцев (21 июля) ранен и вторично контужен, в связи с чем эвакуирован в госпиталь. По излечении, 8 сентября того же года, вернулся в полк. За пастырские труды и личное мужество священник Григорий Кармазин был возведен в сан протоиерея и получил назначение в 729-й пехотный Новоуфимский полк. В качестве военного священника он служил в Брест-Литовске, Галиции, Риге и других местах.

С 1918 по 1922 год – служил приходским священником в Киевской епархии.

В 1922 году, приняв монашество с именем Макарий, был хиротонисан экзархом Украины Митрополитом Михаилом (Ермаковым) во Епископа Уманского, викария Киевской епархии.

Для Православной Церкви наступили чрезвычайно тяжелые времена. С одной стороны — открытое гонение новой власти с ее богоборческой идеологией и конечной целью уничтожения Православия, с другой — натиск обновленцев, раскольников, самосвятов, воспользовавшихся «революционными свободами» для достижения своих целей. Большевики отличались мастерством сталкивать и провоцировать людей, поэтому появилась настоятельная необходимость осторожно и мудро повести церковный корабль сквозь все рифы новой политической реальности, дипломатично балансируя между чужими интересами и своими задачами, правильно оценивая ситуацию, наметить стратегию Православной Церкви в новых для нее условиях.

В 1922 году в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в числе многих украинских иерархов был арестован Митрополит Киевский Михаил (Ермаков). Вся тяжесть ответственности за судьбу Киевской епархии легла на викарного Епископа Макария (Кармазина).

В скором времени в силу замечательных административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу Епископ Макарий стал пользоваться авторитетом не только в Киевской епархии, так как ему, как правопреемнику, приходилось решать проблемы, выходящие за пределы Киевской епархии, что делало его фигуру в церковной ситуации на Украине во многих отношениях ключевой. Вокруг него стали консолидироваться сторонники Патриаршей Церкви на Украине. Происходящее в стране Владыка оценивал трезво и ясно и умел в соответствии с обстоятельствами защищать церковные интересы. Объем церковных проблем был так велик, что Епископ Макарий пришел к выводу о необходимости рукоположения новых Архиереев, которые смогли бы понести тяготы архипастырского служения в новых, неблагоприятных для Православия, обстоятельствах. Не сообразуясь с мнением и пожеланиями представителей власти и втайне от них, вместе с ближайшим другом и единомышленником Епископом Ананьевским Парфением (Брянских), Епископ Макарий совершил хиротонии наиболее твердых и верных сторонников Святейшего Патриарха Тихона, способных к активной и плодотворной церковной работе. По инициативе Епископа Макария было создано не подконтрольное ГПУ церковное управление, душой которого он являлся. Именно в этот период шла кропотливая и напряженная работа по созданию жизнеспособных церковных групп, состоящих из духовенства и мирян и действующих независимо от безбожной власти.

Малософиевский собор в Киеве оставался у православных (большая Софиевская церковь была захвачена украинскими самосвятами), и там формировался сильный приход, руководимый Епископом Макарием.

Благодаря их стараниям и трудам до православных Киева своевременно доходила нужная информация, формировались и вырастали новые достойные кандидаты для рукоположения, осуществлялась связь с селами.

«Деятельность Епископа Макария,– вспоминал В.И. Воловик,– была чрезвычайно реальна и действенна. Еще будучи в Киеве, параллельно с деятельностью руководящих ячеек Епископ Макарий создал т[ак] н[азываемую] пятерку общекиевского масштаба из Н.В.Кривицкого, А.Г.Феоктистова, Волошинова, М.Н.Петренко, И.П.Мельникова. В задачи этой пятерки входила координация деятельности всех киевских групп».

По благословению Епископа Макария специально собирались средства для ссыльных Епископов. Для этого Владыка выдал специальное письмо-разрешение, позволяющее проводить сборы во всех киевских приходах. Но были и отдельные люди, специально назначенные для сбора средств для Архиереев, находящихся в ссылке или тюрьме.

В 1923 году за активную деятельность Епископа Макария арестовали и четыре месяца продержали в Киевской тюрьме.

В январе 1925 года Владыка был вторично арестован, а его обязанности принял на себя Архиепископ Георгий (Делиев).

Осенью 1925 года вернулся из ссылки Митрополит Михаил (Ермаков). Несколько позже, зимой, был освобожден Епископ Макарий (Кармазин) и в связи со сложившимися обстоятельствами был назначен епископом Екатеринославским и Новомосковским, а в декабре того же года снова арестован и после десятимесячного заключения выслан в Харьков, где пробыл до марта 1927 года без права выезда.

Зимой 1925–1926 года в Харькове находились Архиепископы Борис (Шипулин) и Онуфрий (Гагалюк), Епископы Константин (Дьяков), Макарий (Кармазин), Стефан (Адриашенко) и Антоний (Панкеев). С ними в постоянном контакте были Епископы Василий (Зеленцов), Филарет (Линчевский), Сергий (Куминский), Максим (Руберовский), Леонтий (Матусевич) и Архиепископ Аверкий (Кедров). Эти Архиереи в значительной мере влияли на церковную жизнь на Украине. В течение осени 1926 года обдумывался и обговаривался вопрос о необходимости тайного рукоположения новых Епископов, как и в 1923 году. Как избрание, так и хиротония совершались конспиративно, без предварительного оповещения властей. По мере арестов и ссылок одних Епископов их места занимали другие, каждый из которых окормлял определенный регион и те конспиративные группы,что там были.

Так, Владыка Константин (Дьяков) ведал Харьковщиной, Архиепископ Борис (Шипулин), Епископ Феодосий (Ващинский), Епископ Варлаам (Козуля) и священник из Ольгополя Поликарп Гулевич (впоследствии священномученик Порфирий, Епископ Симферопольский и Крымский) — Подолией, Епископ Макарий (Кармазин) и Епископ Антоний (Панкеев) — Днепропетровщиной, Епископ Дамаскин (Цедрик) и Епископ Стефан (Проценко) — Черниговщиной.

В 1926 году вместе с другими Архиереями Украины Епископ Макарий возвысил свой голос против григорианского раскола, подписав «Обращение Украинских православных иерархов к заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию (Страгородскому) по вопросу осуждения организаторов ВВЦС».

В 1927 году Владыку Макария арестовали и отправили в ссылку в Горно-Шорский район Томской области. По окончании срока Епископ с 1933 года проживал в Костроме, позже служил в селе Селище Ивановской области.
Лишения и ссылки только укрепили огненный дух Епископа Макария. Все пережитое им ради Христа, становясь основой душевного устроения, давало ему легкую и благодатную осознанность, что и как должен делать Архиерей в условиях тотального гонения на веру. И Владыка продолжал создавать домовые церкви, где подготавливались кандидаты для рукоположения. Оставаясь, как и прежде, непримиримым борцом с обновленцами, он непрестанно проповедовал.

Осенью 1934 года оперуполномоченный Кирьянов, принимая во внимание, что нахождение на свободе этого Архиерея может влиять на ход дальнейшего следствия, санкционировал арест Епископа Макария. В постановлении говорилось, что «…Кармазин материалами предварительного следствия достаточно изобличается в контрреволюционной агитации и пропаганде, направленной против советской власти, в связях с контрреволюционной ссылкой (то есть в отношениях с сосланными иерархами и священнослужителями), в устройстве антисоветских сборищ, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК».

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.