google-site-verification: google21d08411ff346180.html Священномученик Иоанн Шишев, иерей | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Священномученик Иоанн Шишев, иерей

Август 25th 2012 -

Память  13/26 августа

Священномученик Иоанн Шишев (в некоторых источниках встречается написание: Шишов) родился в 1867 году .

Предположительно, его отцом был псаломщик Флоро-Лаврской церкви села Пироговского Камышловского уезда Иоанн Филиппович Шишев. В 1880 году Иван окончил курс обучения в Далматовском духовном училище по второму разряду и поступил в Пермскую Духовную семинарию. Трудно судить о причинах его низкой успеваемости, но учился Иван Шишев не очень хорошо: так, по окончании первого класса семинарии он имел переэкзаменовки по Священному Писанию и математике, а после второго класса – по греческому языку. В 1886 году Иван Иванович окончил семинарию по второму разряду и вступил в брак с дочерью священника Иоанна Николаевича Оранского Ольгой. Впоследствии у них родилось трое детей: сыновья Владимир и Петр и дочь Елизавета.

Много скорбей пришлось перенести отцу Иоанну и матушке Ольге из-за своих детей. Отец Иоанн желал, чтобы его первенец Владимир, родившийся в 1890 году, стал священником, и отдал его для обучения в духовную семинарию. Однако Владимир, обладая незаурядными способностями к живописи, оставил семинарию и уехал в Екатеринбург, где тайно от отца поступил в рисовальную школу. Конечно, такой самовольный поступок сына не мог не принести родителям большого огорчения. Впоследствии Владимир Иванович продолжил обучение в Казанской художественной школе (позднее – училище) у известного русского живописца Н. И. Фешина, а в 1914 году был призван в действующую армию. Почти сразу же он попал в австрийский плен и в течение нескольких лет находился при лагере «Визельбург». Там он делал зарисовки для австрийских крестьян и нередко получал за это «вознаграждение» – молоко, хлеб, сало, благодаря которым он и его товарищи могли поддерживать свои силы. Владимир возвратился к родителям только в 1918 году – после долгих лет мучительной для них разлуки…

Дочь отца Иоанна Елизавета скончалась в возрасте двенадцати лет. После ее смерти отец Иоанн и матушка Ольга удочерили девочку-сироту Зою, которая впоследствии вышла замуж, имела дочь, но умерла также в молодом возрасте. «Искушения и скорби, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца с упованием на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом…». Те скорби, что переносил отец Иоанн в течение всей своей жизни, вероятно, как бы подготовили его к принятию, с полной верой и смирением, чаши мученичества, которую Богу было благоугодно послать ему.

В декабре 1887 года Иоанн Шишев принял сан священника и был назначен на служение к Вознесенской церкви села Крестовского Камышловского уезда. Через пять с половиной лет его перевели к Покровской церкви Колчеданской женской общины того же уезда.

Село Колчеданское, некогда Колчеданский острог, было основано в 1673 году в семидесяти верстах от города Камышлова, на левом берегу реки Исети, в месте впадения в нее речки Колчеданки.

В 1865 году в селе Колчеданском была учреждена Покровская женская община, при которой устроили храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделами в честь праведного Симеона Верхотурского и апостола Иоанна Богослова. При общине действовала церковно-приходская школа для девочек. Из 148 насельниц, проживавших в Покровском монастыре в начале ХХ века, 115 получили начальное образование при этой обители. Отец Иоанн преподавал в этой школе Закон Божий и заслужил самые высокие отзывы о своей деятельности епархиальных наблюдателей церковных школ. Так, в отчете за 1897—1898 учебный год говорилось, что священник Иоанн Шишев исполняет свои обязанности «с особенным старанием, ревностию и успехом», а в отчете за 1898—1899 годы отмечалось, что батюшка трудится на своем поприще «с особенным усердием, любовию и знанием дела». В 1897 году «за усердную и весьма полезную службу и благочестное житие» он был награжден набедренником. А через год по представлению Епархиального училищного совета ему было преподано Архипастырское благословение «за труды по церковно-школьному делу и за материальное содействие школам». Кроме преподавания в школе, отец Иоанн в 1894—1895 годах исполнял также обязанности духовного следователя по 2-му округу Камышловского уезда.

В апреле 1900 года Указом Преосвященного Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, отец Иоанн был перемещен на первую священническую вакансию к церкви во имя великомученика Георгия в селе Мироновском Верхотурского уезда, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

Село Мироновское (ныне Мироново) было основано в XVII веке на месте впадения реки Арамашка (дореволюционное написание: Аромашка) в реку Реж. Первую деревянную церковь построили в селе в 1750-х годах. Каменный храм во имя Великомученика Георгия Победоносца с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1801—1835 годах. К началу ХХ века в селе насчитывалось более 220 дворов с населением, составлявшим 1200 человек.

Во время служения в селе Мироновском отец Иоанн был назначен заведующим церковно-приходской школой деревни Липинской Мироновского прихода, а также являлся членом-соревнователем Общества взаимного вспомоществования учившим и учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты Екатеринбургской епархии. Общество это, состоявшее под покровительством Преосвященного, было создано в конце 1902 – начале 1903 года. Основной его задачей являлось оказание помощи учителям и учительницам школ, попавшим в трудное материальное положение.

В течение многих лет отец Иоанн являлся также действительным членом братства во имя праведного Симеона Верхотурского и одновременно – членом Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому комитету.

Братство во имя праведного Симеона было образовано в 1886 году. Основными его целями являлась просветительская и миссионерская (прежде всего противораскольническая) деятельность. Члены его занимались распространением среди простого народа книг, брошюр и листков духовно-нравственного содержания, по воскресным и праздничным дням организовывали религиозно-нравственные чтения. Чтения эти всегда начинались и заканчивались общим пением молитв, в конце совершалась бесплатная раздача листков, любимыми из которых были «Троицкие». Вероятно, участвовал в этой деятельности и отец Иоанн.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.